· признан невменяемым, и по делу требуется осуществить производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Нецелесообразно выделять в отдельное производство дело в отношении несовершеннолетнего, если взрослый участник является организатором или подстрекателем моногоэпизодных тяжких или особо тяжких преступлений, но при этом несовершеннолетний участвовал в совершении большинства из них. В этом случае, однако, на несовершеннолетнего обвиняемого распространяется положение главы 50 УПК РФ. При этом принимается необходимые меры к ограждению несовершеннолетнего от негативного влияния взрослых обвиняемых.
В случае, если по основному делу о взрослом обвиняемом и по выделенному в отношении несовершеннолетнего возникнут серьезные препятствия для исследования всех существенных обстоятельств дела либо будут установлены новые эпизоды совместного совершения тяжких преступлений, прокурор в соответствии со статьей 154 УПК вправе решить вопрос о соединении уголовных дел в одно производство.[14]
Решение прокурора, следователя или дознавателя о выделении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство оформляется по правилам, установленными статьей 154 УПК, мотивированным постановлением, в котором указываются основания для выделения такого производства. В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинные или заверенные прокурором, следователем или дознавателем копии процессуальных и других документов, которые имеют значение для уголовного дела о несовершеннолетнем.
Прокурор, утверждая обвинительное заключение, обязан проверить, выполнены ли требования статьи 422 УПК. Если дело о несовершеннолетнем выделено в отдельное производство, он проверяет, не помешало ли такое решение объективному расследованию. В случае, когда дело об этом лице не было выведено в отдельное производство, хотя для этого имелись основания, прокурор направляет дело следователю (дознавателю) для устранения данного нарушения.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права задержанный и содержащийся под стражей до суда несовершеннолетнего должны применятся только в качестве крайней меры и в течении краткого периода времени; содержание под стражей несовершеннолетнего до суда по возможности должно заменятся другими альтернативными мерами; задержанные или арестованные несовершеннолетние должны содержаться под стражей отдельно от взрослых лиц.
С учетом этих фундаментальных положений в УПК установлены специальные правила задержания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), а также применяется к нему меры пресечения в виде заключения под стражу:
1) несовершеннолетний может быть задержан по подозрению в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы и только при наличии к тому достаточных оснований, перечисленных в статье 91 УПК РФ;
2) о задержании и месте содержании несовершеннолетнего подозреваемого не позднее 24 часов уведомляются его родители и законные представители, а при их отсутствии – другие родственники (ст. 96 УПК РФ);
3) для избрания меры пресечения несовершеннолетнему обвиняемому могут послужить основания, указанные в статье 97 УПК РФ, а именно при наличии оснований полагать, что обвиняемый:
· скроется от предварительного следствия или суда;
· может продолжать заниматься преступной деятельностью;
· может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
4) при решении вопроса о необходимости избрания несовершеннолетнему обвиняемому меры пресечения и определения ее вида помимо обстоятельств, указанных в статье 97 УПК РФ, должны учитываться тяжесть предъявленного обвинения, возраст лица, состояние его здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).
5) мера пресечения несовершеннолетнему подозреваемому может быть избрана в исключительных случаях при наличии оснований и обстоятельств, указанных в ст. 97 и 99 УПК, а также на определенный в законе срок (ст. 100 УПК РФ);
6) несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести (ч.2 ст. 108 УПК РФ).
В каждом случае при решении вопроса о применении меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей и других лиц специализированного детского учреждения, в котором он находился. При избрании данной меры пресечения соблюдаются все правила и процедуры, установленные в статьях 102, 103, 105 УПК РФ.
В соответствии с законом дознаватель или следователь, в производстве которого находится уголовное дело несовершеннолетнего, незамедлительно уведомляет законного представителя о задержании, заключении под стражу, продлении срока содержания под стражей, о месте содержания или об изменении места его содержания, а также предоставляет несовершеннолетнему разумную возможность общения с родителями или лицами, их заменяющими, а при отсутствии таковых - с иными близкими родственниками (ст.108 УПК РФ). Сохранение в тайне факта задержания или ареста несовершеннолетнего в интересах предварительного расследования не допускается (ст. 96 УПК РФ).
В законе установлено, что вызов несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних через администрацию этого учреждения[15].
Не находящийся под стражей несовершеннолетний обвиняемый вызывается к следователю, дознавателю, прокурору или в суд повесткой, в которой указывается: обязанность законного представителя обеспечить явку и последствия неявки без уважительной причины для обвиняемого, а также законного представителя, если последний вызывается этой же повесткой.
Несовершеннолетний обвиняемый, находящийся в специализированном детском учреждении, вызывается через администрацию этого учреждения повесткой или с помощью иных средств связи (телеграммой, факсом, электронной почтой и т.п.), если это диктуют обстоятельствами дела.
Вызов несовершеннолетнего обвиняемого, не содержащегося под стражей, для производства следственного действия в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Время явки несовершеннолетнего обвиняемого устанавливается с таким расчетом, чтобы исключить возможность его общения с подозреваемым (обвиняемым), свидетелями и потерпевшими, проходящими по этому и другим уголовным делам.
Допрос несовершеннолетних. Свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцатилетнего возраста, перед началом допроса предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен выяснить у самого допрашиваемого или его законного представителя, достиг ли свидетель (потерпевший) указанного возраста. В случаях, когда возникают сомнения, нужно осмотреть документы (свидетельство о рождении, паспорт). Предупреждение об уголовной ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельно и сопровождаться необходимыми разъяснениями.
Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об ответственности не предупреждаются, но им разъясняется необходимость правдиво рассказать все известное по делу.
Тактика допроса подозреваемого в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или же возникают серьезные сомнения. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подростки, психика которых обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживают проявленную к нему несправедливость, проникаются ненавистью к следователю и чаще всего замыкаются.
Даже в этом случае, когда совершение преступления подозреваемым следователю, очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и расскажет правду.
Естественно, что допрос подозреваемого тем эффективнее, чем полнее следователь может использовать имеющиеся в его распоряжении доказательства. Предъявление доказательств, даже если их объем относительно не большой, часто оказывается достаточным для того, чтобы побудить несовершеннолетнего подозреваемого дать правдивые показания, как в отношении своих действий, так и в отношении соучастников.[16]
Допрос обвиняемого – это отдельный вопрос. В конституции указано, что никто не обязан свидетельствовать против себя, поэтому его не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний, кроме того, показания обвиняемого являются одновременно и источником доказательств, и средством защиты, поэтому он не предупреждается и об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, так как он не несет уголовной ответственности за это.
Убеждая несовершеннолетнего рассказать правду, ему необходимо разъяснить, почему это важно, прежде всего, для него, поскольку правдивые показания могут помочь правильно разобраться в деле.