Смекни!
smekni.com

Джордж Оруелл 1984 (стр. 2 из 4)

В следующих подпунктах политологические прогнозы Оруэлла рассмотрены более детально по трем основным направлениям.

2.1 “Война – это мир”. Геополитический прогноз

В мире романа после Второй Мировой Войны и небольшого мирного периода в 50-х годах начинается атомная война между бывшими союзниками. В результате континентальная Европа отходит к СССР, в Великобритании и США происходят социалистические революции.

Возможность такой войны исторически обоснована. Слишком разные интересы были у союзников антигитлеровской коалиции, которые объединились только перед лицом фашистской агрессии. Варианты дальнейшего вооруженного передела мира после победы над Германией рассматривались и Сталиным, и Черчиллем, и Рузвельтом. Военная машина Красной Армии, набравшая к концу войны небывалую мощь, могла «освободить» всю Европу, и только открытие второго фронта заставило Сталина ограничиться лишь восточной ее половиной. Союзники, в свою очередь, были не прочь добить «коммунистическую заразу».

После войны действительно родились две сверхдержавы – СССР и США, и к началу 50-х они обладали атомным оружием и между ними шла борьба за мировое господство. Но в реальном мире атомные арсеналы выросли слишком быстро, сделав невозможной победу в атомной войне. К тому же смерть Сталина привела к некоторой разрядке, и атомной войны 50-х не случилось. Но можно вспомнить Карибский кризис, едва не приведший к ядерной войне 60-х.

Не произошли в реальном мире и социалистические революции в капиталистических странах в шестидесятых годах. Но именно в эти годы на Западе проходили крупные забастовки, студенческие волнения, создавались ультралевые террористические организации. Местные коммунисты и социалисты развивали бурную пропагандистскую деятельность на деньги Советского Союза. Так что вариант истории Оруэлла и здесь кажется обоснованным и логичным.

В целом геополитическая карта Оруэлла очень похожа на карту реального мира. Три сверхдержавы – Океания (включает США и весь американский континент, Британскую Империю с большинством колоний), Евразия (СССР и Европа) и Остазия (Китай с прилежащими территориями) делят мир между собой и ведут ожесточенные войны на окраинах империй без применения ядерного оружия. Один из лозунгов океанийской пропаганды звучит так: “Война – это мир”. Оруэлл расшифровывает глубинный смысл этого лозунга. Оказывается, правящим верхушкам этих стран не выгодна настоящая ядерная война, так как приведет к полному уничтожению цивилизации, а, следовательно, и их власти. Но им не выгоден и мир, так как не на что тогда будет списывать экономические трудности, некуда будет девать труд миллионов рабочих, занятых в оборонной промышленности, трудно будет поддерживать уровень массовой истерии и ненависти, на которых базируется тоталитарное правление. Поэтому на границах сфер влияния сверхдержав идут постоянные бои с применением обычного оружия, поддерживающие необходимый уровень напряженности, но они никогда не перерастают в мировую войну.

О том, что именно по Оруэллу действовали правящие круги СССР, США и Китая во времена “холодной войны”, можно судить по множеству так называемых “локальных” конфликтов. Куба, Вьетнам, Камбоджи, Афганистан, Никарагуа, Эфиопия – “горячие точки”, где империи могли демонстрировать свою военную мощь, не подвергая большой опасности свои территории.

Правда, Джордж Оруэлл не мог предвидеть, что после Второй Мировой Войны традиционные империи, просто включавшие колонии в свой состав, отойдут в прошлое. Им на смену придут так называемые «сферы влияния» сверхдержав. Правящий класс малого государства, попавшего в такую «сферу», получал гарантии стабильности своей власти. Местная капиталистическая олигархия или коммунистическое правительство защищались «ограниченным контингентом» метрополии от внешней опасности и внутренней оппозиции. Взамен государство-вассал теряло многие атрибуты независимости, лишалось самостоятельной внешней политики, отдавало экономику в распоряжение колонизаторам.

Изменение технологии порабощения не изменило общей картины развития отношений мировых империй. Сверхдержавам было даже удобнее локализовывать конфликты в пределах территории небольших якобы независимых государств. Причем одна из сторон действовала «инкогнито». И хотя американцам было известно, что «вьетконг» использует советское оружие, а советское руководство знало о том, что афганских моджахедов тренирует и вооружает США, но по причинам, описанным у Оруэлла, сохранялось «статус-кво». Ярче всего эта тенденция проявилась в период «Карибского кризиса», когда поводов для глобального ядерного конфликта было достаточно, но причин не было ни у Советского Союза, ни у Соединенных Штатов, и империи, побряцав ядерными арсеналами, мирно разошлись.

Таким образом, Оруэллу удалось довольно точно спрогнозировать разделение мира тремя ядерными империями, то есть Океанией-США, Евразией-СССР и Остазией-Китаем, и показать политические мотивы такого явления, как «холодная война».

2.2 “Правда - это ложь”. Прогноз о системе власти тоталитарного государства

Действие романа разворачивается в тоталитарной империи Океании. Официальная идеология государства и название его общественного строя – «ангсоц», что является сокращением от слов «английский социализм». Общество разделено на четко очерченные классы – касты, переход между которыми практически невозможен.

На самом дне общественной иерархии находятся «пролы». Это простые рабочие (к сожалению, Оруэлл не упоминает о крестьянах, но, скорее всего, они тоже принадлежат к этому классу). Пролы работают везде, где необходим физический труд, живут в трущобах и развалинах на периферии городов, питаются и одеваются бедно. Спиртные напитки крепче пива для них запрещены. Однако пролы имеют наибольшую в Океании степень личной свободы, – за ними почти не наблюдает «полиция мысли», они имеют относительную свободу передвижения, для них не обязательны «телекраны» - устройства пропаганды и скрытой слежки. Правящий класс считает, что «пролы» не способны угрожать диктатуре, так как имеют низкий интеллектуальный уровень и не могут организовать осмысленную борьбу.

Следующими в социальной иерархии идут члены внешней партии. Как и в Советском Союзе, в Океании при упоминании слова «Партия» никто не спрашивает: «Какая?» Партия здесь одна, и именно она управляет страной. Но члены партии разделены на две категории – внешнюю и внутреннюю. Внешние партийцы – это довольно большое количество интеллектуально развитых людей, способных выполнять умственную работу. Они работают в министерствах на маленьких должностях, управляют сложными механизмами, ведут научные разработки. Это, по сути, «прирученная» техническая и творческая интеллигенция. Именно этот класс, как считает Оруэлл, может быть наиболее опасен для режима. Поэтому члены внешней партии подвергаются постоянной идеологической «дрессировке», слежке, репрессиям. Им положены немногие привилегии, например, употребление джина «Победа», проживание в чуть более благоустроенных домах типа «Победа». Однако эти привилегии не столько улучшают их жизнь, сколько отделяют их непреодолимой пропастью от «пролов», той силы, которую они могли бы возглавить в случае бунта. Не случайно они носят специальные форменные комбинезоны, при виде которых пролы отворачиваются и замолкают.

На вершине социальной лестницы стоит внутренняя партия, номенклатурные работники, занимающие руководящие посты, служащие в полиции мысли, имеющие реальную власть. Возглавляет внутреннюю партию усатый Старший Брат – личность, имеющая хорошо знакомый нам культ поклонения. Члены внутренней партии живут намного лучше внешних партийцев, не говоря уже о пролах. У них личные особняки, автомобили, официальные слуги. Им доступны настоящие, а не суррогатные продукты, вина, сигареты. Слежка за ними почти не ведется.

Управление государством осуществляется с помощью четырех министерств: Министерства Изобилия (сокращенно, на новоязе, - «минизо»), Министерства Мира («минимир»), Министерства Правды («миниправ») и Министерства Любви («минилюб»). Министерства получили названия в соответствии с основным принципом ангсоца, принципом двоемыслия, - Министерство Изобилия, например, отвечает за экономику, при этом большая часть жителей Океании ведет полуголодный образ жизни, живет в трущобах и носит робы. Министерство Мира отвечает за армию, то есть за войну. Министерство Правды ведает средствами массовой информации - газетами, книгами, телевидением, - создавая при этом всеобъемлющую систему лжи о счастливой жизни и добрых вождях. Министерство Любви – это и есть пресловутая «Полиция мысли», ужасное учреждение, отслеживающее каждый шаг жителей Океании, наказывающее их в случае непослушания пытками и смертью.

В романе подробнее всего освещена работа Министерства Правды, так как главный герой работает в нем. Так же довольно подробно показаны методы работы Министерства Любви в тех главах, когда главного героя арестовывают.

Министерство Правды проводит в жизнь информационную политику партии, которая, по мнению Оруэлла, является важнейшим элементом современной диктатуры. Простой житель Океании, конечно же, видит и чувствует, что живет плохо и несвободно. Но в то же время он слышит в речах, читает в единственной газете, видит по «телекрану», что на самом деле он живет счастливо и сытно. При этом любой его товарищ, сосед, коллега с работы с готовностью подтвердит, что жизнь прекрасна. (А кто не подтвердит, тот будет «распылен» полицией мысли.) Таким образом, человек, в душе которого рождается протест, оказывается в полной информационной изоляции.