Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать "Братья Карамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской! " Сказал он по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, была надежда русской земли.
Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Как не смог и философ: о. Амвросий был уже не таким податливым, как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли) .
Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически - показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца.
Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; ум. 1891) , замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (ум. 1943) - великому православному философу и богослову.
Старец Амвросий принимал посетителей до позднего вечера, кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителям из-за их общественного положения. Такой образ жизни старец вел свыше тридцати лет.
Многие его высказывания достойны публикации. Автор приведет только те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвросием, как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали.
"Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем". Вот именно встать людям и помогал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и священников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, с другой.
"Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, может быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-то хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим".
У старца, конечно же, было очень много почитателей, и один из них написал о нем: "Любить ближнего именно так, чтобы желать ему всякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставить ему это счастье было его жизнью и его дыханием".
С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым моим сведениям, он был впоследствии канонизирован) говорил на равных, давая этим им надежду возродиться.
К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Тихону Калужскому или советовал таинство елеосвящения, а иногда врачевал и своей молитвой.
Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливости старца.
Многие великие старцы, столпы отечественного христианства, православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн-Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел.
10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горюющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращенную им обитель добра и любви.
1892-1923
Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя.
В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в истории этого замечательного монастыря. Братия Оптиной продолжает Богоугодную деятельность своих предшественников, в том числе и издание Богословской литературы.
Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое значение не только для академических трудов богословов Русской Православной Церкви, но и для широких общественных кругов России. Соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием Православной Церкви, нашли свой путь в философии русские религиозные философы ("богословы в миру") : И. В. Киреевский (ум. 1856) , А. С. Хомяков (ум. 1860) , Ю. Ф. Самарин (ум. 1876) , И. С. Аксаков (ум. 1886) , К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другие мыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрождению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах.
Оптина Пустынь способствовала возрождению не только в среде монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Старцы Оптиной воспитали многих опытных духовников Русской Церкви. Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духовных школах (академиях и семинариях) , чему способствовала самоотверженная научная деятельность ученого монашества и лучших представителей духовенства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русская Православная Церковь 988-1988; Очерки истории I - XIX вв., Вып. I; Издание Московской Патриархии, 1988.
2. Православный журнал "Вечное"; Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".
3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго старца iеросхимонаха Макарiя; Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 1862.
4. Сергей Нилус "Великое въ маломъ. Записки православнаго" - "Сила Божия и немощь человеческая" - "На берегу Божьей реки" Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь и ее время") "; Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
6. "Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни"; Репринтное издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
7. "Полный Православный Богословскiй Энциклопедический Словарь" (соотв. тома) , Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.