Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 5 из 12)

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья — шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущест­венной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н. э. Историки называют его «старовавилонским». Второй период подъёма после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626—539 гг. до н. э.). Эти годы принято обозначать как время существования «нововавилонского» царства.

Небольшое поселение на месте будущего Вавило­на существовало, вероятно, ещё во времена шуме­ров. Городом Вавилон стал после захвата Между­речья кочевниками-амореями около 2000 г. до н. э. Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из их опорных городов и стал Вавилон.

Город располагался в очень удобном месте — там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от глав­ного русла Евфрата начинают отделяться многочис­ленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нару­шил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

50

Ворота богини Иштар.

7. Границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.).

2. Территория Ассирийской державы в середине VII в. до н. э.

3. Основные направления завоевательных походов ассирийских царей.

Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше ни­кто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Кресть­яне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами ре­шали, что им выращивать — ячмень или финико­вые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше ко­ров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных кам­ней... Зато появилось много мелких мастерских.

Раздробление огромных хозяйственных объеди­нений на мелкие привело к тому, что после налажи­вания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался не­виданный подъём. Государство не подавляло актив­ность крестьян и ремесленников и не отбирало ос­новную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зер­но, ткани и другие товары, нанять умелого работни­ка. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основ­ном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 г. до н. э. Междуречье оправилось от по­следствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых цент­ров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной не­зависимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключа­ли союзы с сильными соседними государствами — Ларсой, Исином, Мари — и при этом точно выби­рали наиболее выгодного партнёра. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значитель­но расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Положение меняется при шестом царе Вавило­на — Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, рас­положенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в се­бя основную часть Междуречья. Продуманная сис­тема политических союзов помогла ему разгромить противников; причём нередко — чужими руками. В конце концов вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царём северного го­сударства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи приш­лось решать очень сложные задачи. Чтобы его вла­дения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой сто-

52

Храм Этеменанки

1 — мост через Евфрат; 2 — Нухар; 3 — Этеменанки; 4 — Священные ворота.

роны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян зем­лю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Та­кие действия привели бы к быстрому упадку стра­ны — люди успели привыкнуть к самостоятельно­сти, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, поз­воляющие царю управлять деятельностью поддан­ных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хамму­рапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался уча­стками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближёнными царя и получали от не­го землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в ос­новном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи на­чал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии

53

расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из род­ственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, огра­ничил долговое рабство тремя годами, но справить­ся с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор­говцы, но и сборщики налогов, и хранители цар­ской казны.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо ру­ководить людьми и дать стране счастье, тогда я вло­жил в уста страны истину и справедливость и улуч­шил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, та­ким образом, пытается примирить интересы раз­ных людей — тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божест­ва.

Мардук, по словам Хаммурапи, не просто наг­раждает покорных и наказывает ослушников — бог даёт людям свод правил, устанавливающих спра­ведливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но — через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое го­сударство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Нача­лась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилон­ское царство было уничтожено вторгшимися хет­тами и касситами, которые потом правили Меж­дуречьем около 400 лет (см. ст. «Хеттское царство»).

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он пер­вым из правителей древности соразмерил с силой

Вавилонская школа.

царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливаю­щего согласие между людьми.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Пе­редней Азии. Многие достижения древних вавило­нян вошли в современный быт: вслед за вавилон­скими жрецами мы делим год на двенадцать ме­сяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюби­вым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказа­лась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоян­ные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба (см. ст. «Асси­рия»). Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605—562 гг. до н. э.). Вместо уз­ких кривых улочек были проложены прямые длин­ные улицы протяжённостью до 5 км, которые ис­пользовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было возд­вигнуто великолепное святилище — семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Та­кие сооружения в Междуречье называли «зиккурат».