Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 3 (стр. 6 из 10)

Парфия времён Митридата II — действительно могучее государст­во. Дальние и ближние страны устанавливают с нею дружеские отно­шения или стремятся заручиться её поддержкой. Митридат II начи­нает называть себя царём царей. Так его величали и послы, прибыв­шие из Китая. Ханьский император Вуди желал установить дружест­венные отношения с парфянами, через владения которых проходил важный участок Великого шёлкового пути. Сами парфяне хорошо осо­знавали, какие выгоды приносит контроль над дорогами, по которым шли торговые караваны с Востока на Запад и с Запада на Восток. Они не допускали сюда римских торговцев, пресекая любую попытку с их стороны разведать эти пути и собрать больше сведений о странах Вос­тока.

Торговые пошлины были одной из важнейших статей доходов го­сударственной казны. Часть товаров, привозимых караванами из раз­ных стран, распродавалась на базарах в крупных городах Парфии. Там можно было купить китайские шелка, индийский хлопок, вы­шивки из Вавилона, драгоценные камни, железные изделия мастеров Сирии и Индии, эбеновое, сандаловое дерево, слоновую кость, благо­вония, целебные мази и порошки, специи и другие иноземные товары. В царских сокровищницах оседали самые редкие и драгоценные пред­меты.

Одну из таких сокровищниц парфянских царей удалось обнару­жить археологам в южной Туркмении вблизи маленького селения Багир. Она находилась внутри крепости Михрдаткерт, известной позже под именем Старой Нисы. Стены крепости были возведены из глины

88

на высоту более 10 м, достигая у основания тол­щины 9 м. Они были укреплены 43 прямоуголь­ными башнями, а угловые башни, имевшие особен­но важное значение при обороне, представляли со­бой настоящие бастионы. Толщу стен прорезали многочисленные бойницы в форме хвоста ласточки, дававшие наибольший обзор со стен на окрестности и защищавшие оборонявшихся воинов. В одной из угловых башен находился въезд в крепость, к ко­торому подводил постепенно поднимавшийся пан­дус, параллельный линии стены. Таким образом, все входившие в крепость находились под прицелом стрел гарнизона, охранявшего её.

Внутри крепости располагались дворцы, храмы, служебные и хозяйственные помещения, в том чис­ле и сокровищница. Квадратное здание сокровищ­ницы имело глухие стены и плоскую крышу. Ве­роятно, в последние годы существования парфян­ского государства сокровищница пострадала от зем­летрясения, возможно, была ограблена. Но и то, что нашли археологи, позволяет предположить, какие хранились в ней большие ценности. Обнаружены детали парфянского вооружения и драгоценной конской сбруи, различные сосуды, как местного производства, так и египетские и сирийские, фраг­менты ювелирных украшений из стекла, мастики, кости, раковин, самоцветов и драгоценных метал­лов, монеты Александра Македонского, Селевкидов, Аршакидов и царей Греко-Бактрийского цар­ства. Среди монет попадались и фальшивые. По­этому бдительные парфянские казначеи их апроби­ровали, надрезая сбоку или разрубая пополам.

Были найдены многочисленные и хорошо сохра­нившиеся произведения искусства: скульптуры из кости, металла, камня, части парадного трона аршакидских царей и большое количество ритонов — рогообразных сосудов из слоновой кости, украшен­ных резьбой, росписью, скульптурными деталями. Возможно, эти драгоценные сосуды использовались во время торжественных церемоний или дворцовых пиров.

Известно, что среди парфян был широко распро­странён обычай пить опьяняющий напиток, «дару­ющий всесторонние знания». Во время этой цере­монии они обсуждали особо важные дела.

Один из нисийских ритонов украшен рельефным изображением, сюжет которого можно связать с ле­гендой о фиванском царе Пенфее. Любопытный царь тайно проник на праздник, посвященный богу вина Дионису. Среди участниц священных обрядов в честь Диониса — вакханок — была и мать Пенфея, царица Агава. Опьянённые вином, вакханки приняли царя за жертвенное животное и растер­зали его, принеся в жертву своему богу. Эта гречес­кая легенда была положена в основу драмы Эврипида «Вакханки», известной при аршакидском дво­ре. Её однажды разыграли актёры в присутствии царя Орода — победителя римлян при Каррах. В кульминационный момент спектакля толпа актёров, изображавших вакханок, вынесла на сцену на воздетых жезлах-тирсах не тряпичную голову мифического Пенфея, а голову побеждённого римского полководца Красса и бросила к ногам парфянского царя под восторженные крики присутствовавших.

Ород недолго наслаждался своими военными ус­пехами. За его спиной зрел заговор, во главе которого стоял царевич Фраат. В 37 г. до н. э. Ород принял смерть от руки сына, наречённого царём Фраатом IV. Заняв престол, царь-отцеубийца столк­нулся с проблемами, жизненно важными для государства: изнурительное военное противостояние Риму, сражения, в которых гибли самые талантливые полководцы и отважные парфянские воины. Во время военных столкновений замирала торговля и иссякал приток золота в государственную казну. Наконец, непрекращающиеся распри как в семье царя, так и среди его придворных во многом спо­собствовали ослаблению государства. В 20 г. до н. э. парфянам пришлось заключить с Римом договор, по которому они возвратили всех оставшихся в жи­вых пленных воинов Красса и его преемников. Поз­же в Рим отправились в качестве заложников че­тыре сына и четыре внука царя Фраата. Но участь оставшихся на родине была ещё страшнее. Через несколько лет все члены рода Аршакидов погибли в результате дворцовых смут и заговоров. Парфян­ский трон оказался свободным, и римская диплома­тия, поддержанная войсками, помогла занять его своему человеку — Ванону. Некогда могучая Парфия оказалась в подчинении давнего противника. Казалось, её слава и мощь остались в далёком прошлом. Однако в 10 г. н. э. зять Фраата IV Артабан поднял восстание, изгнал римских ставленни­ков и провозгласил себя царём, положив начало но­вой парфянской династии младших Аршакидов.

Государству парфян предстояло просущество­вать ещё более 200 лет. Это были трудные времена. Парфянам приходилось отстаивать западные гра­ницы от натиска римлян, отражать набеги кочевни­ков, подавлять восстания покорённых народов, по­степенно признавая их независимость. Торговля хирела, товары направлялись иными путями, двор­цовые смуты приводили к беспорядку и полной анархии в государстве. Когда в 212 г. н. э. вспых­нуло восстание на юго-западе, в Парсе, у парфян не было сил подавить его вовремя, т.к. государством управляли два непримиримых врага — братья Вологез V и Артабан V, неспособные примириться и действовать сообща.

Парфянское государство было обречено. Бес­славно заканчивалось почти 500-летнее правление дома Аршакидов. К их трону, обесчещенному пре­дательством, забрызганному кровью жертв и пала­чей, устремлялись другие. Один из них, Арташир, сын Папака из рода Сасана, сумеет утвердиться на нём, начав новый отсчёт времени, открыв новую страницу истории.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами абори­гены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Ев­ропу и зазвучало на многих языках чарующее сло­во — Индия.

На территории, носившей в древности это обоб­щающее название и распростёршейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималая­ми и Бенгальским заливом, в конце XX в. находят­ся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Ин­дии (а именно о ней пойдёт речь) населяли драви­ды — невысокие темнокожие чер­новолосые люди с широкими носа­ми. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих сво­их далёких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь ве­хами неспешного времени. По про­шествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отли­чавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих пред­ставителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире го­ры, чистосердечно считая ослепи­тельные вершины обителью наи­более почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким ува­жением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолже­ние и в современности: до сих пор свою самую пол­новодную реку Ганг индийцы считают священной...

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышно­стью, то много-много столетий назад леса покры­вали почти всю её территорию. Они не только да­вали древним обитателям сказочной страны древе­сину для поделок, оружия, построек и отопления

Танцовщица из

Мохенджо-Даро.

III тыс. до н. э.

жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бана­нами, плодами манго, цитрусовых и других дере­вьев. Леса же снабжали лекарственными растения­ми и пряностями, без которых уже тогда была не­мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впо­следствии именно пряности и благовония, ценив­шиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкну­ли» Христофора Колумба к открытию Америки... Древние индийцы охотились на лесных живот­ных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много разновидностей домашних животных, от курицы до слона.