Смекни!
smekni.com

Классическое рабство и античная экономика (стр. 3 из 4)

Стремление Афин превратить своих союзников в подданных, ограничение свободы их торговли, взимание податей, карательные экспедиции, борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции привели к Пелопоннесской войне (431 - 404 до н.э.) , которая закончилась полным поражением Афин.

Начался период гегемонии Спарты в Греции.

Война обострила противоречия рабовладельческого общества. В городах усилились имущественные контрасты. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла стало подрывать устои государственной общины (полиса) , которая базировалась на мелком и среднем землевладении. В этот период возникли новые проблемы. Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства приобрели актуальное значение. Особенно острым стал вопрос о сохранении социальной базы рабовладения. Экономические проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

После Пелопонненсской войны греческие государства вступили в период хронических потрясений социально-политических и военных. Эти события знаменовали собой кризис полиса, как особой, типичной для древней Греции формы рабовладельческого государства. Важнейшей экономической предпосылкой кризиса был интенсивный процесс концентрации земли, оборотной стороной которого являлось растущее разорение и обезземеливание крестьянства. Необычайно усиливается имущественное расслоение общества, обостряется политическая борьба; коллектив граждан, составлявший основу полиса, теряет былое единство и сплоченность.

В связи с разорением значительной части граждан снизилась численность и боеспособность гражданского ополчения основы военного могущества полиса. Поэтому теперь возникла потребность в наемных войсках, вербовавшихся из тех же разорившихся граждан. Не имея возможности обеспечить себе средства существования, бедняки, политические изгнанники охотно шли в наемные войска соседних полисов или даже Персии.

Наемничество, означавшее разрыв с традициями свободного и демок - 11 ратического полиса, легко превращалось в орудие политических и военных авантюр. Во главе военных предприятий часто становились богатые люди, имевшие связи с торговыми и ростовщическими кругами. Чем более развивался денежный оборот, тем беспощаднее и решительнее становилось применение оружия в целях добывания средств. Крупные суммы, собранные с населения или конфискованные в храмах, постоянно пускались на военные предприятия. Предводители наемных войск, например Тимофей, Ификрат и др., были связаны с денежными кругами общества, в частности со всемогущим афинским богачем и ростовщиком Пасионом.

Если рост античного люмпен-пролетариата и в связи с этим превращение наемничества в массовое явление составляли одну из характерных черт кризиса полиса, то другой его чертой, неразрывно связанной с первой, было дальнейшее развитие рабовладельческих отношений и все более глубокое проникновение рабского труда в основные сферы производства. В полосу кризиса греческие полисы вступили далеко не одновременно. В первую очередь его воздействие ощутили на себе наиболее развитые полисы, тогда как ранее отсталые общины Греции (например, города Беотийского союза) , выйдя теперь из-под опеки более сильных государств, начали развиваться более быстрыми темпами, и некоторые из них превратились в крупные экономические и политические центры.

В экономической истории Древнего Рима выделяются следующие периоды: становления античного полиса и формирования рабовладельческих отношений (V - III вв. до н.э.) , расцвета классического рабства (IIв. до н.э. - IIв. н.э.) , а также последний этап римской истории (III - Vвв.

н.э.) , связанный с кризисом рабовладельческого строя, его разложением и феодализацией экономического базиса.

Во второй половине IIв. до н.э. в результате двух успешных войн с Карфагеном, глубокого проникновения в страны эллинистического Востока, подчинения Македонии и Греции Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу, в гегемона не только Западного, но и Восточного Средиземноморья. Однако Рим не мог считать себя безраздельным властелином средиземноморского бассейна, пока не был окончательно уничтожен старый, побежденный, но потенциально все еще грозный соперник - Карфаген.

В то время как силы и внимание римлян были прикованы к Востоку, побежденному Карфагену удалось оправиться и укрепить свое экономическое положение. Вынужденные отказаться от военных захватов и активной внешней политики, карфагенские купцы и рабовладельцы вкладывают свои средства в сельское хозяйство в Африке. В Карфагене начинает процве - 12 тать оживленная торговля с местными племенами, широко развивается плантационное земледелие, в городах растет число мастерских и торговых предприятий.

Это возрождение экономической мощи Карфагена вызвало сильное недовольство в Риме, особенно среди всадничества и той части нобилитета, которая была связана с внешней торговлей. Возникла сильная и влиятельная партия, требовавшая полного уничтожения Карфагена, даже если это угрожало новой войной.

Повод к войне найти было не трудно. Нумидийский царь Масинисса, чувствуя поддержку римлян, держался крайне агрессивно и пытался присоединить к своим владениям часть карфагенской территории. Произошло вооруженное столкновение, и, хотя карфагеняне были разбиты, римский сенат расценил их действия как нарушение условий договора 201 г. до н.э.

и объявил войну. Так началась третья Пуническая война (149 - 146 гг.) .

Третьей Пунической войной, окончательным покорением Испании и превращением Пергамского царства в римскую провинцию Азию был завершен процесс образования Римской державы - крупнейшего рабовладельческого государства средиземноморского мира.

Завоевательные войны, которые велись римлянами почти 120 лет в бассейне Западного, а затем и Восточного Средиземноморья, сопровождались притоком в Италию огромных масс рабов. Еще во время первой Пунической войны взятие Агригента (Акраганта) дало римлянам 25 тыс. пленных, которые были проданы в рабство. Шесть лет спустя консул Регул, одержав победу над карфагенянами при мысе Экноме, отправил в Рим 20 тыс. рабов. В дальнейшем эти цифры неуклонно растут. Фабий Максим при взятии Тарента в 209 г. до н.э. продал в рабство 30 тыс. жителей. В 167 г. до н.э. при разгроме городов Эпира консулом Эмилем Павлом было продано в рабство 150 тыс. человек /3/. Окончание третьей Пунической войны ознаменовалось продажей в рабство всех жителей разрушенного Карфагена.

Огромный рост числа рабов привел и к качественным изменениям в социально-экономической структуре римского общества: к преобладающему значению рабского труда в производстве, к превращению раба в основного производителя римского общества. Это и знаменовало собой полную победу рабовладельческого способа производства в Риме.

Широкое внедрение труда рабов в производство неизбежно приводило к вытеснению свободного производителя. Так как Италия продолжала оставаться аграрной страной, то здесь результаты этого процесса сказались, - 13 в первую очередь, в области сельскохозяйственного производства: прямым следствием его явилась, с одной стороны, концентрация земли, образование крупных рабовладельческих поместий (латифундий) и, с другой стороны, обезземеление и пауперизация крестьянства. До II в. до н.э. в большей части Италии преобладали мелкие и средние хозяйства, покоившиеся в основном на труде свободных производителей. По мере развития рабовладения в Риме эти хозяйства начинают вытесняться хозяйствами совершенно иного типа, основанными на массовой эксплуатации рабского труда и производящими продукцию уже не только для удовлетворения собственных нужд, но и для продажи.

Крупные италийские имения в несколько тысяч югеров были, как правило, слабо связаны с рынком, так как все необходимое, включая и ремесленные изделия, производилось в них руками рабов, должников и клиентов. В таких имениях наряду с землями, обрабатывавшимися трудом рабов, часть земель использовалась под огромные пастбища для скота, часть раздавалась небольшими участками клиентам. Но встречались и хозяйства средних размеров (в несколько сот югеров) , где также работали рабы, а иногда, во время сенокоса, жатвы, сбора винограда, - свободные поденщики. Эти имения - виллы были гораздо теснее связаны с рынком.

Таким хозяйством, рассчитанным в значительной мере на развитие в нем товарного производства, является образцовая вилла, описываемая известным римским государственным деятелем Катоном Старшим в его трактате "О земледелии". Катон рассматривает поместье, имеющее комплексное хозяйство: оливковую рощу в 240 югеров (60 га) , виноградник в 100 югеров (25 га) , а также зерновое хозяйство и пастбище для скота. В таком поместье применяется преимущественно труд рабов.

Проблема товарности хозяйства во времена Катона выдвигается на первый план. Не случайно, разбирая вопрос о покупке имения, Катон прежде всего советует обращать внимание не только на плодородие почвы, но и на то, чтобы "поблизости был значительный город, море, судоходная река или хорошая дорога", имея в виду перевозку и продажу продукции.