В литературе высказано мнение, согласно которому объект субъективного права является в то же время и объектом самого правоотношения, так как главное место в правоотношении принадлежит субъективному праву.[6] Если же при таком подходе рассматривать объект правоотношения как один из его структурных элементов, то вряд ли можно согласиться с утверждением, согласно которому «… под объектом правоотношения следует понимать то, на что правоотношения воздействует»[7]. В таком случае один и тот же объект существует одновременно и в рамках правоотношения в качестве его структурного элемента, и вне рамок правоотношения в качестве предмета, на который правоотношение воздействует. А это означает, что правоотношение воздействует … на один из его элементов.
В философии объект определяется как внешний предмет, противостоящий субъекту, на который направляется сознание и деятельность человека.[8]
Теоретические проблемы правоотношения привлекают постоянное внимание наших правоведов. Из традиционных элементов правоотношения – субъектов, объектов и содержания – более детальному анализу подверглись два последних, обуславливая тем самым и появление дискуссионных положений в этой области. Зато положения, связанные с субъектами правоотношения, являются менее дискуссионными или даже общепризнанными.
Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит, в конечном счете, от воли государства.
Понятия «субъект права» и субъекта правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.
Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.
При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градации людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В международном пакте о гражданских и политических правах записано: « Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст.6)
В любом правоотношении всегда участвует не менее двух субъектов. Это безусловное обстоятельство вытекает из самой сущности общественного отношения, которое представляет собой определенную связь между людьми и коллективами людей. Отдельный индивид не может находиться в каком–либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения в таких правоотношениях, т.е. с множеством субъектов, легко просматривается две противостоящие стороны – уполномоченная и правообязанная.
Субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в дореволюционной юридической литературе, допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнение определенных функций. В свою очередь, животные «в праве притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из отечественных правоведов не разделяет, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т. д.).
Впрочем, в США, как сообщает печать, животные иногда все же выступают в качестве «субъектов права», «участников» судебных процессов, становятся «наследниками»[9]. История знает и более курьезные случаи. Так, в 1593 г. в России был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия. Выходит, «виновным» могут быть не только животные, но и неодушевленные предметы.
Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).
К индивидуальным относятся:
а) граждане Российской Федерации
б) иностранцы;
в) лица без гражданства (апатриды);
г) лица с двойным гражданством (бипатриды).
Институт гражданства регулируется ст. 62 Конституции РФ. Проблема двойного гражданства приобрела сегодня особую остроту в связи с образованием СНГ, в результате чего 25 млн. русскоязычного населения помимо своей оказались «за рубежом». С другой стороны, на территории РФ в настоящее время находиться свыше полумиллиона иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них много беженцев, статус которых четко не определен.
Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например, быть капитанами судов. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Есть Закон о правовом положении иностранцев от 24 июня 1981 г., который различает постоянно и временно проживающих на нашей территории иностранцев. Правовой статус их различен.
Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:
1. Само государство.
2. Государственные органы и учреждения
3. Общественные объединения.
4. Административно-территориальные единицы.
5. Субъекты РФ.
6. Избирательные округа.
7. Религиозные организации.
8. Промышленные предприятия.
9. Иностранные фирмы.
10. Специальные субъекты (юридические лица)
По нашему законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформированы в статье 48 ГК. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.
Следует иметь в виду, что не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или, скажем, учебная группа, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур.
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалось такая категория, как Правосубъектность. Правосубъектность лица быть субъектом права со всеми вытекающими последствиями. Правосубъектность – собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданское правонарушение (деликты); 4) вменяемость – условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются, в конечном счете, вторым.
Правосубъектность выступает своеобразным правовым средством включения субъектов общественных отношений в сферу права, правового регулирования.
В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений.
Содержание правосубъеткности как всеобщего и потому абстрактного свойства детализируется и развивается применительно к отдельным группам субъектов права с учетом их социальных качеств, выполняемых социальных функций и других обстоятельств.
Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.
Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.
Правоспособность в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество.
Правосопосбность свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс перечисляет наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки, также вправе иметь личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства (ГК РФ ст. 18).
В современном цивилизованном обществе нет и не, может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность – не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства – должным образом гарантировать и защищать это качество.