Российская организованная преступность является на сегодня самой быстрорастущей "отраслью" экономики. Преступные сообщества внедряются, прежде всего, в те сферы социальной жизни, где государственные институты по тем или иным причинам функционируют неэффективно или не работают вообще. Так организованная преступность выполняет функции арбитража, суда, охраны, налоговых и законодательных органов и другие.
После смерти Сталина, на волне хрущевской «оттепели» появляются первые подпольные дельцы – «цеховики». В цехах, прежде всего системы промкооперации, наряду с легальной деятельностью нелегально изготовлялась продукция для населения – одежда, обувь и др., постоянный дефицит которой был присущ государственной экономике; позднее такие цеха или целые предприятия государственного сектора экономики все в больших масштабах производили «левую» продукцию из «сэкономленного», а точнее – похищенного сырья.
ГЛАВА II. УСТАНОВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРЕСТУПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
В настоящее время, появление в условиях резких социально-экономических перемен значительного количества преступных структур вызвало необходимость выявления и доказывания по уголовным делам новых обстоятельств, в частности, отражающих связи между исполнителем и организатором, между организатором и пособниками. Решение указанной задачи усложняется тем, что в подобных случаях трудно доказывать обстоятельства, относящиеся не только к субъективной, но и к объективной стороне преступления. В отличие от действий исполнителей преступления действия организаторов не так очевидны, хотя значительное число обстоятельств, обусловливающих их привлечение к уголовной ответственности, указаны в УК РФ[6].
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст. 35 УК РФ). Об устойчивости группы может свидетельствовать, в частности, предварительное планирование преступных действий, уточнение и конкретизация деталей преступного посягательства или письменное изображение его основных элементов, подготовка средств реализации преступного умысла, подбор и вербовка соучастников, обеспечение мер по сокрытию преступления, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора группы и т.п.
Следует отметить, что ни в одном из исследованных нами толковых и юридических словарях, не встречается самостоятельного определения группы лиц по предварительному сговору, преступного сообщества, а существуют лишь ссылки на уголовный Кодекс РФ.
Термины «организованная преступная группа», «криминальная группа» и иные словосочетания, содержащие определение различных преступных формирований, отражают, прежде всего, факт многочисленности их состава.
В соответствии с ныне действующим уголовным законом Российской Федерации (ст. 33 УК РФ) совершаемая ими преступная деятельность должна рассматриваться как соучастие в преступлении, где наряду с исполнителем могут быть также организаторы, подстрекатели и пособники[7].
По уровню согласованности преступной деятельности криминальные группы подразделяются на следующие виды:
1) простая или случайная преступная группа, состоящая из двух или большего количества исполнителей, совершившая преступление без предварительного сговора;
преступная группа типа компании, в которой участвуют лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;2)организованная преступная группа, имеющая устойчивый состав лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
3)преступное сообщество, которым является наиболее сплоченная организованная преступная группа или их объединение, созданное для совершения тяжких или наиболее тяжких преступлений.
Современная судебно-следственная практика и уголовная статистика свидетельствуют, что организованные преступные группы занимаются совершением самых разнообразных видов преступлений, начиная от убийств и до тривиальных карманных краж. Вместе с тем анализ их преступной деятельности позволяет выделить в ней три основных направления, или «ветви»:
· корыстно-насильственные, или общеуголовные, преступления;
· экономические преступления;
· уголовно-политизированные преступные деяния[8].
К числу наиболее характерных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых организованными преступными группами, относятся бандитизм и разбой. Кроме этого, организованные преступные группы совершают и такие корыстно-насильственные преступления, как квартирные кражи, похищения автомашин, захват заложников, наркобизнес, порнобизнес, наемные убийства, кражи произведений искусства, занимаются нелегальным игорным бизнесом, содержат притоны и т. д.[9]. Наряду с этим организованные преступные группы нимаются рэкетом (от англ. racke) или крупным вымогательством.
По способу совершения преступления нередко можно судить о том, кто его совершил, и в частности, совершено ли оно преступником-одиночкой или действует организованная преступная группа.
К числу наиболее характерных признаков криминальной деятельности организованных преступных групп относятся:
· выбор объекта и предмета преступного посягательства;
· подготовленность преступного деяния;
· механизм непосредственной преступной деятельности;
· способ сокрытия следов преступления.
Правильный и своевременный анализ признаков криминальной деятельности организованных преступных групп позволяет устанавливать и изобличать весьма опасные преступные сообщества.Трудность расследования преступлений, совершенных организованными преступлений вызывается рядом обстоятельств, и в том числе связанных с особенностями совершения ими преступных деяний, тяжестью содеянного, опасностью последствий, уровнем организованности и сплоченности, свойствами психологии преступников.
Организованная преступная деятельность характеризуется следующими основными признаками:
а) насильственным характером;
б) жестокостью и использованием любых средств для достижения поставленной цели;
в) высоким уровнем технической оснащенности и вооруженности;
г) наличием значительных денежных и материальных средств;
д) соблюдением определенной иерархии и неофициальных норм поведения (в преступных группировках культивируется воровская идеология применительно не только к криминальному, но и к нормальному образу жизни, оправдывающая преступную);
с) созданием системы внутренней и внешней безопасности;
з) реализацией контрмер на усилия правоохранительных органов по пресечению организованной преступной деятельности;
ж) наличием преступных связей за пределами Российского государства и т.п[10].
В организованных преступных группах действует особая дисциплина, вырабатываются свои нормы поведения, господствует антисоциальная ценностная ориентация. Нарушители существующих правил поведения нередко подвергаются преследованиям и даже расправам (причем даже со стороны собственных «собратьев»). «…иной раз едет их 11 человек вместе бухать к боссу на дачу, вместе пьют, смеются и каждый знает, что вернется их только 10, но неизвестно кому будет отдана команда на убийство»[11]
Важным, представляется охарактеризовать личность участнико организованных преступных групп. Криминальная среда постоянно изменяется и поэтому характеристика личности участников организованных преступных групп ограничена рассмотрением только наиболее важных признаков.
1. Возраст. Раскрытие и расследование преступлений, совершенных организованными преступными группами, показывает, что в состав этих криминальных формирований входят лица различного возраста, начиная от подростков и до пожилых людей старше 55-60 лет. Но чаще членами организованных преступных групп являются лица наиболее дееспособного возраста от 20-24 до 35-38 лет. Лидерами и руководителями преступных группировок могут являться лица более пожилые.
Особую опасность представляет вовлечение в криминальную деятельность организованных преступных групп несовершеннолетних.
2. Пол. Большинство членов организованных преступных групп являются лицами мужского пола. Это вызвано особенностью содержания преступной деятельности, которая предъявляет к ее субъектам повышенные психические и физические требования. Тем не менее женщины составляют более 11-13%.
3. Рецидив. Среди членов организованных преступных групп часто встречаются лица, уже привлекавшиеся к уголовной ответственности за ранее совершенные преступления и не прекратившие преступную деятельность. Число таких участников криминальных сообществ неуклонно возрастает, иувеличивается их влияние на формирование преступных групп, а также на содержание преступной деятельности. Систематическое совершение преступлений формирует особые криминальные знания, умения и навыки, в результате чего преступная деятельность превращается в профессиональное занятие. Немалое воровское «мастерство» проявляют преступники при совершении карманных краж, мошенничества, фальшивомонетничества и других уголовно наказуемых деяний. Приобретение этого «мастерства» связано с передачей преступных знаний, умений и навыков в процессе своеобразного обучения более опытными преступниками молодых, только начинающих преступную деятельность. Иногда криминальное обучение носит узко направленный характер, и приводит к выработке «специалистов» в какой-то одной области преступной деятельности. Поэтому члены организованных преступных групп часто являются преступниками-профессионалами. Они ведут особый образ жизни, имеют криминальную атрибутику. Довольно часто такие лица не занимаются официальной трудовой деятельностью, а если и работают, то главным образом для прикрытия своей преступной деятельности. У них поддерживаются отношения на уровне криминальной среды и особенно внутри своей организованной преступной группы. В процессе общения проявляются и утверждаются традиции криминальной среды, воровские «законы», используются преступный жаргон, уголовные клички, содержащие значительную информацию о личности профессионального преступника, и т. д.