Смекни!
smekni.com

Особенности рассмотрения споров о защите деловой репутации (стр. 1 из 4)

Деловая репутация, так же как и честь, достоинство гражданина, отнесена ст. 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) к нематериальным благам. Только в отличие от чести и достоинства, которые присущи исключительно физическим лицам, деловой репутацией обладают также и юридические лица.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 16 "О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации" (далее - Постановление № 16) под деловой репутацией понимается положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, определение деловой репутации, которое было дано в постановлениях пленумов, является несколько неудачным. В соответствии с указанными определениями деловая репутация юридических лиц понимается как оценка их хозяйственной (экономической) деятельности в качестве участников хозяйственных (экономических) правоотношений. Таким образом, во главу угла при определении деловой репутации ставится именно хозяйственная (экономическая) деятельность юридических лиц.

Во-первых, это означает, что деловая репутация возникает у юридического лица только после начала осуществления хозяйственной деятельности, что неверно. Очевидно, что распространение негативных сведений о юридическом лице, которое только зарегистрировано, будет порочить его деловую репутацию, даже если это юридическое лицо еще не начало осуществлять хозяйственную деятельность. Также отметим, что в юридической литературе неоднократно указывалось, что право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица в момент регистрации, и связывать его наступление с какими-либо условиями (такими, как осуществление хозяйственной деятельности) является неправильным.

Во-вторых, указанное определение деловой репутации не учитывает иных обстоятельств, которые также могут влиять на ее оценку. Деловая репутация изменяется не только в результате хозяйственной деятельности, на нее влияет и информация о финансовом положении организации, ее учредителях и т.д. Например, судебная практика пошла по пути удовлетворения исков организаций в связи с сообщениями о якобы допущенных ими нарушениях законодательства при государственной регистрации.

В связи с этим полагаем, что определение деловой репутации требует уточнения. Необходимо, чтобы в нем было предусмотрено и то, что деловая репутация юридического лица возникает в момент его создания.

В законодательстве не определено, всякое ли юридическое лицо может обладать деловой репутацией. Полагаем, что да, поскольку законодатель не установил каких-либо ограничений. Однако защита деловой репутации возможна только в тех случаях, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности. Этот критерий, закрепленный в постановлениях пленумов, нашел свое подтверждение и в судебной практике. Так, кассационная инстанция, подтверждая решение суда первой инстанции об отказе инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь в удовлетворении иска о защите деловой репутации, указала: "При обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской или иной экономической деятельностью. Истец таких доказательств не представил, а из материалов дела данное обстоятельство не вытекает".

Тот факт, что защита деловой репутации юридического лица возможна лишь в том случае, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности, значительно ограничивает некоторые юридические лица в возможностях ее защиты. Учитывая, что осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности не является первостепенной задачей общественных объединений, многие из них вообще не занимаются предпринимательской деятельностью, другие занимаются лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления уставных целей и задач; существуют определенные трудности при защите деловой репутации общественного объединения. То же самое касается и политических партий, профессиональных союзов, благотворительных фондов, многих иных некоммерческих организаций.

Статья 153 ГК устанавливает три основания для гражданско-правовой ответственности по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации:

· сведения распространены;

· сведения не соответствуют действительности;

· сведения носят порочащий характер.

Распространение сведений

Постановлением № 16 определено, что под распространением сведений, порочащих деловую репутацию, следует понимать сообщение таких сведений как любому третьему лицу, так и нескольким лицам или неопределенному кругу лиц путем опубликования в печати, в других средствах массовой информации, трансляции по радио, теле- и видеопрограммам, размещения в сети Интернет, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах стационарного размещения или передвижного характера, публичных выступлений или сообщения в иной форме, в том числе и устной.

При этом делается единственное уточнение - сообщение таких сведений лицу, которого оно касается, не может признаваться их распространением. Интересным в этой связи является вопрос о возможности применения данной нормы к юридическим лицам. В Постановлении № 16 при определении понятия "распространение" не делается различий между физическими и юридическими лицами. Следовательно, сообщение сведений исключительно юридическому лицу, которого они касаются, не должно признаваться распространением. Однако юридическое лицо - это фикция, оно действует через физических лиц и передать информацию непосредственно ему невозможно, она в любом случае будет получена одним или несколькими физическими лицами. Теоретически возможны следующие варианты применения данной нормы: 1) распространенные сведения известны лишь работникам юридического лица; 2) сведения известны лишь руководящему органу предприятия (коллегиальному или единоличному) и не известны иным работникам предприятия; 3) данная норма вообще может не применяться в отношении юридического лица, поскольку сообщение сведений любому гражданину уже является распространением. Полагаем, что наиболее приемлемым является второй вариант - сведения в отношении юридического лица, сообщенные его руководящему органу, не должны считаться распространением. Именно при таком варианте достигается та же самая цель, которой обосновывается введение данной нормы: при сообщении сведений руководящему органу юридического лица, который обладает полной информацией о его деятельности, мнение общества об этом юридическом лице не изменится, а следовательно, его деловая репутация не будет опорочена.

Затрагивая вопросы распространения сведений, необходимо указать на то, что они должны быть распространены в отношении конкретного лица, которое должно быть четко идентифицировано. Деловая репутация - это нематериальное благо, основным признаком которого является его неотчуждаемость. Если распространены не соответствующие действительности и порочащие высказывания в отношении большой группы лиц, то ни один из ее членов не имеет права на защиту своей деловой репутации, т.к. сведения не были распространены в отношении конкретного лица и его нельзя идентифицировать. Например, при распространении информации о том, что "предприниматели, торгующие через Интернет, нарушают права потребителей", ни один из предпринимателей, торгующих через Интернет, не имеет права на защиту своей деловой репутации, поскольку данная информация не ассоциируется у окружающих с личностью конкретного предпринимателя.

Данное правило, однако, не будет применяться в том случае, когда сведения распространены в отношении достаточно маленькой группы, поскольку мнение окружающих может измениться в отношении каждого из ее членов. Так, при распространении информации о том, что в небольшом городке "предприниматели, занимающиеся изготовлением дверей, уклоняются от уплаты налогов", каждый из них может предъявить иск о защите деловой репутации при условии, что их немного и из содержания сведений можно разумно идентифицировать каждого.

Спорным в настоящее время является вопрос о возможности подачи иска о защите чести и достоинства сотрудниками и руководителем юридического лица в случае распространения порочащих сведений об этом юридическом лице, а также возможности защиты деловой репутации юридического лица в случае распространения порочащих сведений о его руководителе.

По нашему мнению, распространение негативной недостоверной информации о руководителе организации в большинстве случаев не означает возможности защиты деловой репутации возглавляемого им юридического лица. Плохие морально-нравственные качества руководителя не говорят о том, что юридическое лицо будет нарушать законодательство или не выполнять взятых на себя обязательств. Применительно к юридическому лицу его контрагентами и другими участниками имущественного оборота оценивается именно деятельность этой организации: выполнение договорных обязательств, качество товаров, уровень развития производства и т.д. Большинство из таких показателей не зависит напрямую от нравственных и моральных качеств руководителя юридического лица, поэтому не должно затрагивать его деловую репутацию.

В тех же случаях, когда распространенная негативная информация о гражданине касается его деятельности как руководителя организации и расценивается в контексте деятельности этой организации, предъявление иска о защите деловой репутации организации представляется возможным. Примером может служить распространение сведений о том, что руководитель наказан за невозврат банку кредита на приобретение организацией оборудования. Поскольку в этой ситуации информация затрагивает также и саму организацию (она фактически обвиняется в невыполнении договорных обязательств), можно говорить и о защите деловой репутации юридического лица.