Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитание молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.
Можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:
способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;
способность к отражению существенного в предметах;
способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий - идей, подлежащих опредмечиванию;
опосредованное познание действительности - как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений и умозаключений.
Все эти моменты есть не что иное, как проявления способности к созданию абстракций.
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность образного мышления - установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств.
В настоящее время наиболее развитые страны функционируют в качестве информационных обществ. В таких обществах социально-экономические успехи зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения, распространения среди членов общества информации.
Одной из необходимых баз информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм - это соответствие между объектами и процессами различной природы.
Становлению информационной технологии предшествовал целый ряд успехов по развитию идеи изоморфизма. Были найдены параллели изоморфного типа между разделами математики, между математикой и логикой, между логикой и языкознанием, между мозговым процессом и языком, между системами алгебры и логики и техническими системами. Информационная технология выступает как система изоморфизмов, простирающаяся от интеллектуальной деятельности человека до намагничиваний и размагничиваний в элементах ЭВМ. Сам факт изоморфизма часто вызывает изумление, кажется невозможным его существование. Между тем изоморфизм существует. В нашем мире достаточно много изоморфных связей. Лишь в своей природной основе они имеют естественный характер, чаще же они являются своеобразными следствиями культивирования человеком своей символической деятельности. Зачем человеку считать самому, если он может поручить это машине, что позволит ему сэкономить главный ресурс своего будущего - время. ЭВМ считает для человека, она делает то же, что и он, но в символическом виде.
Термин греческого происхождения dialectike означает искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений. Речь идет о том, что там, где имеется много слов и смыслов, противоречащих друг другу, необходимо придти к одному смыслу, истинному, который уже ни чему не противоречит. Диалектика в отличии от диалога и диспута предполагает непременно философскую утонченность, использование определенных методов. Но если диалектика оперирует противоречивыми мнениями, то означает ли что и бытие во всех его видах противоречиво. По этому поводу существует два широко распространенных мнения. Согласно первому из них, диалектический спор для того и ведется, чтобы преодолеть противоречивость суждений. Второе мнение состоит в том, что после несуразиц и достижения истины выясняется, что противоречивость органичная черта всех видов бытия. Диалектический материалист Энгельс считал: субъективная диалектика относится к миру идей (понятий), а объективная диалектика имеет дело с материальными явлениями.
Намного более развитая форма материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Молодой Маркс упрекал Фейербаха в непонимании конкретно-общественной природы человека и вообще роли практики, особенно революционной практики как основы и критерия истины. Вместе с тем Маркс вполне справедливо рассматривает практику как критерий истины. Если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность ставиться под сомнение. Вопрос о практике как критерии истины был глубоко продуман диалектическими материалистами. Что касается Гегелевской диалектики, то она диалектическими материалистами переносится непосредственно в сферу материального. Энгельс говорил об объективной диалектике и субъективной диалектике. Субъективная диалектика лишь отображает объективную. Что касается набора диалектических категорий и законов, то он почти без изменений был перенесен из философии Гегеля в философию диалектического материализма.
Язык, труд, культура - все это формы символического бытия человека, они доступны не только своим творцам, но и всем тем, кто понимает их смысл. По мере исторического развития человек существенно наращивал масштабы своей символической деятельности, так что ныне в пору говорить о символическом мире человека, его второй, неприродной родине (первая - это психика человека). Ближайшая задача философского анализа символического мира человека - язык. Энциклопедия дает самые различные определения языка. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Язык есть символическое выражение в звуке и письме жизни человека.
Для философов античности одной из важнейших проблем был вопрос о соотношении имени и именуемой реальности. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, а по природе. Что это значит? Для Платона имя, прежде всего, подражает сущности. Стоики полагали, что в языке человек подражает окружающему миру. Эпикурейцы предположили, что язык возник на основе не произвольного выражения эмоций в звуке. Демокрит считал язык формой общественного договора. Античные философы прекрасно понимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом.
Христианские богословы считали, что способность языка дарована человеку Богом.
В Новое время, в соответствии с общей установкой на мышление как сущность человеческого бытия, язык подвергают проясняющему его содержание логическому анализу. Язык выражает понятие, и он сам является средством мышления. Теперь уже весьма редко считают, что звучание слова должно иметь что-то общее с его предметным значением. Слова рассматриваются как знаки предметов или их психических образов.
В начале XIX в. философия языка разрабатывается немецким философом и лингвистом В. Гумбольдтом. Язык понимается им как непрерывное духовное творчество. По отношению к субъекту язык обладает самостоятельностью. Значительно позже, в середине XX в. мысль о самостоятельности языка выразиться в парадоксальной формулировке: не человек говорит, а язык говорит человеку. Для Э. Кассирера язык есть символическая форма саморазвертывания духа, но в качестве таковой он отличается от духа и выступает как самостоятельное бытие. Идея о различии языка и психики получит в последствии многочисленные подтверждения. На интуитивном уровне она фиксируется выражениями типа: "знаю, но не могу выразить". В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции. В античности и средневековье доминирует первая из них - философия имени. Она тесно сопряжена с корреспондентной концепцией истины. Вторая концепция философии языка, получила детальную разработку в трудах Рассела и Карнапа. Вещь понимается как совокупность признаков. Языковое выражение, обозначающее признак называют предикатом. На ряду с корреспондентной используется когерентная концепция истинности. Философия языка выступает теперь философией предиката, философией высказываний, обладающих функцией истинности. Третья концепция языка учитывает прагматическую концепцию истинности. Мы имеем дело с философией ценностных установок, в одних случаях они имеют сугубо личностный, а в других - общественный характер.
Язык обладает обозначающей функцией, его слова, и предложения часто обозначают определенный предмет или процесс. Но реализацию этой функции не стоит упрощать. Человек не способен напрямую простым кавалерийским наскоком обозначать предметы. Слово - это результат внутренней жизни человека; что именно оно обозначает, выясняется постепенно. Но в предметно-процессуальном мире все переплетено, поэтому то, что обозначается словом, оказывается многозначным, а само слово соответственно полиморфным. Язык есть выражение, символизация внутренней, духовной жизни человека. Это опять же верно, но и эту черту языка не следует понимать упрощенно. Для каждого человека язык уже предзадан обществом, и оно диктует условия реализации акта говорения или написания. Говорение есть обращение субъекта к другим субъектам, они то и определяют условия говорения писания, в форме принятого данным сообществом языка. Для субъекта язык задан как априорная структура, которой он волен, распорядиться, но отменить ее он не может. Таким образом, язык есть символизация внутреннего духовного мира людей в особой форме - индивидуально-общественной. Язык обладает общественной природой. Это означает одно: каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Еще одна тема философии языка - это его живость, жизненность. Естественный язык символизирует все стороны духовной жизни человека, от чувственно-познавательных до чувственно-эмоциональных, от мыслительных до эйдетических. Богатство, разнообразие языка есть прямое продолжение богатства психологической жизни человека. Одна из важнейших функций естественного языка - коммуникативная. Языковая коммуникация предполагает установление контакта между лицами, побуждением говорящим своего партнера к слушанию, способность взаимопонимания. Как известно, процесс языковой коммуникации весьма сложен. В одних случаях люди понимают друг друга с полуслова, в других - понимание наступает после диалога, "взаимной притирки". Языковое понимание требует согласованности языка говорящего и языка слушающего. Наряду с естественными есть искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К ним относятся языки науки, машинные языки, жаргоны, эсперанто. Язык явился гениальным изобретением человечества: оказывается, можно извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя непосредственно не с ними, а с их знаками. Так началась грандиозная революция, которая приобретает все больший размах. Знаки оказались весьма удобны для их использования в общении, познавательной деятельности, в науке. Знаки обладают обобщенным характером, они могут использоваться различными людьми в различных ситуациях. Использование формализованных языков позволяет получать информацию в компактной форме и эффективно экономить время. Одно из главных направлений развитие современного человека связанно с его знаково-символической деятельностью. Это обстоятельство объясняет, почему современная философия по необходимости является лингвистической философией. Философию часто характеризуют в качестве формы сознания. Но философия - это еще и язык, форма языковой деятельности. Язык философии имеет дело с наиболее общими чертами мироздания; особенное и единичное удобно рассматривать с позиций общего. Философия есть метаязык по отношению как к физике и математике, так и к логике и математике. Но язык философии тоже может быть, подвергнут исследованию, например с позиции языка логики. В таком случае логика играет роль метаязыка, а философия - исследуемого языка. В науке существует что-то вроде закона оборачивания языков: каждый язык смотрится в зеркало другого. В оборачивании языков активное участие принимают естественные языки. Язык философии - это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди.