Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 18 (стр. 19 из 26)

662

де. И всё же почва под ногами монарха-реформа­тора была не очень твёрдой.

Потом, после победы «исламской революции», уже смертельно больной Мохаммед Реза писал, что причиной её была неспособность отсталого народа Ирана идти в ногу с «белой революцией» шаха. Не­довольством несознательного населения умело вос­пользовались заговорщики, отбросившие страну на несколько столетий назад.

Шах не учёл влияния, которое оказали на пси­хологию иранцев вторжение иностранных товаров и идей, влияние массовой культуры Запада, ломка отношений между людьми. Вырванные из привыч­ной деревенской среды и заброшенные в сумятицу бездушных городов с их хитросплетениями забитых автодорог, небоскрёбами и универсамами, иранцы ощутили себя чужими в своём собственном доме. Только религия была для этого очень религиозного народа единственным островком традиций в волнах чужеземной культуры.

Шах получил сильного противника в лице му­сульманского духовенства. Оно стало настоящим вождём антишахского, антииностранного движе­ния. 80 тыс. мечетей, 180 тыс. мулл и улемов, сотни богословов высшего ранга являлись могучей и гиб­кой силой, сплочённой общими интересами, тра­диционными связями и, наконец, — борьбой про­тив общего противника. «Белой революции» они противопоставили свой идеал «исламского правле­ния», который восходил к временам пророка Мухаммеда и имама Али, живших тринадцать с поло­виной веков назад. «Исламское правление» должно подготовить людей ко времени явления Махди, ко­торый сделает правоверных счастливыми. Все слои населения будут жить как братья, единой общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый — проявлять заботу о соседе.

Путь к созданию общества «исламской социаль­ной справедливости» пролегает через возврат к главным ценностям мусульманской религии — бла­гочестию, скромности, воздержанности. Для этого необходимо совершить «исламскую революцию», т. е. свергнуть сатанинский шахский режим и ус­тановить власть духовенства, запретить употребле­ние алкоголя и наркотиков, европейскую одежду, развлечения и т. д., остановить распространение за­падных обычаев и массовой культуры. Такие взгля­ды находили всё больший отклик в иранском на­роде.

Огромную роль в их распространении сыграл аятолла (один из высших рангов мусульманского богослова) Рухолла Мусави Хомейни. Ещё в 1964 г. он был выслан из страны за проповеди, пронизан­ные обличением западного образа жизни, засилья в Иране «неверных иностранцев» и прямыми выпа­дами против шаха. Обосновавшись в конце концов в пригороде Парижа, Хомейни превратил свой дом в настоящий штаб антишахского религиозного дви­жения. Зажиточные торговцы предоставляли в рас­поряжение исламской оппозиции значительные средства, городская молодёжь внимала зажигатель­ным проповедям аятоллы, тайно переправленным

бронемашин, в небе висят вертолёты. Горожане строят бар­рикады. Волнения в армии.

Февраль.

01.02 возвращение из эмиграции Хомейни. Газета пишет: «Спустя 15 лет после того, как Хомейни покинул страну, в 9 часов 27 минут 30 секунд сегодня утром нога имама коснулась почвы родины». Телевидение не транслиро­вало встречу поэтому на улицы вышел весь Тегеран. 50 тыс. специально отобранных людей образуют три ряда стены безопасности во время его проезда по улицам Тегера­на. Хомейни произносит речь на кладбище Бехеште-Захра, где, в частности, говорит: «Мохаммед Реза Пехлеви, этот предатель, спасшийся бегством, пустил по ветру всё, что было у нас, разрушил нашу страну и населил нами кладби­ща... Этот человек по причине своего раболепия (перед США) создал гнёзда разврата... В Тегеране заведений, торгующих спиртными напитками, больше, чем библиотек...»

05.02 «штаб имама» в резиденции Хомейни на улице Иран объявляет о создании Временного революционного правительства во главе с М. Базарганом. Двоевластие в стране. Волнения в армии.

06.02 демонстрации в поддержку Базаргана, в том числе в столицах всех провинций. Духовенство всё ещё надеется на мирный переход власти в его руки.

07.02 сотрудники некоторых министерств признали правительство Базаргана. Министерство экономики и фи­нансов передаёт в его руки казну.

09.02 вечером на территории учебного центра ВВС в Тегеране слышатся стрельба и крики «Аллах акбар!» (т. е. «Аллах велик!»). Толпы тегеранцев, собравшиеся здесь, восприняли это как попытку шахской гвардии («бессмертных») расправиться с поддерживающими Хомейни хомафарами. Последние оказали сопротивление. Проникнуть на территорию базы, где продолжается перестрелка, не удаётся.

10.02, 10 часов хомафары прорвали блокаду базы и вырвались на улицу. Бой в жилых кварталах, с обеих сторон убито более 100 человек. Авиаторы с помощью тегеранцев закрепляются на крышах домов (они в Тегеране плоские), гвардейцам это не удаётся, т. к. им никто не помогает. Когда у них кончаются патроны, толпа их связывает. Танки остановлены бутылками с зажигательной смесью.

11.30 гвардейцы начинают отход. Хомафары и вооружённые штатские контролируют улицы вокруг базы. Духовенство призывает к спокойствию.

13 часов восстание приобретает наступательный харак­тер. Комендантский час, объявленный военными властями, не действует.

Вечером 10.02 толпы людей штурмуют полицейские участки. В ночь на 11 февраля захвачен военный арсенал. Народ вооружается.

11.02, 4.30. Бой между авиаторами и партизанами, с одной стороны, и танками с другой. Утро батарея ВВС обстреливает танки. Вооружённые горожане захватывают казармы военно-учебного центра, тюрьмы Эвин и Каср. После 4-часовой атаки штурмом была взята штаб-квартира САВАК. В первой половине дня в руки восставших переходят меджлис, телевидение и радиовещание...

14.00 Высший совет вооружённых сил Ирана заявляет о своём нейтралитете. По сути дела это капитуляция пра­вительства. Премьер Бахтияр в последнем интервью с горечью заявляет, что эта победа победа неграмотных, ослеплённых людей, которые вместо школы посещали мечеть.

12.02 власть перешла в руки Временного революционного правительства, за спиной которого стоит ая­толла Хомейни.

*

663

в Иран в виде аудиокассет. Религиозная окраска сопротивления шаху станови­лась всё более заметной. Невольно спо­собствовало этому и то обстоятельство, что мечеть была фактически единственным местом, где можно было как-то затронуть проблемы политики, не бо­ясь охранки САВАК.

Упоённый достижениями «белой революции», Мохаммед Реза долго не замечал опасности со сто­роны исламистов, а когда увидел её, иранское об­щество в подавляющем большинстве было не на его стороне. Правда, шах ещё пытался спасти положе­ние объявлением в начале 1977 г. курса на «либе­рализацию», обещая положить конец пыткам, ос­вободить большинство политических заключён­ных, предоставить ограниченную свободу слова оп­позиции. Эти меры значительно запоздали и только подтолкнули антишахское движение к решитель­ным действиям.

Искрой, вызвавшей взрыв, послужила опубли­кованная 7 января 1978 г. статья о Хомейни, ко­торую духовенство сочло вредной и клеветниче­ской. 9 января в священном для иранцев городе Куме по призыву духовенства состоялась демонст­рация, участники которой требовали ограничения власти шаха и возвращения к законам ислама. Де­монстрация закончилась кровопролитием: войска­ми были убиты десятки и ранены сотни человек. События в Куме явились фактически началом ре­волюции в Иране. Через каждые 40 дней после это­го расстрела, в соответствии с мусульманским обы­чаем отмечать конец траура, поднимались новые города. Демонстрации были тщательно организова­ны духовенством. Так, носившие отличительные знаки 5—6 тыс. человек под контролем мулл обес­печивали строгий порядок во время их проведения. Все лозунги и призывы были предварительно ут­верждены религиозными деятелями и выкрикива­лись в сложной и чёткой последовательности. Они были, как правило, рифмованными, одна большая группа провозглашала первую часть лозунга, дру­гая — заключительную. Лозунги скандировались и распевались, мужские голоса сочетались с женски­ми и т. д.

К августу 1978 г. шах был вынужден отказаться от обвинений духовенства в мракобесии и сговоре с коммунистами, ибо демонстрации и митинги под религиозными лозунгами сдержать было невозмож­но. Он принял постановление о закрытии игорных домов, других увеселительных заведений, переводе календаря на мусульманское летоисчисление, зая­вил о готовности уважать законы ислама. Тем не менее религиозные лидеры, во главе которых стоял находившийся в эмиграции Хомейни, вели дело к решительному столкновению.

События осени 1978 г. подчеркнули, что шах превратился в фигуру, абсолютно неприемлемую для оппозиции. Он уже сравнивался с тираном Йезидом, погубившим в 680 г. праведника и муче­ника Хусейна. Даже его сторонники намекали ему на необходимость «временно» покинуть Иран. Но­вый премьер-министр, бывший заклятый враг Мохаммеда Реза, либерал Бахтияр также видел в этом единственный выход. Шах, как отмечали журна­листы и дипломаты, становился всё более неуве­ренным в себе и нерешительным. Он всё больше впадал в отчаяние и всё сильнее подвергался дав­лению со стороны США, видевших в нём мало перс­пектив на будущее.

Наконец решение было принято, и 16 января 1979 г. из аэропорта Мехрабад взлетел личный шах­ский «Боинг-727» — «Сокол», на борту которого находился монарх. Было объявлено, что шах и ша­хиня летят в Асуан (Египет), где будут несколько дней отдыхать, а затем проследуют в США. Дата их возвращения названа не была.

То, что творец «белой революции» покинул Иран, вызвало ликование толп его подданных. Во­дители беспрестанно жали на клаксоны и включали среди солнечного дня фары. Кондитеры раздавали бесплатно прохожим сладости, повсюду свергались с постаментов статуи Реза-шаха и Мохаммеда Реза. Всем противникам шахского режима было понят­но, что путь к власти для исламистов расчищен. Действительно, уже через три недели Иран был в их руках, и практически всё, что делалось в стране при династии Пехлеви, было предано проклятию.