3. Присяжные заседатели принимают участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта (специалиста). Вопросы они задают в письменном виде через председательствующего, после того как допрос закончили стороны.
4. Во время судебного разбирательства судом присяжных вопрос о недопустимости доказательств рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. Выслушав мнение сторон, судья принимает решение об исключении доказательства, признанного им недопустимым.
5. В присутствии присяжных заседателей исследуются только те доказательства, которые позволяют им принять решение о том, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.
6. Личность подсудимого с участием присяжных заседателей исследуется лишь в той мере, в какой это необходимо для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. Не подлежат исследованию сведения, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого. К таковым как минимум относятся данные о наличии у подсудимого прежней судимости, признания его хроническим алкоголиком или наркоманом (ст.335 УПК РФ) [17].
Несмотря на то, что требования, предъявляемые к порядку проведения судебного разбирательства мировым судьей, в основном такие же, как и к другим судьям, некоторые отличия все же имеются. Специфика проведения судебного разбирательства мировым судьей заключается в одном общем правиле и нескольких правилах, специфичных для судебного разбирательства дела частного обвинения.
Общим правилом является необходимость проведения судебного разбирательства не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.
Специфика же данной стадии по делам частного обвинения заключается в следующем:
1. Одновременно может рассматриваться и основное и соединенное с ним встречное заявление. Заявления соединяются постановлением мирового судьи до начала судебного следствия.
2. Предусмотрено специальное основание отложения судебного разбирательства. Уголовное дело может быть отложено для подготовки к защите лица, в отношении которого подано встречное заявление. Установлен срок отложения судебного разбирательства по данному основанию - не более 3 суток.
3. Лица могут выступать в судебном разбирательстве одновременно и в качестве частного обвинителя и в качестве подсудимого. Это происходит, когда рассмотрение заявления по уголовному делу частного обвинения соединено в одно производство с рассмотрением встречного заявления. Об обстоятельствах, изложенных указанными лицами в своих заявлениях, они допрашиваются по правилам допроса потерпевшего, а об обстоятельствах, изложенных во встречных жалобах, - по правилам допроса подсудимого.
4. Судебное следствие начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. За ним излагаются доводы встречного заявления, если таковое было заявлено[18].
5. Обвинение поддерживает частный обвинитель, который вправе представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения[19].
В судебное заседание вызываются потерпевшие, свидетели, законные представители, эксперты. Вопрос о вызове лица, о котором рассматривается дело, решается с учетом мнений эксперта-психиатра. Это не обязанность, а право судьи. Разбирательство дела о применении принудительных мер медицинского характера производится в открытом судебном заседании по общим правилам уголовного судопроизводства с обязательным участием прокурора и защитника. Несоблюдение этого правила - нарушение норм уголовно - процессуального закона, а значит, может иметь следствием возвращение дела на новое судебное рассмотрение.
В ходе судебного разбирательства по рассмотрению вопроса о применении принудительных мер медицинского характера исследуются и разрешаются следующие вопросы:
1) имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом;
2) совершило ли деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело;
3) совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости;
4) наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение;
5) представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда;
6) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.
Суд должен проверить доказательства, устанавливающие или опровергающие совершение данным лицом запрещенного уголовным законом деяния, заслушать заключение экспертов о его психическом состоянии и проверить другие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Между тем рекомендации экспертов-психиатров о принудительной мере медицинского характера, подлежащей применению к невменяемому, совершившему запрещенное уголовным законом деяния, не являются обязательными для суда. Как и любое другое доказательство по делу они подлежат оценке[20].
Структура судебного разбирательства по данной категории дел специфична. Судебное следствие здесь начинается с изложения прокурором доводов о необходимости применения к лицу, которое признано невменяемым или у которого наступило психическое расстройство, принудительной меры медицинского характера. По данной категории дел нет последнего слова подсудимого. После прений сторон суд удаляется в совещательную комнату для вынесения постановления.
Если лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, имеет психические недостатки, которые, однако, не лишают его возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, оно привлекается к уголовной ответственности в общем порядке. Между тем в УК РФ прямо закреплено, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, обязательно должно учитываться судом при назначении наказания.
Законом предусмотрены дополнительные гарантии прав и законных интересов таких лиц в уголовном процессе. Вид принудительной меры медицинского характера всегда избирается судом с учетом тяжести психического заболевания лица, а также характера и степени общественной опасности совершенного u1080 им деяния. Гражданский иск в уголовном деле о лице, совершившем преступление или заболевшем после этого душевной болезнью, остается без рассмотрения, ибо согласно УПК РФ гражданский иск разрешается только приговором, а не постановлением суда[21].
По делам несовершеннолетних в судебное заседание вызываются законные представители несовершеннолетнего подсудимого. Если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего суд должен вызвать представителя органа опеки или попечительства, неявка которого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет его участие необходимым.
Функция законного представителя обычно прекращается после того, как обвиняемый достиг 18-летнего возраста, так как после этого он обладает дееспособностью в полном объеме. Однако из этого правила есть два исключения. Во-первых, у лица могут остаться права законного представителя при принятии судом решения о распространении на обвиняемого, возраст которого старше 18, но моложе 20 лет, содержащихся в законе (ст.96 УК РФ) положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних[22]. В этих случаях суд может допросить родителей или лиц, их заменяющих, в качестве свидетелей.
И, во-вторых, по смыслу ст.354 УПК РФ рассмотрению в кассационном (апелляционном) порядке подлежит жалоба допущенного к участию в деле законного представителя несовершеннолетнего осужденного (оправданного), даже если последнему на момент проверки дела в суде кассационной (апелляционной) инстанции исполнилось 18 лет.
Признав необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, суд выносит об этом определение и разъясняет ему положения ст.51 Конституции РФ. В случае допроса законного представителя он предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний.
Специфика судебного разбирательства данной категории дел предопределяет целесообразность рассмотрения дел несовершеннолетних в судах первой инстанции под председательством одних и тех же судей, обладающих наибольшим опытом. При судебном разбирательстве дел, по которым в числе подсудимых участвуют несовершеннолетние, судам необходимо особое внимание уделять соблюдению требований ст. ст.280, 421, 428, 429 УПК РФ и не противоречащие УПК РФ положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. № 7.
Учитывая, что выяснение отдельных обстоятельств дела может отрицательно повлиять на этих лиц, суды в каждом случае должны обсуждать вопрос о необходимости присутствия несовершеннолетних в зале суда при исследовании таких обстоятельств481. Суд правомочен удалять несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на последнего.