651
АПАРТХЕЙД (или апартеид)
В 50-е гг. нашего века власти Южной Африки обрушили на население этой страны лавину законов, которым позавидовал бы Гитлер, будь он жив. Запрещались смешанные браки и внебрачные связи между белыми и небелыми, их совместное обучение. Белым и небелым запрещалось пользоваться общим транспортом, кинотеатрами, ресторанами, кафе, небелым запрещалось занимать целый ряд должностей на службе... Это были лишь отдельные грани новой политики, которую начала проводить победившая на всеобщих «белых» выборах 1948 года «белая» Националистическая партия. Эта политика получила название политики апартхейда.
На языке африкаанс слово «апартхейд» означает «обособление, раздельное существование». В основе политики апартхейда лежит идея об обособленном развитии европейского и неевропейского населения Южной Африки как о единственно возможной форме жизни в этой стране. Эта абсурдная, расистская по своей сути политика породила тысячи личных трагедий чёрных и белых южноафриканцев. Она тормозила развитие экономики, науки и техники, не знающих расовых или национальных границ, развитие всего общественного прогресса в Южной Африке и в её бывшей подмандантной территории — Намибии.
Пытаясь придать апартхейду благопристойный вид, власти Южной Африки создали на её территории и в Намибии так называемые бантустаны или, по официальной терминологии, «национальные отечества» — районы компактного проживания африканцев какой-либо одной национальности, а некоторые бантустаны даже объявили независимыми. Никто в мире не признал эти псевдогосударства.
В 70—80-е гг. Националистическая партия безуспешно пыталась «облагородить» апартхейд. В начале 90-х гг. начался полный демонтаж системы апартхейда, однако большая, хотя и быстро сокращающаяся, часть африканеров ещё стоит на бескомпромиссных расистских позициях.
*
Солдаты ЮАР во время военной подготовки. 1973 г.
вил Нельсон Мандела. Вскоре он и ряд других руководителей подполья были схвачены, Манделу приговорили к пожизненному тюремному заключению.
Одновременно во многих странах появлялись крупные антиколониальные организации, использовавшие ненасильственные средства и методы борьбы. Они представляли собой объединения различных политических партий и групп, этнических и культурных объединений, профсоюзов и пользовались массовой поддержкой населения. Численность Демократического объединения Африки, созданного во Французской Западной и Экваториальной Африке, превышала 1 млн. человек. Десятки и сотни тысяч членов насчитывали Национальный совет Нигерии и Камеруна, Союз народов Камеруна, Союз африканцев Кении, Национальный союз африканцев Танганьики, Национальный конгресс Уганды, Африканский национальный конгресс Северной Родезии и т. д. В названиях многих организаций присутствовало слово «национальный» (хотя наций как таковых ещё не было), означавшее, что они считают себя выразителями интересов всех национальных и этнических групп, всего населения своих стран. Некоторые антиколониальные руководители, подобные Кваме Нкрума, видели будущее Африки в её единстве.
Были у антиколониальных организаций Африки и свои внутренние проблемы. В борьбе за независимость участвовали разные силы, включая феодальные и чисто этнические, племенные, которые прежде всего стремились к власти, к установлению (или восстановлению) консервативных, застойных и даже реакционных порядков. Сказывались этнические, региональные различия и соперничество. Так было в Нигерии, Бельгийском Конго, Кении, Уганде, Анголе, Мозамбике, Руанде, Бурунди, Южной Родезии и других странах.
Большинство стран Тропической и Южной Африки добились независимости во второй половине 50-х — 70-х гг. Годом Африки называют 1960 г., когда на её карте появились сразу 17 новых независимых государств. Но очень скоро после шумных празднеств по этому поводу становится ясно, что самое трудное ещё впереди: проблемы, возникшие в доколониальное и колониальное время, остались, новые, не менее сложные проблемы только появляются.
Недолго просуществовало первое независимое правительство бывшего Бельгийского Конго (ныне Заир), руководимое Патрисом Лумумбой. Он пытался проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, ограничить произвол иностранных монополий. В Конго произошёл военный мятеж, Лумумба был убит, разразилась гражданская война, унёсшая сотни тысяч жизней. ООН пыталась остановить кровопролитие. В Конго были введены «голубые каски» (войска ООН), там при до сих пор невыясненных обстоятельствах погиб знаменитый генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. «Смутное время» в Конго закончилось установлением военной диктатуры генерала Мобуту, ставшего впоследствии первым президентом Заира.
652
В независимой Нигерии обострение межэтнического, межрегионального и межпартийного соперничества на фоне тяжелейшей экономической обстановки привело к кровопролитной междоусобной войне 1967—1970 гг. Затем последовали частые смены гражданских и военных правительств, ещё продолжающиеся поиски оптимальной формы государственно-политического устройства.
Военный мятеж генерала Иди Амина в Уганде в 1971 г. и его кровавое правление поставили эту страну на грань полного уничтожения. Оппозиционные Амину силы с помощью соседней Танзании свергли его режим, но потребуется ещё, очевидно, немало лет, чтобы страна оправилась после аминовской диктатуры.
Ангола, Мозамбик и Южная Родезия добились политической независимости в трудной вооружённой борьбе. Участвовавшие в ней партии и организации соперничали между собой. Они искали и получили помощь извне. Начались затяжные гражданские войны, подорвавшие экономический потенциал этих стран, особенно Анголы и Мозамбика. Положение осложнялось тем, что ЮАР стремилась всеми средствами, включая прямые военные, привести к власти в Анголе и Мозамбике (а в Южной Родезии сохранить) удобные для себя режимы. В результате события в этих странах переросли в крупные международные конфликты. Когда в 1975 г. в Анголу вторглись войска ЮАР, в отражении агрессии участвовали кубинские воинские подразделения, военную помощь Анголе и другим странам оказал СССР.
В 60—70-е гг. общеафриканской и международной проблемой первой величины становится проблема Юга Африки. Большинство независимых африканских государств объявили о своём намерении добиваться всеми возможными средствами ликвидации режима апартхейда. Положение в ЮАР возмущало международное сообщество, неоднократно принимались соответствующие решения ООН, против ЮАР были объявлены жёсткие дипломатические, экономические и торговые международные санкции, которые, правда, выполняли не все государства, которые к ним официально присоединились. В то же время противостояние с ЮАР — самой развитой страной континента (свыше 40% объёма промышленного производства всей Африки) оборачивалось для Африки гораздо более тяжёлыми последствиями, чем для Европы и Америки. Особенно страдали пограничные с ЮАР страны, экономика которых в колониальное время была тесно связана с экономикой Южной Африки.
Перелом произошёл в середине 70-х — 80-х гг. под влиянием меняющейся ситуации на континенте и в мире, внутренней обстановки в самой ЮАР. Приход к власти в Анголе, Мозамбике и Южной Родезии (Зимбабве) антирасистских сил означал для ЮАР потерю прежних союзников. Особенно болезненной для ЮАР была потеря богатой Южной Родезии, в которой с 1965 по 1980 г. господствовало захватившее власть белое расистское правительство, как и ЮАР, подвергавшееся международным
СЕСИЛЬ ДЖОН РОДС
Этот человек стал легендой ещё при жизни. Им безмерно восхищались и его безмерно ненавидели. В 1899 г. именем Родса была названа одна из богатейших стран Африки (в 20-е гг. она была разделена на два колониальных владения — Северную и Южную Родезию, которые соответственно в 1964 и 1980 гг. стали независимыми государствами Замбия и Зимбабве). После смерти Родса назвали «африканским Наполеоном», «отцом Британской империи». Он был самым знаменитым «белым африканцем» в колониальной истории Африки, некоронованным королём огромных британских владений на юге этого континента, одним из тех, кто воплотил в жизнь идею создания британской империи в Африке, простирающейся от Каира до Кейптауна.
Сын провинциального английского священника, Родс 17-летним юношей отправился за океан в далёкую Южную Африку, где на самых богатых в мире алмазных рудниках в Кимберли работал старателем его старший брат. Какое-то время они работали вместе, затем брат Родса уступил ему свои старательские участки и уехал. Родс продолжал упорно работать, затем начал скупать участки. В 1880 г. он стал секретарём новой алмазной компании «Де Беерс даймонд майнинг компани» в 1883 г. — ее председателем. Личный капитал Родса быстро рос. Современники и биографы Родса считали, что он был наделён редким предпринимательским талантом. Такой талант у Родса действительно был, он стал миллионером, одним из богатейших людей своего времени.
Родс обладал огромным честолюбием, работоспособностью, добивался намеченной цели любой ценой, сметая всё на своём пути. «Сделав» себя богатым ещё в молодости, он в то же время понимал важность широкого образования как необходимого условия карьеры в политике. С 1873 по 1881 гг. с перерывами, наездами Родс слушал лекции в Оксфорде, одном из самых престижных университетов мира. Ему, человеку без родового имени и связей, Оксфорд дал не только степень бакалавра искусств, но и возможность войти в мир английской элиты и большой политики.
Ещё в 1877 г. он написал трактат под названием «Символ веры», в котором изложил главную цель своей жизни: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества». Родс мечтал поставить «весь нецивилизованный мир под британское правление», вернуть Соединённые Штаты Америки и «объединить англосаксов в единой империи». Полстолетия спустя примерно о таком же будущем для Германии и для немцев мечтал Адольф Гитлер.