Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 11 из 12)

всюду обрабатывали землю («Ливией» Геродот называет всю Африку)... а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы столпы (т.е. прошли пролив Гибралтар) и прибыли в Египет». Но дальние походы вокруг Африки финикийцы совершали не только по приказанию фараонов иногда они отправлялись в такие странствия на свой страх и риск. Около 100 г. до н. э. среди живших в Египте греков ходили не вполне достоверные слухи о том, что обломки корабля с укра­шавшей его нос лошадиной головой (значит судна фи­никийцев) были найдены каким-то путешественником на восточном побережье Африки. Если эти рассказы были правдивы, следовательно, финикийцы попали в эти места, обогнув Африку с запада.

&

Наверное, Средиземное море казалось финикийцам тесным и потому, что отношения между финикийскими городами и их европейскими и африканскими колониями были довольно сложными, а иногда и враждебными. Интересы Тира, Сидона и Библа, с одной стороны, и Карфа­гена, Утики и Гадеса — с другой, совпадали далеко не во всём и не всегда. К тому же колонии нередко основывались беглецами, проигравшими борьбу за власть в родном городе. Но, несмотря ни на что, отношения между финикий­скими городами и их колониями оставались достаточно тесными; ведь боги, которым молилось население колоний, продолжали «жить» в прежних местах в горах Ливана в своих древних храмах. Эти связи были намного сильнее, чем интерес финикийских колонистов к своим африканским и европейским соседям: финикийцы в колониях чаще всего не вступали в контакты с местным населением, как, например, поступали греки, а ограничивались лишь меновой торговлей.

*

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

В конце XIII в. до н. э. Палестина стала землёй обетованной для еврейских племён, вытеснен­ных из Верхней Месопотамии вместе с други­ми семитскими племенами амореев-сутиев. Коче­вым племенам, пришедшим из пустыни, Палестина действительно могла показаться райским уголком, хотя на самом деле это страна контрастов. Здесь есть и пустыни, и плодородные долины, и нагорья, и болота, и горы со снежными вершинами. Земля Ханаан (так древние евреи называли Палестину), в которую бог Яхве повелел идти Аврааму, леген­дарному предку всех еврейских, арамейских и араб­ских племён, оказалась оживлённым перекрёст­ком. Через неё проходили важные торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды, связанные с возможностью конт­ролировать торговлю огромного региона, сталкивало державы Древнего Востока в стремлении ус­тановить господство над Палестиной. Она была постоянным полем сражений, по её тропам шло непрекращающееся движение не только торговых караванов, но и войск враждующих сторон. На определённом этапе развития еврейского народа это обстоятельство предопределило многое в его исто­рической судьбе.

История древнееврейского народа нашла отра­жение в Библии — уникальном своде мифолого-религиозных преданий и трактатов, исторических хроник и романтических повестей. Но восстано­вить, как развивались события во время появления еврейских племён в Палестине, по текстам Библии невозможно. Согласно Библии, прежде чем прийти в Палестину, израильтяне, потомки внука Авраа­ма, Иакова (его второе имя — Израиль), обосно-

67

вались в Египте. Там они попали в раб­ство. Стенания угнетённого народа ус­лышал Бог Яхве и призвал Моисея, ев­рея из «колена» (племени) Левия, вывести народ израильский из Египта. На Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей — за­претов и повелений, регулирующих поведение че­ловека перед Богом. Между народом Израиля и Бо­гом был заключён договор — «завет». Народ обещал исполнять волю Бога, за что Яхве даровал ему зем­лю Ханаан. Нарушение «завета» грозило жестоки­ми карами, вплоть до полного истребления народа. Моисею не было суждено ступить на землю Хана­ана. Предводителем еврейских племён, появивших­ся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина. Библейский рассказ о пребывании евреев в Египте и исходе из него учёные считают мифом, не под­тверждаемым историческими источниками. Мои­сей и Иисус Навин — такие же, очевидно, мифичес­кие герои, как и богатырь Самсон, побивший, как рассказано в Библии, враже­ское войско одной ослиной челюстью.

Утверждение еврейских племён в Палестине прохо­дило в жестокой и длитель­ной борьбе с древнейшими обитателями этой земли ханаанеями — семитами, гово­рившими на языке, близком еврейскому. Одновременно евреям приходилось отби­ваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчи­нить своему влиянию древ­нюю Палестину пытались хетты и Египет. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза племён в государство. В XIII в. до н. э. в Палестину вторглись филистимляне, участники переселения «народов моря» — разнооб­разных по происхождению племён, уничтоживших могущественную Хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на некоторое время избавилась от тя­гостного внимания соседних великих держав, что и позволило создать в Палестине довольно сильное государство Израиль. Время его существования — самая любимая для еврейского народа страница его истории, его золотой век.

12 «колен» Израиля объединились для борьбы против филистимлян, сумевших закрепиться на плодородной прибрежной полосе Палестины. Своим царём израильтяне избрали Саула из «колена» Ве­ниамина (около 1030 г. до н. э.). Саул одержал ряд побед над филистимлянами и изгнал их из большей части Палестины. Но затем начались неудачи, выз­ванные претензиями на власть со стороны честолю­бивого и умного Давида из племени Иуды. Когда Саул и его сыновья погибли в битве с филистимля­нами, царём был избран зять Саула Давид (1004 г. до н. э.). Он изгнал завоевателей из страны, подчинил последние независимые ханаанские города-го­сударства и в 995 г. до н. э. взял их неприступный, расположенный на скале город Иерусалим. Этот го­род стал столицей его государства, границы кото­рого значительно расширились. Давид контролиро­вал теперь всю торговлю между Египтом и Между­речьем. При нём Иерусалим стал не только поли­тическим, но и религиозным центром Израиля. Сю­да был перевезён Ковчег Завета, священный ларец, в котором, по представлениям евреев, незримо пре­бывала магическая сила их сурового Яхве, ставше­го верховным божеством еврейского пантеона.

Библия рассказывает, что у Давида было много­численное и сварливое потомство, с которым ста­рый царь никак не мог справиться. Уже при его жизни при дворе начались интриги и борьба за власть. После смерти Давида его младший сын Со­ломон, убив брата и его приверженцев, в 965 г. до н. э. стал царём Израиля. Соломон оказался энер­гичным правителем и ловким дипломатом. Полу­чив в наследство богатое и сильное государство, он при­умножил его мощь. Соломон заключил союз с Египтом и Финикией, установил конт­роль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и вместе с фини­кийцами занялся морской торговлей. По всей стране возводились мощные крепос­ти, а в Иерусалиме с помо­щью финикийских архи­текторов и ремесленников были построены царский дворец и храм Бога Яхве.

Грандиозное для неболь­шой страны строительство, многочисленное чинов­ничество и наёмное войско требовали больших средств. При Соломоне в царстве Израиль вводятся единая налоговая система, десятина и трудовые по­винности. Племя Иуды, откуда происходили Давид и Соломон, получило ряд привилегий, что вызвало недовольство других племён. К тому же Египет, не желавший усиления государства Израиль, начал оказывать помощь всем его противникам. В 925 г. до н. э. после смерти Соломона единое государство Израиль распадается на два независимых и посто­янно враждующих друг с другом царства: южное — Иудею и северное — сохранившее название Изра­иль.

Распад страны совпал с наступлением на Палес­тину соседних крупных держав, которое закончи­лось катастрофой для еврейского народа. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II захватил столи­цу нового Израиля Самарию, разорил город и увёл в Ассирию значительную часть населения государ­ства. Израильское царство навсегда сошло с исто­рической арены, а уведённые в плен без следа раст­ворились среди населения Ассирийской державы.

Евреи. Исход из Египта.

68

Стена плача.

Иудея осталась в стороне от ассирий­ского нашествия и сохранила свою не­зависимость. В VII в. до н. э. Ассирия начинает слабеть, и в Иудейском царстве появляет­ся надежда на восстановление былого могущества. Но по следам Ассирии пошли сначала Египет, а за­тем Вавилония. В 586 г. до н. э. нововавилонский царь Навуходоносор II взял столицу Иудеи Иеру­салим, разрушил храм бога Яхве и значительную часть населения увёл в Вавилонию. Так началось знаменитое «вавилонское» пленение. Иудеи, пере­селённые в Вавилонию, не утратили своей нацио­нальности, как это случилось с уведёнными в Ас­сирию израильтянами, прежде всего потому, что из­гнание не было долгим. Уже в 538 г. до н. э. иран­ский царь Кир II после взятия им Вавилона раз­решил иудеям вернуться на родину.

Бедствия, обрушившиеся на Израиль и Иудею, привели к мучительной и трагической переоценке ценностей. Большая роль в этом принадлежала так называемым «пророкам», возглавившим новое ре­лигиозно-политическое движение сначала в Палес­тине, а затем и среди переселённых в Вавилонию иудеев в течение VI—V вв. до н. э. В своих пропо­ведях они предсказывали судьбу народа, обличали неправду и зло, выступали против неправедного бо­гатства и угнетения народа. Пророки призывали ев­рейский народ признать Бога Яхве единственным Богом, творцом, избравшим еврейский народ, что­бы он возвестил миру истину. Все беды они объяс­няли тем, что евреи нарушили «завет», заключён­ный Моисеем с Богом Яхве. Только строгое соблюдение заповедей, данных Богом Моисею, могло, по их утверждениям, спасти еврейский народ и воз­родить былую славу Израиля.