Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 18 (стр. 14 из 26)

Вступление Родса в политику было таким же стремитель­ным, как и в бизнес. В 1881 г. он становится членом парла­мента самоуправляющейся Капской колонии, бывшей опло­том британского колониализма на юге Африки. В 1889 г. со­здаёт Британскую компанию Южной Африки, которая полу­чила от правительства Англии исключительное право на за­хваты новых земель на юге континента и бесконтрольную эксплуатацию их. Компания завоевала обширные территории в бассейнах рек Замбези и Лимпопо. С 1890 по 1896 гг. Родс премьер-министр Капской колонии. Он мечтает под­чинить бурские республики, прежде всего богатый золотом Трансвааль (см. ст. «Буры»). Родса не без оснований назы­вали одним из главных организаторов англо-бурской войны, которая завершила британские завоевания на юге Африки.

Родсу было не суждено воспользоваться плодами победы над бурами. В марте 1902 г. в возрасте 49 лет он умер в Кейптауне от давней болезни сердца. Выполняя волю Родса, его похоронили в горах Мапото, в Родезии, в месте, которое он называл «Вид на мир». На его могиле выбили лаконичную надпись: «Здесь покоятся останки Сесиля Джона Родса». Родс был убеждён, что после смерти его будут помнить тысячелетия. В конце XX в. его имя не забыто, о Родсе написаны сотни книг и диссертаций, на учреждённые им в Оксфорде стипендии обучаются десятки студентов из стран бывшей Британской империи, США, Германии. Родса помнят как талантливого жестокого политика и предпринимателя, одержимого идеей имперского величия Англии, как одну из ярчайших личностей ушедшей колониальной эпохи.

*

653

Войска ЮАР на учениях. 1973 г.

КВАМЕ НКРУМА

Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную из­вестность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выда­ющихся африканских политиков и мыслителей XX в.

Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гана), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помог­ла ему получить начальное образование и уехать в да­лёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он про­вёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух амери­канских университетах: Линкольнском, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильван­ском, где его предметами были богословие и филосо­фия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время об­разованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоци­ацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкруме уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.

В Лондоне начался путь Нкрумы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Ман­честере, на котором впервые в полный голос про­звучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкру­ма с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятель­ной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организацию Народную партию кон-

санкциям. Теперь ЮАР оказалась лицом к лицу с блоком так называемых прифронтовых государств (Танзания, Замбия, Ангола, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве) — решительных противников расизма.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в обстановке уси­ления антирасистских выступлений в самой ЮАР и активного вмешательства международного сооб­щества в проблему Юга Африки противостояние между прифронтовыми государствами и ЮАР ос­лабло. Политическим путём было достигнуто реше­ние о предоставлении независимости Намибии (бывшая Юго-Западная Африка), где также велась вооружённая освободительная борьба, освобождены из заключения и активно вошли во внутриполи­тическую жизнь Мандела и другие политические заключённые. Начался полный распад системы апартхейда, хотя серьёзнейшие внутриполитиче­ские проблемы в этой стране, включая этнополитическое соперничество, сохраняются.

Болезненными для независимой Африки оказа­лись поиски своего будущего. Большинство стран склонялись к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую незави­симость от соперничавших в то время мировых дер­жав. Многие страны объявили о своей привержен­ности идеям так называемого африканского социа­лизма и национализма («африканский социализм» в Сенегале, «либеральный социализм» в Сьерра-Ле­оне, «демократический африканский социализм» в Кении, «зимбабвийский социализм», «замбийский гуманизм», «подлинный заирский национализм» и т. д.), приняли, основываясь на этих идеях, про­граммы социально-экономического и культурного развития. Реально же общественное развитие афри­канских стран, включая перечисленные, протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим ми­ром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно, понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились населению.

Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых стра­нах Африки политика африканизации — перехода руководящих постов во всех сферах экономиче­ской, политической и социальной жизни в руки аф­риканцев — при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быст­рому обогащению нечестных людей. Расцвели взя­точничество, казнокрадство, семейственность; вок­руг министров и руководителей политических пар­тий, влиятельных парламентариев нередко собира­лись их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы. По­павшие на верхние этажи власти становились чле­нами правлений и акционерами иностранных ком­паний, покупали фермы, плантации, предприятия, основывали собственные компании. Как из возду­ха, возникали миллионные состояния.

Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозгла-

654

шали сверхрадикальные лозунги и программы раз­вития (широкая национализация, запрет или жёст­кое ограничение деятельности иностранного капи­тала, всемерное развитие государственного участия и контроля во всех отраслях хозяйства, включая сельское, и т. д.). Говорилось о необходимости изу­чения и применения экономического, политиче­ского и идеологического опыта СССР и других со­циалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. Однако такие начинания не под­креплялись внутренними возможностями, необхо­димой международной финансово-технической по­мощью, не говоря уже о подлинной ценности такого опыта. Африканские страны «социалистической ориентации», как их ещё недавно называли (Анго­ла, Мозамбик, Бенин, Эфиопия и др.), часто стано­вились объектами соперничества противоборствую­щих на международной арене сил. В них, как и во всей Африке, ожесточённо соперничали между со­бой этнополитические группы и кланы, шла борьба за власть между политиками, в которой социали­стические лозунги были не более, чем средством получения экономической, финансовой и военной помощи. В некоторых из этих стран, таких, напри­мер, как Сомали и Эфиопия, процветала диктатура и террор, уничтожались невинные люди, подавля­лось стремление отдельных национальных групп и народов к автономии и самостоятельности; в Эфио­пии республиканское правительство, пришедшее на смену монархическому после антифеодальной революции 1974 г., продолжило политику сверг­нутого императора Хайле Селассие по подавлению народа Эритреи, который в течение тридцати лет боролся сначала за самоопределение в рамках Эфи­опии, а затем за полную независимость. Копиро­вание «мирового социалистического опыта» в Аф­рике довольно скоро приводило к серьёзным эко­номическим и социальным неудачам, кризисам власти или даже, как это было в Сомали, к нацио­нальным катастрофам: в начале 90-х гг. Сомали превратилось в поле жестокой борьбы соперничаю­щих политических группировок, экономика агони­зировала, только вмешательство ООН породило на­дежду, что население этой страны не погибнет от массового голода. В конце 80-х гг. несколько афри­канских стран отказались от ориентации на социа­лизм.

К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвер­дилась идея так называемой смешанной экономи­ки, предполагающая сосуществование и сотрудни­чество в экономической области государства с част­ным (местным и иностранным) капиталом. Во внут­ренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политиче­ские системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях — к честно­му равноправному сотрудничеству со всеми страна­ми, разделяющими идеи и принципы международ­ного сообщества. Такая стратегия развития, как считают в Африке, открывает перед ней путь в бу­дущее.