Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 12 из 12)

Культ Бога Яхве становится для иудеев симво­лом национального единства, а восстановление на­циональной самостоятельности неразрывно связы­вается с восстановлением храма Яхве в Иерусали­ме. Поэтому после того, как Кир II разрешил евре­ям вернуться на родину, священники иерусалим­ского храма стали высшей религиозной и полити­ческой властью Иудеи.

Вся последующая история еврейского народа — это бесконечная ожесточённая борьба за независи­мость. После завоевания Иранской державы Алек­сандром Македонским Иудея вошла в состав его го­сударства, а затем попеременно становилась добы­чей то птолемеевского Египта, то правителей дер­жавы Селевкидов.

Внутренняя жизнь Иудеи III—II вв. до н. э. от­личалась большим напряжением. Находясь под уп­равлением эллинов, она подвергалась сильному влиянию греческой культуры. Различные слои об­щества Иудеи относились к этому по-разному. Ост­ро стоял вопрос о том, должен ли еврейский народ сохранять свою обособленность, строго соблюдая «завет», или стать открытым для восприятия элли­низма. В 167 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV под угрозой смертной казни запретил выпол­нять законы Яхве. Это послужило толчком к на­чалу Маккавейской войны (167—142 гг. до н. э.). Борьбу возглавили Маттатия из священнического рода Хасмонеев и его сыновья. Война, получившая

Пророки.

70

название по прозвищу одного из его сыновей, Иуды Маккавея, закончилась обретением независимости. Под властью правителей из династии Хасмонеев (142—76 гг. до н. э.), казалось, возродилось сильное государство Давида. Хасмонеи включили в состав государства всю Палестину, и оно стало приобре­тать черты эллинистической монархии. Победа ук­репила в иудеях веру в действенность договора с Яхве, в их «избранность». Но изменения в экономи­ческой и политической жизни общества требовали и реальных нововведений, которые открыли бы воз­можности для диалога с окружающим миром.

Однако время, отпущенное Иудее для свободного развития своей культуры и государственности, ис­текло. В 63 г. до н. э. на территорию Палестины вторгся римский полководец Помпей. После трёх­месячной осады он взял Иерусалим, и Палестина стала римской провинцией. Некоторое время Иудея сохраняла номинальное самоуправление, а потом окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе.

Вхождение в состав Римской империи не изме­нило характера борьбы между различными группи­ровками внутри Иудеи, а лишь обострило её. Выс­шее духовенство и крупные землевладельцы соста­вили «партию» саддукеев, выступавшую за сотруд­ничество с римскими властями и против чересчур мелочного соблюдения «завета». Их непримиримые противники фарисеи требовали строгого исполне­ния воли Бога, но недостаточно последовательно бо­ролись с римлянами (поэтому слово «фарисей» ста­ло синонимом лицемера).

В среде простого люда Иудеи в это время получает широкое распростране­ние вера в скорое пришествие избавителя, мессии, посланника Бога Яхве, который спасёт народ от гнёта чужеземцев и установит царство правды на земле. Наиболее яростными и последовательными защитниками этих идей были зелоты и ессеи, сы­гравшие большую роль в возникновении христиан­ства. Зелотов римляне называли «сикариями» (убийцами), т.к. те использовали террористические методы борьбы. Непрекращающаяся борьба между этими религиозно-политическими группировками, неудачные попытки восстаний подвели Иудею к трагическому взрыву — Иудейской войне (66— 70 гг. н. э.).

В 66 г. н. э. в городе Цезарее произошло столк­новение между эллинизированной частью населе­ния, поддержанной прокуратором Гесием Флором, и сторонниками «завета». В ответ на это римский гарнизон в Иерусалиме был перебит, и восстание охватило всю Иудею. Император Нерон направил против восставших войска под командованием Тита Флавия Веспасиана (см. ст. «Римские император­ские династии»). Римлян встретило ожесточённое сопротивление, но многие из фарисеев, принявших участие в восстании, испугались его размаха и пе­решли на сторону Рима. Среди них был военачаль­ник Иосиф Флавий, написавший впоследствии «Ис­торию Иудейской войны». Он происходил из знат­ной еврейской семьи, принадлежавшей к влиятель­ному иерусалимскому жречеству. Потерпев ряд по-

Казнь восставших зелотов.

71

ражений, Иосиф Флавий сдался в плен римлянам и помогал им в покорении Иудеи.

В 70 г. сын Веспасиана Тит с огромной армией осадил Иерусалим. Жители города защищались с необыкновенным мужеством. С потрясающей силой описана трагедия города в истории Иосифа Флавия. Люди, истощённые голодом и болезнями, умирали прямо на улицах. Когда город сдался, Тит приказал сровнять его с землёй. Иерусалимский храм был разрушен, и иудеям под страхом смертной казни запретили входить в город. Оставшееся в живых население было продано в рабство.

В течение 60 лет стоял в разрушенном Иеруса­лиме прославившийся своей жестокостью Десятый римский легион. Император Адриан во время по­ездки по восточным провинциям пришёл к мысли решить проблему Палестины путём насильственной ассимиляции иудеев. В 131 г. он основал в Иеруса­лиме колонию Элия Капитолина, а на месте раз­рушенного храма хотел построить святилище Юпи­тера Капитолийского.

Осквернение святого места подняло в 132 г. иу­деев на новое восстание. Во главе его стоял Симон Бар-Кохба («Сын звезды»). Он освободил на корот­кий срок Иерусалим и большую часть Палестины и объявил себя царём Израиля. Адриан послал про­тив повстанцев своего полководца Юлия Севера, ко­торый снова занял Палестину и в 136 г. захватил последнюю крепость восставших — Бетар. В Бетаре погиб Бар-Кохба, а оставшиеся в живых были про­даны в рабство или бежали из страны, которая под­верглась беспощадному опустошению.

Вторая Иудейская война довершила процесс рас­сеивания евреев по всему свету. Уже вавилонское пленение положило начало так называемой диаспо­ре — рассеиванию. В иранский и эллинистический периоды вынужденное изгнание превратилось в до­бровольную эмиграцию. Большие еврейские коло­нии существовали в Вавилоне, в Египте на острове Элефантина и в Александрии, в Риме тоже была довольно значительная по численности еврейская община. После восстания Бар-Кохбы диаспора ох­ватила Грецию, Македонию, Киренаику.

Греческий географ Страбон писал: «Евреи насе­ляют почти все города, и в мире нелегко найти мес­то, где бы не жили представители этого племени». Религиозное и национальное чувства, обострённые трагической судьбой их родины, связывали евреев диаспоры крепкими узами и не давали растворить­ся среди народов, к которым забрасывала их судь­ба.

Штурм крепости.

72

Император Тит

и писатель Иосиф Флавий

во время осады Иерусалима.