Смекни!
smekni.com

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (стр. 7 из 8)

Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия от родителей либо лиц их заменяющих на осуществление надзора за несовершеннолетними. Но необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия вытекает их смысла и целей назначения данной меры. При этом форма выражения согласия на осуществление надзора не имеет принципиального значения, но с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма получения согласия.

в) возложение обязанности загладить причиненный вред. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15 летнего возраста. Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, и другие виды выплат. Трудовые же навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда причиненного преступлением, используются с учетом положений ст. 43, 46, 48, 175, 177, 179 КЗоТ РФ (о сокращении продолжительности работы; о запрещении работы в ночное время; о работах на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет; о запрещении привлекать работников моложе 18 лет к сверхурочным работам; о нормах выработки для молодых рабочих).

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Нужно отметить, что принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Целесообразно устанавливать продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор и ограничение досуга, предусмотренных п. “б” и “г” ст. 90 УК от 6 месяцев до 2 лет – за преступления небольшой тяжести; от 6 месяцев до 5 лет – за преступления средней тяжести. В случае неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия имеется возможность привлечения его к уголовной ответственности по предоставлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд[35]. Освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК является условным и имеет специальный характер так как применяется только к несовершеннолетним.

Специальные же виды освобождения от наказания несовершеннолетних, перечисленные в ч.2 ст. 92[36]. В указанной статье говорится о возможности изоляции несовершеннолетнего от общества без применения к нему наказаний в виде ареста или лишения свободы путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Как вид освобождения от наказания помещение несовершеннолетнего в воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение осуществляется при наличии следующих оснований: а) совершения им преступления средней тяжести. В законе нет каких-либо оговорок относительно количества совершенных преступлений, следовательно, помещение виновного в специальное учреждение может иметь место и в случаях неоднократного совершения преступлений; б) признания судом, что цели наказания могут быть достигнуты в условиях изоляции несовершеннолетнего с особыми воспитательными или лечебно-воспитательными приемами обращения с ними. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение – это тоже принудительная мера воспитательного воздействия, но она является наиболее строгой потому, что она связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних и установлением специальных режимных требований в отношении учебы организации труда или лечения. Ее назначают в отношении виновных, вышедших из под контроля родителей или лиц их заменяющих, либо лиц которых целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды в которой они постоянно находились, или лиц с психическими отклонениями и нуждающихся в специальном лечении.

В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы – 6 месяцам. Закон также допускает возможность, и это по видимому правильно, как сокращение определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении по достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки[37].

Как видно все специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания связаны с применением мер воспитательного воздействия. Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия они не являются уголовным наказанием и это соответственно не влечет судимости. Это всего лишь меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим напомним преступления небольшой или средней тяжести с целью их исправления. Они применяются, также напомню, только до совершеннолетия лица. Нецелесообразно, как отмечают в юридической литературе, применять эти меры к лицам, хотя и совершившим преступления до наступления совершеннолетия, но достигшим его к моменту решения вопроса о применении этих мер. Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника.

Но несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности и по общим нормам в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК), в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК)[38].

Но даже среди общих норм, касающихся уголовной ответственности, наказания и освобождения от нее есть нормы которые по особенному показывают статус несовершеннолетних. Так статья 93 УК, которая называется “Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания устанавливает сокращенные сроки, после отбытия которых несовершеннолетний может быть условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы, после фактического отбытия:

- не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой и средней тяжести;

- не менее половины срока наказания, назначенное судом за тяжкое преступление;

- не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление;

вообще, здесь нужно особо заметить, что сам факт несовершеннолетия осужденного служит основанием существенного сокращения сроков фактического отбытия наказания, по истечению которых исполняющие его органы вправе обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Как видно из вышеуказанного, сроки фактического отбытия наказания установлены дифференцировано в зависимости от категории преступления. но, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч.5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

Нужно сказать, что на осужденных несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, распространяются и положения ч.7 ст. 79 УК[39].

В соответствии со статьей 94 УК срок давности предусмотренный статьями 78 и 83 Кодекса при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбытия наказания сокращаются наполовину[40]. УК РФ, в отличие от УК РСФСР, это стоит отметить особо, вдвое сокращает сроки давности освобождения от уголовной ответственности или от отбывания наказания лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, презумпцией исправления лица, совершившего в прошлом преступление, и тем, что оно перестало быть общественно опасным и во-вторых, социально-психологической характеристикой личности несовершеннолетних их переориентацией, о чем свидетельствует их примерное поведение после совершения преступления или после вступления приговора в законную силу. Положения ч.2 и 3 ст. 83 УК распространяются на всех несовершеннолетних. Положения ч.5 ст. 78 и ч.4 ст. 83 УК не распространяются на лиц совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, так как на практике несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет не привлекаются к уголовной ответственности за преступления предусмотренные ст. 353, 356, 357, 358 УК[41].