— Синаххериб, великий царь, могучий «царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх стран света...», — так ассирийский царь Синаххериб начинает рассказ о своих военных походах. Он приказал мастерам нанести эти горделивые слова на камень, чтобы слава о его могуществе сохранялась вечно...
Дошли до нас и высеченные из камня изображения ассирийских царей в полный рост; их лица и фигуры выражают мощь, решимость смести всё на своём пути, преодолеть любую преграду. Взгляд царя — хищный взгляд орла, руки с выпуклыми мышцами напоминают львиные лапы, пышные волосы, уложенные на спине, — львиную гриву, царь стоит на земле непоколебимо, как бык...
Наверное, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Слова царя Синаххериба не были хвастовством. Во время его правления (около 700 г. до н. э.) в состав Ассирийской державы входили Вавилония, Сирия, Палестина с Иудеей, отдельные районы Закавказья. При наследниках Синаххериба Ассирия присоединила на некоторое время также Египет и Элам. Синаххерибу с его наследниками удалось завоевать почти «весь обитаемый мир» (конечно, в пределах, известных ассирийцам).
Начиналась же история Ассирии довольно мирно. Её древней столицей был небольшой город Ашшур, от которого позднее получила своё название и вся держава. Если бы мы могли пройтись по его улицам, скажем, в 1900 г. до н. э., то встретили бы мало воинов, но много купцов. Как же получилось, что небольшой торговый город превратился в центр огромной державы, наводившей ужас на народы Передней Азии? Попробуем вместе разобраться в этой непростой истории.
Ашшур располагался в верхнем течении реки Тигр, где жили в основном семитские народы. Здесь сходились торговые пути Древнего Мира. С севера на юг, в Междуречье, везли золото и серебро, медь и олово, рабов. В северные земли отправляли для продажи зерно и растительное масло, изделия искусных ремесленников. Жители Ашшура со временем поняли, что смогут разбогатеть, покупая товары в одних странах и перепродавая в других. Заниматься посреднической торговлей могли только умные, хитрые и отважные люди. Купцу приходилось отбиваться от нападений разбойников; он должен был уметь ладить с вождями диких племён, у которых покупал рабов; ему следовало знать языки, нравы и обычаи чужих стран, быть обходительным с царями и их вельможами, потому что самые дорогие товары продавались в царских дворцах. Для удобства торговли в чужих землях купцы строили свои посёлки, жили там среди местного люда и лишь изредка возвращались на родину за товаром.
В самом же Ашшуре богатая купеческая верхушка заправляла всеми городскими делами. Высокие должности в городском управлении занимали жрецы самых почитаемых храмов. Царей в Ашшуре ещё не было. Город рос и богател, не нуждаясь в далёких военных походах.
Ассирийцы жили в плодородных степных предгорьях. Земля здесь давала обильные урожаи без дополнительного полива, поэтому оросительные каналы и земляные плотины были чаще всего не нужны. Большая крестьянская семья обрабатывала свой надел самостоятельно, не обращаясь за помощью ни к соседям, ни к храму, пасла быков и овец в широких и привольных окрестных степях. Ассирийский крестьянин мог прокормить себя и свою
Царская охота.
74
семью, был свободен и независим, платил сравнительно небольшие налоги.
Это может показаться странным, но именно из-за своего благополучия ассирийская деревня почти не менялась на протяжении веков. В ней долго сохранялись первобытные порядки, полная власть отца над всеми членами семьи, очень крепкие связи между крестьянами-общинниками. Деревни исправно поставляли в город продуктовые налоги и молодых парней для пополнения армии, а город почти не вмешивался в сельские дела. Независимое, зажиточное крестьянство было главной опорой ассирийского государства.
В первый раз мирная и богатая жизнь Ашшура была поставлена под угрозу около 1800 г. до н. э. В это время соседние государства Вавилон и Мари, а позднее новое царство Митанни и хетты стали вытеснять ассирийских купцов с насиженных мест и богатых рынков. Ашшур попробовал было воевать, но сил для неравной борьбы не хватило, и он потерял независимость. На несколько веков торговый город на Тигре уходит в тень.
Примерно в 1350 г. до н. э. ассирийцы вновь стали независимыми от Митанни и Вавилона благодаря помощи своих союзников — египтян. Теперь нужно было завладеть дорогами, которые вели к побережью Средиземного моря, к богатым сирийским городам. Самым важным участком были переправы через реку Евфрат, которые не мог миновать ни один купец. Для достижения независимости и для борьбы за свои интересы необходима была дисциплинированная, хорошо организованная, сильная армия под единым руководством. Так градоначальник Ашшура («ишшиаккум»), власть которого передавалась по наследству, набрал силу и принял царский титул.
К ассирийцам приходит военная удача. Они сокрушают расположенное в среднем течении Евфрата царство Митанни, присоединяют часть его территории, строят у реки крепости и на протяжении двух веков (1300—1100 гг. до н. э.) удерживают переправы через Евфрат, ведущие к морю. Благодаря этому они ограничивают торговлю соперников и собирают большие пошлины с купцов. Иногда ассирийская армия отправлялась и в дальние походы. Вернувшись из такого похода с большой добычей, царь нередко строил столицу-крепость, охраняя в ней свои сокровища. Последней и наиболее роскошной из таких столиц стала позднее Ниневия — самый известный из ассирийских городов. Древний Ашшур всё более отходит на задний план: улицы новых городов заполняют уже не торговцы, а солдаты.
Военные успехи ассирийцев были блестящими, но слабость царской власти всё же сказывалась. Жрецам и знати не нужен был сильный царь. Они привыкли сами управлять страной. Даже знаменитый полководец, победитель Вавилона царь Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н. э.) был объявлен сумасшедшим и лишён трона, едва он попытался установить в Ассирии свою неограниченную власть и ввести пышные придворные церемонии по
Ассирийцы грабят город.
Ашшурбанапал, один из последних ассирийских царей, собрал в своей столице Ниневии богатейшую библиотеку шумерских и вавилонских литературных произведений и научных трактатов. Достоинства этой библиотеки заключались не только в большом количестве «глиняных книг», собранных царём. Впервые в истории книги подбирались и расставлялись по разделам, с учётом содержания; посланцы царя разъезжали по всей стране, разыскивая в храмах древние таблички и списывая их для царской библиотеки. Царь внимательно следил за пополнением библиотеки. Похоже, что он поставил перед собой цель собрать и сохранить всё значительное, что было написано в Междуречье за два с половиной тысячелетия истории страны.
Внимательное изучение древних табличек побуждало некоторых из ассирийских вельмож к самостоятельному литературному творчеству. Очень выразительны ассирийские анналы — рассказы о военных походах царей, а также нравоучительные истории вроде повести о премудром писце и советнике ассирийских царей по имени Ахикара. Возможно, расцвет ассирийской литературы был уже не за горами, когда в 612 г. до н. э. вавилоняне и мидяне поставили последнюю точку в ассирийской истории.
Подобно литературным вкусам ассирийцев, их художественные пристрастия также развивались под вавилонским воздействием. В то же время скульптурные украшения царских дворцов в Ниневии показывают, что ассирийцы любили точность в деталях изображений, их реализм, умели изящно располагать фигуры на барельефах. Вавилонское изобразительное искусство этого времени было более символичным; художники стремились передать в первую очередь смысл изображения, обращая мало внимания на реалистические детали. Одним из высших достижений ассирийской скульптуры справедливо считаются барельефы умирающей львицы, убитой Ашшурбанапалом во время царской охоты на львов.
*
75
Переправа ассирийских воинов на бурдюках.
Лучники.
вавилонскому образцу. Страной по-прежнему правили богатые торговцы и жрецы; они уступали царю славу и военную добычу, но не власть. В мирное время царь запирался в своей столице-сокровищнице, и особой надобности в нём никто не испытывал.
Этот порядок был нарушен около 1100 г. до н. э. нашествием кочевников-арамеев. Ассирийцы потеряли все владения на Евфрате, часть территории на Тигре и отступили в ближние предгорья. По соседним странам кочевники нанесли ещё более сильный удар. Поэтому, когда ассирийцы оправились и начали новые завоевания в Передней Азии (около 900 г. до н. э.), у них в течение ещё ста лет не было достойных соперников.
Ассирийские цари сумели воспользоваться обстоятельствами и значительно укрепили свою власть. Они применяли новый способ ведения войны, устрашивший все народы Передней Азии (см. ст. «Военное дело Древнего Востока»). Ассирийцы нападали всегда неожиданно и быстро, подобно удару молнии. Пленных чаще всего не брали: если население захваченного города сопротивлялось, то его уничтожали полностью в назидание всем непокорным. Добиваясь от побеждённых послушания, их лишали родины, тысячами перегоняя новых подданных царя в другие места, нередко очень далеко. Всё делалось для того, чтобы устрашить завоёванные народы, сломить их дух, волю к свободе. Ассирийцы грабили покорённые страны десятилетиями.
Однако грозные ассирийские цари так и не смогли надолго объединить завоёванные страны, создать крепкое государство. Зоркость орла помогала им быстро замечать мятежи на окраинах державы, львиная храбрость — противостоять врагам в открытом бою, упорство быка выручало тогда, когда поражение казалось неминуемым, но этих качеств оказалось недостаточно для решения новых задач.