Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 7 из 12)

56

Кухонные принадлежности египтян.

Древнеегипетское военное судно (Древнее царство).

единого египетского царства (около 3000 г. до н. э.) таких номов насчитывалось примерно сорок.

Египтяне редко готовили себе еду сами — чаще всего они относили полученное зерно в специальные «столовые», в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень. Эти «столовые» тоже находились под надзором номархов или самого ца­ря, которого называли «фараон». Специальный чи­новник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлёбку, кашу и пи­во, он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.

Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в древ­нем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что при­меняли другие народы Древне­го Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. О том, как и что егип­тяне строили, мы расскажем позже, а пока посмот­рим, как и зачем они воевали.

Фараон, который чаще всего стоял во главе еги­петского войска, старался воевать быстро, чтобы уже через несколько месяцев вернуться домой, в столицу. Армия состояла из двух частей: небольшо­го отряда специально обученных и хорошо подго­товленных солдат и большого ополчения из кресть­ян, набранных в войско всего на несколько месяцев и временно освобождённых от полевых работ. Вражеские крепости египтяне не умели брать присту­пом, поэтому они их осаждали, на что уходило мно­го времени.

Связанные эфиоп и сириец — символ подвластных Египту народов.

Нередко египетское войско возвраща­лось домой после трёх-четырёхмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Круп­ные сражения случались редко — полководцы бе­регли солдат, которых они называли «стадом Бо­га». Рисковать не хотели ни египтяне, ни их про­тивники: нубийцы на юге, правители небольших сирийских и палестинских городов и хеттские цари на севере. Очень редко победа в войне приводила к захвату чужого царства, потому что управлять им было трудно и хлопотно. Фараоны предпочитали посадить на трон в чужой стра­не верного Египту правителя, а если он становился непокор­ным — заменить его другим, которого до поры до времени держали при дворе почётным заложником.

Главной целью войны была военная добыча — рабы, скот, редкие породы дерева, слоновая кость, золото, драгоценные кам­ни. После удачного похода фараоны возвращались с грудами богатств; многое доставалось и простым воинам. Солдат мог пригнать 3—5 рабов и либо вы­годно продать их на невольничьем рынке, либо ис­пользовать в своём хозяйстве. Жажда военной до­бычи была, однако, не единственной причиной, за­ставлявшей фараонов отправляться с войском в чу­жие края.

Дело в том, что Египет не имел хорошей дре­весины для строительства кораблей, рудников для

57

Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы превратить долину Нила в неприступную крепость. С за­пада и востока доступ в Египет был надёжно защищён Ливийской и Аравийской пустынями; на юге египтяне ещё в древние времена преградили путь врагам по Нилу, выстроив несколько мощных крепостей в южном Слоновьем номе. Самым уязвимым местом в обороне страны был север низовья в месте впадения Нила в Средиземное море были открыты для завоевателей. Когда власть фараонов в стране была сильна, именно здесь египтяне держали основную часть своего флота и сухопутной армии. Но во время восстаний против царской власти оборона северных рубежей резко ослаблялась, и азиаты-кочевники могли беспрепятственно проникать в Египет. В такие моменты «все азиаты становились подобны египтянам, а египтяне подобны чужеземцам, выкинутым на дорогу», как выразился Ипусер, свидетель одного из таких набегов коче­вников.

Около 1750 г. до н. э. нашествие кочевников-гиксо'сов, пришедших с севера, завершилось завоеванием Египта. У гиксосов было бронзовое оружие и колесничное войско этого оказалось достаточно для захвата ослабленной внутренними распрями страны. Несмотря на своё военное превосходство над египтянами, гиксосы не смогли установить прочную власть над всей долиной Нила. Южные номы Египта лишь на словах признавали главенство гиксосских царей, накапливая силы для борьбы против них.

Гиксосы быстро поняли, что им не под силу управлять завоёванной страной их было слишком мало, и их опыт степной жизни очень мало подходил к новым условиям. Поэтому гиксосы начали перенимать египетскую систему управления, верования и обряды. Правители гиксосов ко­роновались короной фараонов, принимали египетский цар­ский титул, приближали к себе египетских вельмож. Одновременно гиксосы поощряли переселение родственных им кочевников с Синайского полуострова в Египет, надеясь создать дополнительную опору своей власти.

Но все попытки гиксосов укрепиться в Египте оказались напрасными. Последние гиксосские фараоны жили, запершись в своей столице-крепости Аварис, построенной в низовьях Нила. Борьбу за освобождение Египта от чужеземцев возглавили правители Фив, основавшие восемнадцатую династию фараонов, наиболее блестящую династию в истории страны. В 1580 г. до н. э. последние отряды гиксосов были изгнаны из приморских областей Египта. Египетская легенда рассказывает о том, что побеждённым гиксосам был предложен выбор: покинуть Египет свободными или остаться в нём рабами.

Гиксосы предпочли второе такова была притягатель­ная сила египетской культуры, под влиянием которой они жили в течение 170 лет.

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почитанием. Египтяне очень часто задумывались о том, что ждёт человека после кончины; у них были сложные представления о жизни после смерти, о воскресении людей, исполнивших все необходимые обряды при жизни и похороненных должным образом. Считалось, что жрецы об­ладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечи­вающими людям вечную жизнь; наиболее важные из этих знаний были ещё в глубокой древности записаны в «Книге мёртвых», которая была священна для египтян. Только жрецы хранили в своей памяти тексты заклинаний и молитв, обращаемых к богам, дарившим людям тепло и свет, воду и урожай. Помимо магических знаний жрецы обладали навыка­ми возведения сложных архитектурных сооружений, умели следить за движением светил на небосводе, вычислять площади земельных участков, занимались врачеванием.

Как правило, фараоны и жрецы конфликтовали редко; их отношения по большей части были хорошо налажены. Жрецы прославляли царей, а фараоны освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство. Противоречия впервые возникли тогда, когда Египет начал активные военные действия в Передней Азии в эпоху Нового Царства (с 1580 г. до н. э.). Храмы требовали свою долю

добычи различных металлов и даже камня, необ­ходимого для строительства храмов и дворцов. Чем совершеннее становились египетские постройки и инструменты ремесленников, тем больше страна за­висела от ввоза нужных материалов из чужих кра­ёв. Широкое применение меди потребовало посто­янного присутствия египетских военных отрядов на Синайском полуострове, где находились самые бо­гатые медные рудники. Из Леванта же вывозили ценные породы деревьев. Ещё сложнее стало по­ложение Египта, когда около 1500 г. до н. э. стала широко применяться бронза — сплав меди и олова. Оружие, изготовленное из бронзы, было намного лучше медного, и армия, вооружённая бронзовыми мечами, стрелами и копьями с бронзовыми нако­нечниками, имела большое превосходство над про­тивником. Медь египтяне могли достать, а вот оло­вянных рудников поблизости не было, и знаме­нитым фараонам эпохи Нового Царства (1580— 1085 гг. до н. э.) Тутмосу III и Рамсесу II прихо­дилось вести длительные и тяжёлые войны в Сирии и Палестине вплоть до реки Евфрат, чтобы поста­вить под египетский контроль главные торговые пу­ти, по которым перевозили олово (см. ст. «Хеттское царство»). В отдельных случаях египтяне покупали необходимые им продукты и материалы, но чаще всего они стремились получить нужное силой.

Огромные богатства, накопленные фараонами, позволили египтянам строить так много, величест­венно и красиво, как не умел ни один народ на Древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший произво­дить довольно сложные математические расчёты. Имена самых знаменитых архитекторов дошли до нашего времени. Рабочих-строителей, возглавляе­мых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу — окончательную обработку больших каменных бло­ков, их шлифовку и укладку. Делалось это настоль­ко тщательно, что даже сейчас, спустя четыре с лишним тысячи лет, между многими каменными блоками невозможно вставить тонкое лезвие брит­вы — так плотно они уложены. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным строительным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие башню из деревянных кубиков. Прочность и устойчивость здания зависели от того, насколько хорошо «куби­ки» прилегают друг к другу.