Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 2 (стр. 1 из 12)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Первый урок истории в шестом классе. Учи­тель рассказывает о Древнем Востоке; он говорит о жестокости царей и бесправии ра­бов, о классовой борьбе и восстаниях угнетённых. Пройдёт какое-то время, и в памяти школьников твёрдо останется одно: на Древнем Востоке жили рабы и рабовладельцы, угнетаемые и угнетатели, и в этом смысле древневосточное общество ничем не отличалось от других, более поздних. Оно просто было не таким развитым, как общества Древней Греции, Рима или средневековой Европы, более отсталым. А раз отсталым — значит, и не таким интересным.

Если у вас осталось именно такое представление об истории Древнего Востока, то оно очень одно­бокое и неполное. Конечно, повезло тем, кто живёт в больших городах и может пойти в хороший музей. Первые залы таких музеев всегда посвящены Древ­нему Востоку: ведь именно в этих краях начиналась история человечества. Как таинственно выглядят специально затемнённые залы, какие необычные каменные фигуры выступают из стен! Кажется, что мы входим в царство тайн и древней мудрости. Мы разглядываем красивые колдовские амулеты в фор­ме жуков и птиц, изготовленные искусными резчи­ками по камню, глиняные таблички, испещрённые клинописью...

Если родители расскажут ребятам о древних странах и населявших их народах, то память об этом посещении музея останется надолго.

Запомнятся названия стран и государств, су­ществовавших на Востоке в древности: Египет, Си­рия, Финикия, Иудея, Хеттское царство, Урарту, Ассирия, Шумер и Вавилония, Элам, Персия, Ин­дия и Китай. Таблички на музейных экспонатах скажут внимательному посетителю, что древневос­точная история началась примерно с 3000 г. до н. э., когда возникли первые государства в долинах Нила и Евфрата, и продолжалась в Передней Азии и Египте вплоть до македонского завоевания в IV в. до н. э. (см. ст. «Филипп II и Александр Македон­ский»), а в Индии и Китае — до III—V вв. н. э., когда начали складываться феодальные отноше­ния.

Но и эти представления об истории Древнего Востока неполные. Школьный учебник показывает одну её сторону, полутёмный музейный зал — дру­гую, но в цельную, законченную картину эти по­ловинки не складываются. Мир Древнего Востока остаётся чужим и непонятным, с какой бы стороны

мы на него ни смотрели. Мы любим видеть в исто­рии движение, развитие, наблюдать за действиями ярких, выдающихся личностей; здесь же все цари и правители как бы на одно лицо, жизнь течёт не­изменно из века в век, почти лишённая переломов, взлётов и падений. Время от времени история даже возвращается к уже давно пройденному; похоже, что она движется по раз и навсегда проложенному круговому пути.

Историки часто говорят о «застойности» и «от­сталости» древневосточных обществ. Но история — это не гонки «Формулы-1», когда ты сидишь на трибуне с банкой кока-колы в руках, а мимо с гро­хотом, дымом и рёвом проносятся пёстро разукра­шенные страны и народы. Если мы ищем в истории только развлечение, то можно сравнивать её и с автогонками, и с компьютерной игрой, в которой всегда есть выигравший и проигравший. Но если мы хотим понять своих далёких предков, освоить то наследство, которое мы от них получили, лучше сразу отказаться от деления народов на передовые и отсталые, победителей и побеждённых.

К тому же и вопрос о победителях в гонке За­пад — Восток ещё далеко не решён. На протяжении первых 14 веков нашей эры мировой центр без вся­ких сомнений находился не в Европе, а в Китае; до XIII—XIV вв. вряд ли уступала в развитии евро­пейским странам и Индия. А ведь и Индия, и Китай уже имели к этому времени за спиной трёхтысячелетнюю историю. Значит, «застойность» древневос­точных обществ не помешала им долгое время со­хранять экономическое, техническое и культурное превосходство над «передовыми» европейскими на­родами?

Самое простое объяснение особенностей истории Древнего Востока найдено давно: греки и римляне были более талантливы, чем народы Египта и Ва­вилонии, поэтому они стремились к новому, разви­вались, а на Древнем Востоке привыкли довольст­воваться уже достигнутым, известным. Но это не­правда. Шумеры и египтяне были одарены от при­роды не менее, чем греки. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на великие пирамиды, сохра­нившиеся намного лучше греческих построек. А ведь греческие храмы моложе пирамид на два ты­сячелетия! Древние архитекторы, владевшие лишь четырьмя арифметическими действиями и опирав­шиеся исключительно на опыт и чутьё, умели воз­водить сложнейшие конструкции, которым может позавидовать любой современный инженер. А с не-

42

иссякаемой фантазией создателей древних восточ­ных мифов и сказаний не может сравниться вся изобретательность современных писателей и кино­режиссёров. Не забудем, что именно в древневос­точных странах были приду­маны и разработаны все ос­новные виды письменности, и греки позднее лишь заимство­вали и усовершенствовали са­мую удачную из этих разно­видностей — финикийское письмо.

Народы, первыми в исто­рии создавшие мощные госу­дарства и роскошные храмы, книги и оросительные кана­лы, заслуживают и интереса, и уважения со стороны потом­ков. Особенность же их за­ключалась в том, что все свои творческие силы, всю свою при­родную одарённость они расхо­довали не столько на изобрете­ние чего-то нового, сколько на поддержание сложившихся, от века установленных порядков.

Представим себе, сколько сил нужно было по­тратить на то, чтобы про­сто сохранить невреди­мыми первые небольшие очаги высокой культуры земледелия и государ­ственности. Стихийные бедствия, неурожаи, на­беги полудиких и жад­ных до добычи соседей — всё это угрожало загасить едва теплящиеся огоньки новых культур, возни­кавших в долинах боль­ших рек примерно с 3000 г. до н. э. А сколько таких «огоньков» было раз и навсегда погашено? Точное их число мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Вспомним, что боль­шинство древневосточ­ных государств распола­галось в тех краях, где и сейчас ураганы, наводне­ния и землетрясения каждый год уносят тыся­чи человеческих жизней. В наши дни на помощь пострадавшим народам приходят соседи и всё международное сооб­щество. Пять тысяч лет назад от соседей ничего хо­рошего в таких случаях ждать не приходилось, и лучше было готовиться к чёрным дням заранее. Вы­живали только самые осторожные, предусмотри-

тельные и организованные — те, кто со­бирал все запасы продовольствия в од­ном безопасном месте, беспрекословно повиновался своим вождям, следовал установлен­ным обычаям. Народы Древ­него Востока жили с постоян­ным чувством тревоги и стра­ха перед завтрашним днём, поэтому их любимым заняти­ем было гадание о будущем (греки и римляне унаследова­ли страсть к гаданию от егип­тян и сирийцев). Гадали на всём: на костях и внутреннос­тях принесённых в жертву животных, на специальных картах, внимательно разгля­дывали направление полёта птичьих стай, расположение светил на небе. Гадали все: грозный ассирийский царь Ассархаддон и правители древних городов на реке Хуанхэ, фини­кийские жрецы ужасного бога Ваала и знатные иранцы-заговорщики, намеревав­шиеся сместить с трона царя-самозванца. Напря­жённый интерес к тому, что будет завтра, к тому,

что должно случиться, по­казывает, что жизнь на Древнем Востоке вовсе не была спокойной и неиз­менной. Никто не был уве­рен в том, что это «завтра» вообще наступит; чтобы встретить завтрашний день, уже сегодня нужно было приложить немало усилий и ловкости.

Мы пока ещё плохо представляем себе, какие изменения происходили в душе человека, оставив­шего бродячую жизнь охотника и собирателя да­ров дикой природы и свя­завшего свою жизнь с клочком земли, кормив­шим его и семью. Охотник легко ускользал от воздей­ствия враждебных сил природы — ему достаточ­но было сменить место охоты или стоянки, чтобы оказаться недосягаемым для злых духов, в сущест­вование которых он твёр­до верил. Земледелец, как бы прикованный к своему полю, оросительному каналу и амбару с зерном, чувствовал себя беззащитным перед всеми силами мира, о которых он не знал, добры они или злы. Сегодня солнце давало земле тепло, а завтра оно же

Табличка одного из объединителей Египта — царя Нармера. Посвящена победе Южного Египта над Северным.

Слева — лицевая сторона, справа — оборотная сторона таблички.

43

выжигало молодые посевы; речная вода сегодня несла почве жизнь, а завтра вы­ходила из берегов, заливала селения и убивала людей. Жителям речных долин открылся огромный мир сил природы; они не могли теперь ускользнуть от этих сил, следовательно, приходи­лось учиться управлять ими.

Шумеры, египтяне, арии и ханьцы (древние ки­тайцы) приложили огромные усилия, чтобы разоб­раться в бескрайнем и непостижимом для человека мире: они представили эти силы в обличии богов, дали богам имена, определили характер каждого из божеств, составили тексты молитв и заклинаний, взываний к богам. Не следует относиться к этой деятельности древних иронически: ведь переход к оседлому земледелию вынудил их «открыться» на­встречу миру, и мир обрушился на них с такой си­лой, что люди просто вынуждены были как-то ор­ганизовать свои новые впечатления, иначе они про­сто не вынесли бы их давления. Древневосточный человек был обречён жить в мире, пронизанном ма­гией и колдовством, но магия не была для него про­сто способом исполнения его личных или коллек­тивных желаний — желания получить хороший урожай или выгодно жениться. Магия как бы пред­ставляла собой ширму, заграждение между челове­ком, оказавшимся под прицелом таинственных сил, и самими этими силами. Магическую броню человек носил на себе всю жизнь, а подчас не сни­мал её и после смерти. С подобными представле­ниями прямо связан сложнейший похоронный об­ряд древних египтян.