В случаях, указанных законом, для совершения сделки необходима ее государственная регистрация. Акт государственной регистрации является юридическим фактом, завершающим юридический состав, необходимый для возникновения прав и обязанностей из сделки.
Государственной регистрации подлежат, во-первых, сделки с недвижимым имуществом, которые прямо указаны законом[14]; во-вторых, сделки с движимым имуществом определенных видов. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ»[15] сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации; в-третьих, сделки с объектами интеллектуальной собственности, указанные в законе (договоры об отчуждении патентов, исключительных прав на товарный знак, лицензионные договоры).
В устной форме могут совершаться сделки, для которых законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма. Кроме того, могут совершаться устно сделки, для которых установлена простая письменная форма, несоблюдение которой не влечет их недействительность, если они исполняются при самом их совершении.
1.3 Порядок и последствия признания сделок недействительными
Если сделка не соответствует условиям действительности, она по общему правилу является недействительной. Недействительность сделки означает, что она не влечет юридических последствий, на достижение которых была направлена, но в то же время порождает последствия, установленные законом в связи с ее недействительностью. Такая сделка недействительна с момента ее совершения. ГК РФ подразделяет недействительные сделки на ничтожные и оспоримые.
Ничтожной называется сделка, которая является изначально недействительной в силу закона, независимо от наличия судебного признания ее недействительности, независимо от желания ее сторон. В теории гражданского права такие сделки называются абсолютно недействительными. Ничтожные сделки не влекут возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, на которые они были направлены. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом в течение 3 лет со дня, когда началось ее исполнение. Кроме того, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Оспоримой называется сделка, которая недействительна в силу признания ее таковой судом по требованию уполномоченного лица, которое может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. В теории гражданского права оспоримые сделки получили название относительно недействительных, или относительно действительных сделок. Оспоримые сделки до тех пор, пока они не оспорены, вызывают предусмотренные ими правовые последствия, однако если они оспариваются уполномоченным лицом, то суд при наличии соответствующих оснований признает их недействительными, причем с момента их совершения (с обратной силой).
Сделка, не соответствующая требованиям нормативных актов, по общему правилу ничтожна. Оспоримыми являются сделки, прямо указанные в законе. На оспоримость сделки указывают содержащиеся в норме права формулировки типа «может быть признана судом недействительной по иску (требованию)»[16].
В отношении каждой оспоримой сделки закон указывает лиц, которые могут предъявить такое требование. Например, сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, может быть оспорена родителями, усыновителями или попечителем.
Общим нормативным основанием недействительности сделок является правило, содержащееся в ст. 168 ГК РФ, согласно которому сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Специальные основания недействительности сделок можно сгруппировать в зависимости от того, какое условие действительности сделки нарушено.
Сделки граждан, не обладающих необходимым объемом дееспособности для их совершения (сделки с пороком в субъекте), можно подразделить на две группы:
1. Сделки, совершение которых возможно только через законного представителя, − сделки малолетних и лиц, признанных недееспособными (ст. ст. 171, 172 ГК РФ), являются ничтожными. Если совершенная сделка выгодна для малолетнего или недееспособного гражданина, то возможно признание ее действительной в судебном порядке по требованию родителей, усыновителей или опекуна − в первом случае и опекуна − во втором.
2. Сделки, на совершение которых необходимо согласие другого уполномоченного лица или лиц, однако оно не получено, − сделки несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, ограниченных судом в дееспособности (ст. ст. 175, 176 ГК РФ), являются оспоримыми. Они могут быть признаны недействительными в первом случае − по иску родителей, усыновителей или попечителя, во втором случае − по иску попечителя.
При решении вопроса о недействительности сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности, а также сделки, совершенной с выходом органа юридического лица за пределы предоставленных ему полномочий, необходимо различать:
− случаи, когда специальная правоспособность юридического лица или полномочия органа юридического лица установлены законом. Сделки, выходящие за пределы правоспособности юридического лица или полномочий его органа, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ;
− случаи, когда по закону юридическое лицо наделено общей правоспособностью, однако в учредительных документах цели его деятельности определенно ограничены, либо полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе.[17]
Сделки, выходящие за пределы правоспособности юридического лица или полномочий его органа, являются оспоримыми в соответствии со ст. 174 и 173 ГК РФ. Они могут быть признаны судом недействительными, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.[18] В таком же порядке может быть признана недействительной сделка, совершенная без соответствующей лицензии (в нарушение Закона о лицензировании отдельных видов деятельности[19]), по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица.
Сделки с пороками субъективной стороны можно подразделить на две группы: сделки, в которых подлинная воля субъекта не соответствует волеизъявлению; сделки с дефектным формированием внутренней воли.
К первой группе относятся следующие виды сделок. Фиктивные сделки − мнимые и притворные (ст. 170 ГК РФ). Мнимая сделка − это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. В мнимой сделке по существу имеется одно только волеизъявление, в основе которого нет воли совершить ее иначе как только для виду. Стороны стремятся создать видимость совершения сделки и ее правовых последствий для третьих лиц. Мнимые сделки являются ничтожными. Как правило, это сделки, влекущие переход права собственности на имущество. Они совершаются с целью уменьшить состав имущества субъекта, например, в ожидании обращения взыскания на это имущество по его долгам и т.д. Внешне права на имущество переходят к третьему лицу, однако воля сторон не направлена на наступление подобных последствий, поэтому в действительности имущество не передается либо передается, но впоследствии возвращается.
Притворная сделка − это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Цель прикрыть другую сделку может быть обусловлена тем, что прикрываемая сделка противоречит закону либо с ее заключением закон связывает какие-либо неблагоприятные для сторон последствия (например, связанные с налогообложением). В притворной сделке, так же как и в мнимой, имеет место несоответствие воли и волеизъявления. Но если при совершении мнимой сделки ее участники вообще не стремятся к какому-либо изменению существующей действительности в результате заключения сделки, то при совершении притворной сделки стороны желают вызвать правовые последствия, но не те, которые вызывает данная сделка, а другие, о которых они договорились.
Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка является ничтожной, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. Если прикрываемая сделка противоречит закону, то она признается недействительной и к ней применяются соответствующие последствия недействительности.
Сделки, совершенные под влиянием насилия, угрозы (ст. 179 ГК РФ), являются оспоримыми, волеизъявление в них также не соответствует подлинной воле субъекта, оно осуществляется вынужденно. Порок сделок, совершенных в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (ст. 179 ГК РФ), выражается в том, что представитель действует в ущерб интересам представляемого, вследствие этого волеизъявление представителя не соответствует воле представляемого.