Смекни!
smekni.com

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (стр. 5 из 23)

Под составом преступления принято понимать «совокупность, предусмотренных уголовным законом, объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление»[11]. Состав преступления – это научно разработанное и зафиксированное в законе понятие, позволяющее определить юридическую конструкцию общественно-опасного деяния и сделать вывод о том, что это деяние является преступлением, описанным в той или иной норме, Особенно части Уголовного кодекса.

Понятия преступления и состав преступления – два неразрывно связанных друг с другом понятия, которые характеризуют одно и то же явление – уголовно-наказуемое деяние. Понятием преступление характеризуется главным образом социальная сущность уголовно-наказуемого деяния, а состав преступления раскрывает его юридическую структуру, его необходимые характеристики.

Поэтому одно лишь наличие формальных признаков состава преступления недостаточно для признания совершённого деяния преступлением и не может, служит основанием уголовной ответственности.

Но даже если совершённое деяние объективно было общественно-опасным, оно не может быть признано преступлением, если в нём отсутствует хотя бы один из признаков, образующих в совокупности состав данного вида преступления.

Итак, подведем небольшой итог: ни общественная опасность совершённого деяния при отсутствии в нём состава преступления, ни формальное наличие всех признаков состава преступления в деянии, которое не является общественно опасным, не могут служить основанием уголовной ответственности. В качестве такого основания выступает только наличие всех признаков состава преступления в деянии, которое объективно представляет общественную опасность в уголовно-правовом понимании.

1.2.4. Лица, подлежащие уголовной ответственности

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года содержал в главе «О преступлениях» лишь три статьи, относящиеся к субъекту уголовной ответственности, в которых выделял: несовершеннолетних, невменяемость и ответственность за преступление, совершенное в состоянии опьянения.

В действующем Уголовном кодексе России нормы о субъекте преступления впервые выделены в самостоятельную главу 4, включающую пять статей. Характерной особенностью, является то, что законодатель по-прежнему избегает термина «субъект преступления», упоминая его лишь в ч. 4 ст. 34 УК РФ. Для обозначения субъекта в статьях Уголовного кодекса используются слова: «виновный», «осужденный», «лицо, совершившее преступление», «лицо, признанное виновным в совершении преступления», «лицо» и т.п.

Субъект преступления в самом общем смысле слова и есть лицо, совершившее преступление, т.е. преступник. В более узком, специальном смысле слова под субъектом преступления имеется в виду лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Из всех многочисленных свойств личности преступника закон выделяет такие, которые свидетельствуют о его способности нести уголовную ответственность. Именно эти признаки характеризуют субъект преступления.

Важной особенностью действующего уголовного закона является закрепление в ст. 19 УК РФ общих условий уголовной ответственности, относящихся к субъекту: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».[12] По существу, это первое в российском уголовном законодательстве определение субъекта преступления. Ранее в Уголовных кодексах раскрывались лишь отдельные признаки субъекта: возраст уголовной ответственности и вменяемость. Причем последний признак выводился из противоположного понятия невменяемости.

В прежних Уголовных кодексах не говорилось прямо о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо. Уголовное право России, рассматривая преступление как социальное явление, последовательно проводит взгляд, что субъектом преступления может быть только человек, обладающий разумом и относительной свободой воли. Этот взгляд полностью соответствует задачам уголовного законодательства, его принципам и целям наказания, сформулированным в самом законе.

Формулировка ст. 19 УК РФ разрешает споры о возможности уголовной ответственности юридических лиц. Многие виды преступлений по характеру нарушаемых ими общественных отношений не могут быть совершены юридическими лицами. Ни учреждение, ни предприятие, ни акционерное общество не могут, скажем, совершить убийство, кражу, бандитизм и т.д. Но и в тех случаях, когда преступления совершаются в области отношений, в которых участвуют юридические лица, ответственность несут в персональном порядке люди — руководители или члены соответствующих организаций, виновные в преступлении (например: за вынесение заведомо неправосудного приговора отвечает не суд, а судьи, виновные в этом). За загрязнение водоемов и воздуха отходами промышленного производства отвечают не предприятия, а виновные должностные лица. Отказ от привлечения к уголовной ответственности юридических лиц вполне согласуется с принципом персональной, личной ответственности каждого человека за совершенные им общественно опасные действия (бездействия) — одним из основных принципов советского уголовного права. Каждое лицо отвечает только за то, что совершено его собственными действиями.

Люди, совершая различные поступки, в том числе и преступления, могут объединять свои усилия и принимать коллективные решения. Однако уголовная ответственность всегда строго персональная. Не может рассматриваться в качестве субъекта преступления масса людей, толпа либо та или иная группа лиц. Распространенная в Особенной части УК формулировка квалифицированного вида отдельных преступлений, как «тоже деяние, совершенное группой лиц» или «организованной группой», на мой взгляд, неточна. Более удачно говорится в п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ о «совершении преступления в составе группы лиц». Сказанное относится и к специальным видам преступных сообществ, названных в Особенной части Уголовного кодекса (банда, незаконное вооруженное формирование). Иными словами - уголовную ответственность несет не банда, а ее участники, создатели или руководители.

Достижение установленного Уголовным кодексом Российской Федерации возраста — одно из общих условии привлечения лица к уголовной ответственности Необходимость установления в законе минимального возраста уголовной ответственности обусловлена, прежде всего, тем, что это обстоятельство неразрывно связано со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими. Привлечение малолетнего к ответственности за действия, опасность которых он не сознает, недопустимо.

Поэтому законодатель однозначно определяет в ч. 1 ст. 20 УК РФ возраст, с которого наступает уголовная ответственность: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста».[13]

Как мы уже говорили ыше, законодатель в части 2 статьи 20 УК РФ дает однозначный перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста: «Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267)».[14]

Более подробно, о возрастных критериях лиц, подлежащих уголовной ответственности, мы будем говорить позже. А на основании сказанного можно сделать небольшой вывод: установление строго формализованной возрастной границы уголовной ответственности имеет важное предупредительное значение, является одним из выражений регулирующей функции права и служит гарантией против субъективизма и произвола.

1.3. Уголовное наказание как форма реализации

уголовной ответственности

1.3.1. Понятие уголовного наказания

В действующем Уголовном Кодексе существует несколько форм реализации уголовной ответственности. Наиболее типичной и распространённой формой реализации уголовной ответственности является наказание. Вопрос уголовного наказания является одним из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке.

Несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания в уголовном законодательстве России, определение этого понятия давалось не всегда. Например, в наиболее крупных законодательных актах дореволюционного российского законодательства – «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» - 1845 года, «Уголовном Уложении 1903 года», перечисляются конкретные виды наказаний, но определение наказания отсутствует.