30сентября. «Месяц этот напоминает по своим чертам предыдущий, но сейчас армия явно показывает большую эффективность в своих действиях... Моральный дух большинства оставшихся у меня людей довольно высок... Крестьянская масса ни в чём... не помогает, крестьяне становятся предателями...
Наиболее важная задача — уйти отсюда и искать более благоприятные зоны. Кроме того, надо наладить контакты, хоть весь наш аппарат в Ла-Пасе (главный город Боливии — Прим. ред.) разрушен, и там нам также нанесли тяжёлые удары».
7 октября. «Одиннадцать месяцев со дня нашего появления в Ньянкауасу исполнилось без всяких осложнений, почти идиллически. Всё было тихо до полпервого, когда у ущелья, в котором мы разбили свой лагерь, появилась старуха, пасшая своих коз... Она ничего внятного о солдатах не сказала, отвечая на все наши вопросы, что ни о чём не знает, что она давно уже в этих местах не появлялась... Старухе дали 50 песо и сказали, чтобы она никому ни слова о нас не говорила. Но мы мало надеемся на то, что она сдержит своё обещание...
Армия передала странное сообщение о том, что в Серрано расположились 250 солдат, преграждающих путь окружённым 37 партизанам, и что мы находимся между реками Асеро и Оро...»
На этой записи, которая была сделана между 2 и 4 часами утра 8 октября, обрывается боливийский дневник Че Гевары.
*
671
Че Гевара.
«аргентинский коммунистический главарь бандитской шайки, оперирующей в Сьерра-Маэстра».
Летом 1957 г. партизаны начали проводить активные боевые действия и в долинах. На какое-то время установилось шаткое равновесие — готовясь к решающим схваткам, стороны копили силы. Время работало на повстанцев. Кубинское общество устало от беззакония, казнокрадства и произвола властей. Даже церковь, плантаторы и сахарозаводчики проявляли недовольство Батистой. «Наш человек в Гаване», как называли его американцы, всё меньше устраивал Вашингтон. Особую роль в борьбе с диктатурой играли крестьяне. Без их поддержки Кастро не смог бы даже продержаться в горах. Повстанцы защищали крестьян от карателей, учили грамоте и лечили их самих и их детей и, самое главное, обещали после победы наделить их помещичьей землёй... Отряды пополнялись новыми бойцами.
Полным провалом закончилось наступление батистовской армии летом 1958 г. Вяло сражавшаяся правительственная армия, оснащённая танками и самолётами, уступала немногочисленным отрядам повстанцев, недоедавших, плохо одетых и вооружённых, но чувствующих поддержку народа. Свыше 600 км, от Сьерра-Маэстра до гор Эскамбрая, прошла под командой Че Гевары 8-я колонна и с боем взяла город Санта-Клара, разгромив крупный гарнизон правительственных войск.
2 января 1959 г. колонна, которой командовал Че Гевара, вошла в столицу страны — Гавану. Удостоенный высшего воинского звания — команданте, Эрнесто Че Гевара получил кубинское гражданство. Он вошёл в руководящие органы страны. Однако высокие посты не изменили его. Че по-прежнему жил скромно, противился роскоши и излишествам, довольствовался в быту самыми необходимыми вещами. Его можно было увидеть работающим на строительстве, рубящим сахарный тростник, разгружающим судно. Кубинцы видели: этот человек поступает так потому, что иначе не мыслит свою жизнь.
Кубинцы строили новое общество, где не станет бедняков и нищих, где люди будут иметь работу и равные права, где власть на деле будет принадлежать народу. Шли годы. Энтузиазм ещё кипел. Но контуры создаваемой формации всё сильнее напоминали миру установившийся в СССР «реальный социализм» с его фальшивыми лозунгами, безжалостным подавлением личности, беззастенчивой коррупцией и диктатурой.
С середины 50-х гг. Че Гевара искренне верил в победу коммунизма во всём мире, считая его более прогрессивным, чем капитализм. Однако то, что в начале 60-х гг. неожиданно для этого рыцаря мировой революции проявилось на Кубе — резкий рост числа чиновников, раздувание аппарата управления, взяточничество среди закалённых бойцов Сьерра-Маэстра, — серьёзно обеспокоило Че. Видимо, он всё же ещё не потерял веру в успех революции. Команданте задумывается над тем, как уменьшить влияние негативных факторов на жизнь общества. Выход ему видится в расширении социального конфликта, в подключении к нему новых стран и регионов, страдающих от «недоразвитого капитализма».
Латиноамериканская революция — такую цель ставит перед собой Че. Ради неё он оставляет в Гаване друзей, соратников, семью. Он был уверен в том, что континент готов к повторению кубинского опыта вооружённой борьбы в гораздо большем масштабе. Победа в ней улучшила бы международное положение Кубы и ослабила бы позиции США. Че понимал, что предприятие это куда более рискованное, чем путешествие на «Гранме». И ещё романтик Че считал, что начинать всё должен человек, и в теории, и на практике знающий партизанскую войну. Лучшей кандидатуры, чем он сам, у него не было.
После 14 марта 1965 г. Че исчезает с политической арены. Пресса строила догадки: «Че смертельно болен», «Че бежал с Кубы, продав за 10 млн. долларов военные секреты Гаваны», «Че уехал в Китай»... На самом деле Че Гевара, оставив государственные и партийные посты, отказавшись от воинского звания и кубинского гражданства, вновь взял в руки карабин. По некоторым сведениям, в
1965 г. Че воевал в бывшем Бельгийском Конго, поддержав сторонников убитого премьер-министра Патриса Лумумбы. Возможно, он тайно побывал в Доминиканской республике, во Вьетнаме или где-то ещё. Вновь его след обнаруживается в ноябре
1966 г. в Боливии.
Вечером 7 ноября 1966 г. Че (в Боливии он называет себя Районом) делает первую запись в дневнике, который потом ведёт изо дня в день на протяжении 11 месяцев, вплоть до последнего боя. Этот дневник — зеркало героического и трагического маршрута его команды: запуганные крестьяне, агенты спецслужб, рыскавшие в округе, стычки с
672
большими силами карателей, брошенными правительством на борьбу с партизанским движением, гибель товарищей, предательство одних и трусость других... Боливийская экспедиция становится последним эпизодом жизни Че. Теряя бойцов, отряд Че Гевары в октябре 1967 г. попал в засаду. Раненый Че захвачен в плен. На следующий день он и двое его товарищей были расстреляны в помещении школы деревни Ла-Игера.
Необъяснимость последующих шагов боливийских властей связана, по всей видимости, с легендарностью личности Че Гевары. Во-первых, тело Че захоронили тайно, и до сих пор неизвестно, где покоятся его останки. Во-вторых, каратели сняли с Че посмертную маску. В-третьих, два года спустя министр внутренних дел Боливии Аргедас тайно переправил на Кубу фотокопию дневника Че Гевары и гипсовый слепок с его лица. Поистине смерть Че Гевары была такой же необычной, как и его жизнь.
Несомненно, Че по-настоящему верил в необходимость мировой революции, солдатом которой всегда считал себя. Он искренне желал счастья народам Латинской Америки и хотел торжества социальной справедливости на континенте. Конечно, он заблуждался во многих отношениях и за это мужественно расплатился ценой жизни. В последнем письме к детям он писал: «Ваш отец был человеком, который действовал согласно своим взглядам и жил согласно своим убеждениям».
Жизнь и деятельность Сальвадора Альенде неразрывно связаны с новейшей историей Чили — страны, которая всегда считалась одной из самых богатых и развитых в Латинской Америке. Несмотря на это, здесь сохранялись нищета, голод и бесправие огромных масс населения, всевластие иностранных монополий и произвол имущих классов. Тем не менее положение в стране долгое время было сравнительно устойчивым: армия не вмешивалась в политику, а переход власти от одного клана крупных капиталистов и землевладельцев к другому являлся результатом свободных выборов. Именно наличие демократической традиции породило своеобразие чилийской революции 1970—1973 гг. — революции, начавшейся с избрания Сальвадора Альенде президентом и прерванной его героической гибелью в горящем дворце Ла-Монеда.
Сальвадор Альенде родился 26 июня 1908 г. в портовом городе Вальпараисо, в семье адвоката. Его отец происходил из небогатого, но старинного, по чилийским понятиям, рода. Предки Альенде активно участвовали в войне за независимость против Испании, в других войнах и восстаниях, сотрясавших страну в XIX в., и пользовались репутацией либералов. Чичо — так в детстве называли Сальвадора — рос крепким, спортивным мальчиком. В 16 лет он стал чемпионом страны среди юношей по десятиборью и плаванию и ещё до совершеннолетия пошёл добровольцем в армию, в кирасирский полк. Сальвадор был отличным наездником, отменно стрелял. Со времён армейской службы он сохранил страсть к оружию. В юности начали
формироваться и его политические взгляды. Не последнюю роль в этом сыграл сосед семьи Альенде, старый сапожник-анархист, снабжавший Чичо брошюрами Бакунина, Кропоткина, испанских и итальянских социалистов.
В 1926 г. Чичо поступает на медицинский факультет университета Сантьяго. В Чили, как и в других латиноамериканских странах, студенты традиционно участвуют в борьбе с властями. Впервые молодого Альенде арестовывают за выступление против диктатуры, установленной президентом Ибаньесом, чьим кумиром был вождь итальянских фашистов Муссолини. Новый арест последовал в 1932 г., во время событий, связанных с 12-дневным существованием «Социалистической республики Чили» (тогда власть на короткое время захватили сторонники социалистического пути развития страны). На несколько дней Сальвадора выпускают из заточения — проститься с умирающим отцом. «Отец, — вспоминал Альенде, — сказал мне и брату, что оставляет нам в наследство имя честного человека, а это больше, чем материальные ценности».