Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений связанных с причинением вреда здоровью (стр. 2 из 10)

д) мотивы и цели совершения преступлений данного вида.

Основными криминалистически значимыми элементами обстановки причинения вреда здоровью являются место и время совершения преступления. В большинстве случаев (92,6 % уголовных дел) преступники заранее не изучали обстановку, не выбирали место и время для причинения вреда здоровью потерпевшим, т. к. умысел на совершение таких преступлений у них возник внезапно.[5] При совершении неосторожного причинения вреда здоровью в обстановке преступления отсутствуют признаки подготовительных действий (например, наличие какого-либо предмета, использованного в качестве орудия преступления, нахождение которого в этом месте не должно быть), а также действий по сокрытию преступления. В ходе исследования установлено, что местами совершения причинения вреда здоровью являлись квартира, в которой проживали обвиняемый и потерпевший (42,6 % дел); квартиры потерпевшего, обвиняемого, их знакомых (17,1 %, 8,4 %, 12,9 % соответственно). В остальных случаях преступления совершались на улице, в местах общественного пользования и др.[6]

В отличие от умышленного, для неосторожного причинения вреда здоровью характерно наличие в обстановке преступления каких-либо факторов, сделавших эту обстановку опасной и этим способствовавших совершению неосторожного преступления. Поэтому при доказывании неосторожной формы вины внимание должно быть обращено на выявление характеризующих ситуацию обстоятельств, которые могут привести к ошибочному решению и наступлению нежелательного результата. Наиболее криминогенным временем суток являются периоды с 18 до 24 часов и ночное время суток (с 24 до 6 часов).[7]Антиобщественное поведение виновного, определенный образ жизни, который ведут участники преступного события (злоупотребление алкоголем, отсутствие работы, отсутствие жилья и т. д.) напрямую связаны со средой, в которой совершаются рассматриваемые преступления. Состояние опьянения, характеризующее обстановку такого рода преступлений, способствует зарождению криминальной ситуации, облегчает совершение преступления.

Обобщение материалов уголовных дел показало, что типичными мотивами причинения вреда здоровью являются личные неприязненные отношения, возникающие во время обоюдной ссоры, драки, или имеется иная основа для совершения преступлений указанной категории (в том числе в связи с осуществлением коммерческой деятельности) – 80,5 % от количества преступников. Значительно реже (от 4-х до 2-х %) в качестве мотивов выступают ревность, месть, расовая, национальная или религиозная ненависть. Хулиганские побуждения отмечены в каждом десятом случае.[8]

Способы причинения вреда здоровью не отличаются разнообразием. Они делятся на две большие группы, равные в количественном отношении применительно к изученным делам:

1) причинение вреда здоровью с использованием каких-либо орудий и средств, в качестве которых выступают ножи, бритвы, заточки, осколки стекла, тупые твердые предметы различного назначения (молотки, ломы, палки, бейсбольные биты, цепи, кастеты, дубинки, пряжка ремня и т. п.), топоры и лишь в 5,3 % дел – огнестрельное оружие;

2) причинение вреда здоровью без использования орудий – применяется исключительно физическая сила преступника, т. е. осуществляется избиение потерпевшего руками, ногами, сталкивание с высоты, выталкивание из движущегося транспортного средства и т. д.

От применяемого способа причинения вреда здоровью зависят характер и локализация следов на теле и одежде потерпевшего, а также на месте происшествия. По рассматриваемой категории преступлений можно выделить: следы орудий преступления(орудия для нанесения колюще-режущих ранений, твердые предметы, огнестрельное оружие); следы действий потерпевшего, иные следы действий преступника (следы рук и обуви, следы крови: брызги, пятна и потеки).

Типичны резаные, рубленые, колотые раны, кровоподтеки, переломы костей, разрывы тканей кожи и внутренних органов, вывихи; повреждения тканей одежды, следы-наслоения на теле и одежде потерпевшего от обуви преступника. Следы важнейшей группы по делам рассматриваемой категории – микроследы (микрочастицы, микрообъекты) отыскиваются, к сожалению, редко – всего в 3,2 % дел. По характеру, расположению, предмету, используемому в качестве орудия преступления, можно сделать вывод об умысле на причинение вреда здоровью.[9]

Около 80 % преступников, причиняющих вред здоровью – мужчины в возрасте от 21 до 30 лет. Больше половины преступников имели одну и более судимости. Из числа потерпевших две трети составляют мужчины, одна треть – женщины. Средний возраст большинства потерпевших – от 31 до 40 лет.[10]

Поведение, образ жизни, мировоззрение преступников и потерпевших по делам анализируемой категории нередко соответствуют друг другу. Большинство из них имели образовательный уровень не выше среднего. Отличаются низким культурным развитием. Злоупотребляли спиртными напитками; более половины из них не работали, хотя имели рабочие профессии. Зачастую поведение потерпевшего благоприятствовало причинению вреда здоровью, а подчас и провоцировало его совершение.

Установлено, что почти в половине случаев потерпевший был связан с преступником родственными отношениями; в трети случаев потерпевший и обвиняемый были знакомы по месту жительства, работе, учебе и т. п. От того, знакомы ли были преступник и потерпевший, зависело место совершения причинения вреда здоровью, а, следовательно, и способ совершения преступления.

Исследование выявило определенные криминалистически значимые зависимости между возрастом и особенностями способа причинения вреда здоровью, половой принадлежностью и способом преступления, возрастом и мотивами преступления. Выявлены также обесценивание у преступников, совершающих указанные деяния, значения нормальных семейных и вообще общественных отношений, наличие у большинства из них психических аномалий различного характера.

2. Планирование расследования данной категории преступлений в зависимости различных следственных ситуаций

Деятельность следователя по уголовным делам может быть эффективной лишь в том случае, когда она соответствующим образом организована, а все действия органов расследования приведены в определенную систему.[11]

Расследование преступлений есть, по сути, работа по проверке выдвинутых версий и установлению истины по делу. Планирование расследования составляет логическую основу его организации.[12] Вопросам планирования как существенному элементу организации труда лица, проводящего расследование, в юридической литературе уделено достаточно внимания. Этой проблеме посвящены работы В.И. Громова, А.И. Винберга, Б.М. Шавера, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, М.И. Лузгина, А.А. Закатова и многих других.[13]

Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств. Определение задач расследования начинается с установления обстоятельств, которые должны иметь место, если версия правильна.

Проверка версий по причинению вреда здоровью осуществляется, главным образом, посредством проведения следственных действий, организационных, оперативно-розыскных и иных мероприятий. Вследствие этого, очевидно, что следственные действия не могут проводиться бессистемно, путем случайного выбора. Они должны быть спланированы относительно каждой выдвинутой следователем (дознавателем) версии. План расследования включает проверку версий. Сложность планирования расследования по делам о причинения вреда здоровью, как правило, связана с наличием нескольких эпизодов преступного деяния, часто между собой не связанных.

В криминалистической тактике принято различать:

1) планирование расследования по уголовному делу;

2) планирование отдельных следственных и розыскных действий.

В первом случае выявляются способы и средства решения следственных задач по уголовному делу в целом. Планирование отдельных следственных и розыскных действий преследует цель определения способов и средств эффективного решения промежуточных задач.

Каждый вид планирования специфичен. Вместе с тем имеются некоторые общие положения, которыми нужно руководствоваться при составлении любого плана расследования. Эти положения именуются принципами планирования расследования и включают индивидуальность, динамичность, реальность и конкретность.

Индивидуальность планирования связана со своеобразием конкретного преступления, которое должно учитываться при составлении плана.

Индивидуальность не исключает возможности выявления общих тенденций в однотипных ситуациях. Общие черты однородных преступлений приводят к тому, что на конкретных этапах расследования могут производиться одни и те же следственные действия и оперативные мероприятия, составляющие определенный алгоритм.[14]

Однако индивидуальность каждого преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета, как общих закономерностей, так и специфики расследуемого события. Другими словами, наряду с алгоритмическим необходим и творческий, эвристический подход.

Специфика расследования дел о совершении причинения вреда здоровью обязывает следователя (дознавателя) со всей ответственностью подходить к составлению плана проведения следственных и иных действий по проверке выдвинутых версий. Возможность утраты материальных следов либо изменения показаний участниками уголовного процесса вполне реальна. Поэтому план расследования применительно к рассматриваемой категории уголовных дел должен содержать строгую последовательность намечаемых следователем (дознавателем) следственных действий и мероприятий на основе следственных ситуаций.