Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 8 из 12)

Самые простые работы — перетаскивание тяжес­тей, грубое обтёсывание камней, прокладка дорог к месту стройки — доставались согнанным из ближ­них деревень крестьянам. Начальники заботились, чтобы они не сидели сложа руки даже во время разлива Нила, когда работы на полях не было. Труд рабов на стройках использовали редко. Хотя рабов в Египте всегда было немало, до эпохи Нового Цар­ства они занимались в основном домашним хозяй­ством: пекли, стирали, убирали комнаты, сторожи­ли дом хозяев, ткали холсты, ухаживали за домаш­ней птицей.

58

Свободных египтян чиновники фараона соединяли в «рабо­чие отряды», состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как обработка полей, рытьё каналов, прокладка дорог, строительство зданий. В эпоху Древнего Царства (2800—2250 гг. до н. э.) рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Во времена Среднего Царства (2050—1750 гг. до н. э.) вельможи уже обзавелись собственными зависимыми людьми и распоря­жались ими по своему усмотрению.

Самые крупные храмы и пирамиды строились десятиле­тиями. Храм, не достроенный одним царём, завершал его пре­емник на троне, а вот пирамида иногда оставалась незавер­шённой. Пирамиды — это гробницы фараонов; гроб с телом царя, превращённым мастерами в нетленную мумию, уста­навливался в потайном помещении внутри пирамиды; входы в погребальную комнату и в саму пирамиду закладывались камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с пер-

добычи — ведь они снабжали войско фараона и людьми, и скотом, и зерном. В то же время «новые люди», выходцы из низов египетского общества, служившие в армии, были не согласны с таким разделом и претендовали на большую часть захваченного. Столкновение было, по-видимому, таким острым, что около 1500 г. до н. э. при царице Хатшепсут Египет был даже вынужден на время прекратить походы в Сирию и Палестину. Выход был позднее найден в усиленном ограблении зав­оёванных стран: захваченных рабов, скота и зерна должно было хватить на всех. С 1400 по 1200 г. до н. э. неподалёку от Фив были построены самые роскошные египетские храмы Карнак и Луксор; их строительство должно было символизировать восстановление союза между царской властью и жрецами.

*

Пирамида Джосера.

59

1. Завоевательные походы египетских фараонов.

2. Территория Египетского царства около 1500 г. до н. э.

3. Оазис.

вых дней своего правления, но не каждый успевал её закончить.

Самые высокие (их называют «Великими») пи­рамиды возведены в эпоху Древнего Царства непо­далёку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу (греки называли его Хе­опс) и Хафра (Хефрен). Высота первой из них в древности составляла 146,7 м, второй — 143,5 м.

Образцы вооружения египтян.

Вершины их довольно сильно пострадали от вре­мени, и сейчас обе пирамиды на несколько метров ниже. При строительстве таких огромных сооруже­ний египетским архитекторам приходилось решать сложные технические задачи. Пирамида Хуфу, к примеру, сложена из 2 300 000 каменных блоков, каждый из которых весит около двух с половиной тонн. Общий вес пирамиды — 6,5 или 7 млн. т — следовало рассчитать так, чтобы давление на внут­ренние помещения (галереи, погребальные камеры, святилища) распределялось равномерно и пирами­да не обрушилась внутрь от собственной тяжести. Восхищение самих египтян и их соседей Великими пирамидами было настолько огромно, что их счи­тали одним из семи чудес света.

Зачем же египтяне строили своим царям гигант­ские гробницы? Чтобы понять это, необходимо хотя бы немного знать о богах Древнего Египта и о ре­лигиозных представлениях его жителей. Мы при­выкли говорить о человеческой «душе»; египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется бога­ми тем людям, за душами которых хорошо ухажи­вают священники-жрецы. Гробница рассматрива­лась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли «Ка» (двойник умершего чело­века). Поэтому цари и вельможи ещё при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, чёр­ного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего «Ка» красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц

60

Тутанхамон с женой.

Золотая маска фараона Тутанхамона. 1562-1352 гг. до н. э.

ограблено ворами и разбойниками ещё в далёкой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые за­хоронения. Широкую известность получила откры­тая археологами гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в девятнадцатилетнем возрасте.

В Египте почиталось множество богов. Некото­рые из них были очень древними и походили боль­ше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Поэтому во многих городах обожествляли животных — кошек, быков, крокодилов — и содер­жали их в специальных помещениях, прудах или стойлах. Оскорбление животных наказывалось смертью, ибо наносился ущерб богам, которых они олицетворяли. В каждом номе были свои боги (иногда мало известные за его пределами), но су­ществовали и общеегипетские божества, храмы ко­торых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома. Когда после распада Древнего Царства столица страны была перенесена из Мемфиса в Фивы, верховным божеством стал считаться фиванский Амон-Ра. Известно ещё, что фараон Эхнатон попытался запретить поклонение всем богам, кроме бога солнечного диска по имени Атон. Но привязанность египтян к старым богам оказалась сильнее страха перед грозным царём. Попытка Эхнатона не удалась, и его преемники поста­рались стереть даже память о нём.

Египтяне связывали мифы о богах с явлениями природы, сменой времён года, разливами Нила. Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни, жители Египта говорили о том, что коварный бог пустыни, Сет, убил своего брата Осириса и теперь безраздельно господствует в мире. По представле­ниям египтян, слёзы богини Исиды, оплакиваю­щей своего мужа Осириса, вызывали разливы Ни­ла. Начало всхода посевов считалось воскресением Осириса, которого спас его сын Гор. Всё это стало известно, когда в первой трети XIX в. француз Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и учёные смогли прочитать надписи в пирамидах и «Книгу мёртвых» с описанием подземного Цар­ства мёртвых. Некоторые из мифов были записаны на папирусе — египетском предшественнике бу­маги, изготовлявшемся сложным способом из рас­тения папирус — и сохранились до наших дней.

Долгое время египтянам удавалось охранять долину Нила от чужеземных вторжений. За пер­вые две тысячи лет египетской истории страна все­го один раз была завоёвана кочевыми племенами гиксосов около 1750 г. до н. э. (см. ст. «Военное дело Древнего Востока»). Меньше чем через 200 лет за­воевателей изгнали, и Египет вступил в эпоху дли­тельного расцвета. Однако соседние страны разви­вались всё же быстрее Египта, который с трудом усваивал новое из-за приверженности своим тради­циям, и в I тыс. до н. э. страну в нильской долине завоевали сначала ассирийцы, потом — иранцы, греки и, наконец, римляне. Но и под чужой вла­стью египтяне ещё долго сохраняли свою непов­торимую культуру, воспоминания о великом прошлом своей родины.

61

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

До начала XX в. учёные почти ничего не знали о хеттах. «Хетеяне» (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о «стране Хета» или «Хатти». Из египетских источ­ников можно понять, что в 1300 г. до н. э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной (см. ст. «Древний Еги­пет»). Борьба эта закончилась, так сказать, «вничью» — значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской дер­жаве ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.

Начавшиеся в конце XIX в. раскоп­ки в центральных районах Малой Азии (современная Турция) показали, что центр Хеттского царства со столи­цей Хаттуса располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиня­ных плиток, покрытых письменами. Значки на многих плитках оказались знакомы учёным — это была аккад­ская клинопись, хетты переняли её у жителей Междуречья. Прочесть их, одна­ко, не удалось — надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915 г. чешский языковед Бедржих Гроз­ный. Он доказал, что хеттский язык родствен сла­вянским, германским, романским языкам, состав­ляющим индоевропейскую языковую семью. Доста­точно сравнить хеттские слова «ватар», «далугашти», «небиш» с их русскими аналогами «вода», «долгота» (т. е. длина), «небо». Это открытие стало на­учной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь го­ворили на языках афро-азиат­ской семьи, похожих на совре­менные арабский и еврейский. Из глубины веков начали про­ступать своеобразные очерта­ния мира, в котором жили хет­ты. Обычаи и установления, свойственные индоевропей­ским народам, хетты соедини­ли с заимствованными у своих сосе­дей-соперников — ассирийцев, вави­лонян, египтян и хурритов.