В начале июля 1942 г. здесь разыгралась ещё одна морская трагедия Второй мировой войны. Из Исландии в Советский Союз шёл англо-американский конвой под условным названием «PQ-17» («ПиКью-17»), состоявший из 34 грузовых судов и танкеров, 21 корабля охранения и большой группы кораблей прикрытия. На перехват ринулись «Тирпиц» и другие немецкие суда, с норвежских аэродромов поднялись бомбардировщики. Первые налёты были отбиты. А затем произошло непонятное: большинство кораблей охранения и прикрытия получили команду покинуть конвой, чтобы отвлечь и уничтожить «Тирпиц». Началось избиение почти беззащитных судов. Оставшиеся боевые корабли сражались героически, буквально закрывая собой тихоходные транспорты от торпед подводных лодок... К цели дошли только 11 судов. А «Тирпиц», уклонившийся от боя, ушёл к норвежским берегам, где его торпедировала не то советская, не то английская подводная лодка. Простояв на ремонте до осени 1944 г., линкор всё-таки был потоплен английской авиацией.
Немцы ещё не раз нападали на северные конвои, топили американские и английские корабли в центральной Атлантике. Вплоть до конца 1942 г. союзники теряли больше судов, чем успевали построить. Стало ясно, что исход битвы за Атлантику может повлиять на дальнейший ход войны. Была организована надёжная защита побережья Америки и Канады и морских караванов. Флот и авиация получили современные радиолокаторы. Новые американские дальние бомбардировщики «Либерейтор» («Освободитель»), поднимаясь с канадских и исландских аэродромов, выслеживали немецкие подводные лодки и корабли. К весне 1943 г. союзники добились перелома в битве за море, а к концу того же года потопили или повредили наиболее боеспособные немецкие корабли в северной Атлантике.
639
Вступление немецких танков в Ливию. 1941 г.
1943 год принёс и общий перелом в войне на Западе. Победа в Северной Африке позволила союзникам нанести решающий удар по Италии. Итальянская армия находилась в состоянии разложения, вызванного разгромом её лучших дивизий в России и Африке. Когда в июле на Сицилию, ключевой опорный пункт Италии в Средиземном море, с моря и с воздуха высадился англо-американский десант, сопротивление ему оказали только находившиеся там немецкие части.
К этому времени в Италии резко ухудшилось положение: росло недовольство режимом Муссолини, усилились противоречия между «чернорубашечниками» (фашистской милицией) и армией — «солдатами короля». В июле Рим впервые с начала войны подвергся бомбардировке. Режим Муссолини разваливался, а сам он, деморализованный и напуганный, уговаривал Гитлера заключить с Россией мир «наподобие Брест-Литовского», чтобы спасти германо-итальянский фронт на Западе. Гитлер же требовал от «своего друга дуче» принятия в стране «жесточайших мер».
В такой обстановке Муссолини был свергнут: 25 июля его вызвали во дворец короля Виктора-Эммануила, арестовали и в машине «скорой помощи» отправили в тюрьму. У него не нашлось ни одного защитника, даже среди фашистов. Сформированное беспартийное правительство маршала Бадольо распустило фашистскую партию. Вышли из тюрем многие антифашисты.
Гитлер пытался любой ценой не допустить выхода Италии из войны. Перекрыв её границы с Германией и Францией, туда перебросили вновь сформированную группу войск под командованием Роммеля. Гитлер приказал разоружить итальянскую армию, захватить флот и авиацию, арестовать правительство и королевскую семью. Но почти все его приказы запоздали. В начале сентября англичане и американцы высадились на юге страны, и Бадольо подписал с ними тайное перемирие, равнозначное выходу Италии из войны. Узнав об этом, Гитлер решил, что Южная Италия и немецкие дивизии в ней «безвозвратно потеряны», и дал приказ занять оборону на итальянском севере. Однако ситуация неожиданно изменилась. Союзники по непонятным причинам замешкались, утратили темп наступления и надолго задержали полное освобождение Италии. Эта заминка вселила в Гитлера новые надежды. Он попытался восстановить режим Муссолини. Немецкие парашютисты под командованием двухметрового эсэсовца Отто Скорцени освободили Муссолини, находившегося под арестом в Абруццких горах, и переправили его в Германию. Вскоре он основал в северной части страны Итальянскую социальную республику, бывшую не более чем названием на карте. Между тем в Италии разворачивалась антифашистская партизанская война. В Риме, объявленном немецким командованием «открытым городом», т. е. находящимся вне зоны боёв, тем не менее свирепствовало гестапо. Союзники неуклонно продвигались на север. В июле 1944 г. они вошли в Рим, но окончательная победа пришла к ним в Италии только в мае 1945 г.
В Германии к 1943 г. всё было подчинено обеспечению военных нужд. Ещё в мирное время Гитлер ввёл обязательную для каждого немца трудовую повинность. На войну работали миллионы узников концентрационных лагерей и угнанных в Германию жителей покорённых стран. На войну работала вся завоёванная нацистами Европа.
Гитлер обещал немцам, что на землю Германии никогда не ступят её враги. На дальних подступах к «немецкой твердыне» и на её границах создавалась мощная оборона. Военная строительная организация Тодта соорудила Атлантический вал — цепь укреплений на северном побережье Франции, а также фортификации на Балканах, в Норвегии, Финляндии.
И всё же война пришла в Германию. Налёты начались ещё в 1940—1941 гг., а с 1943 г., когда союзники добились полного превосходства в воздухе, массированные бомбардировки стали регулярными. Огромные четырёхмоторные бомбардировщики «Либерейтор», «Б-17» («Летающая крепость»), «Галифакс» и «Ланкастер» волна за волной, до тысячи самолётов в каждой, днём и ночью бомбили Германию. Бомбы падали не только на военные и промышленные объекты, но и на жилые кварталы. Десятки городов были превращены в руины. Только в Дрездене за одну ночь количество погибших по разным оценкам составило от 60 до 100 тыс. человек (называлась даже цифра 250 тыс.).
Учёные и политики и сегодня спорят, нужны ли были бомбардировки Германии, когда исход войны не вызывал сомнений. Не были ли они местью за бомбардировки Англии в 1940—1941 гг., за разрушенный английский город Ковентри, развалины в Лондоне? В таких спорах бесполезно искать пра-
640
вых или виноватых, потому что война аморальна по своей сути.
Летом 1944 г. произошло событие, решившее исход войны на Западе: англо-американские армии высадились во Франции. Начал действовать так называемый второй фронт. Об этом Рузвельт, Черчилль и Сталин договорились ещё в ноябре—декабре 1943 г. на встрече в Тегеране. Они решили также, что одновременно советские войска начнут мощное наступление в Белоруссии. Немецкое командование ожидало вторжения, но не смогло определить начало и место проведения операции. Два месяца союзники проводили отвлекающие манёвры и в ночь с 5 на 6 июня 1944 г. неожиданно для немцев, в пасмурную погоду, выбросили три воздушно-десантные дивизии на полуострове Котантен в Нормандии. Одновременно через Ла-Манш двинулся флот с войсками союзников.
...Знаменитый «День Д» (кодовое название дня высадки) стал началом самой крупной и технически наиболее подготовленной десантной операции за всю историю войн. В ней было использовано 6500 кораблей, включая 4600 десантных судов, 6 линкоров, десятки крейсеров и эсминцев и около 6700 самолётов. На отвоёванных участках побережья союзники оперативно соорудили особые порты из заранее заготовленных «узлов» для приёма главных сил. Из Англии через пролив впервые в мировой практике протянули 20 бензопроводов для снабжения боевой техники. К концу июля во Франции уже находились 1,6 млн. человек, а также 340 тыс. автомашин, десятки тысяч танков и орудий. Атлантический вал был прорван в считанные дни.
В это время советские войска, перейдя в наступление в Белоруссии, вступили в Польшу и с тяжёлыми боями продвигались к Германии. Командовавшие немецкими войсками на Западе фельдмаршалы Рундштедт и Роммель понимали, что ждать подкреплений неоткуда, и безуспешно пытались убедить Гитлера отвести и тем самым спасти армии и заключить сепаратный мир с союзниками. Гитлер же упрямо твердил, что путь к миру проложит «оружие возмездия» — самолёты-снаряды ФАУ, которыми немцы начали обстреливать Англию. Он смещал генералов, отдавал невыполнимые приказы. 15 июля Роммель передал Гитлеру: «...Войска повсюду сражаются героически, но неравная борьба подходит к концу...»
Поражения на Востоке и Западе усилили недовольство политикой Гитлера в разных слоях немецкого общества. Активные противники фюрера, военные и чиновники, занимавшие высокие посты, организовали заговор и покушение на него. 20 июля 1944 г. в бункере Гитлера взорвалась бомба, но ему фантастически повезло — он был только контужен. Начавшееся в тот же день выступление заговорщиков было подавлено. Фельдмаршалы фон Клюге и Роммель покончили жизнь самоубийством. Гестапо казнило свыше 5 тыс. человек, в их числе фельдмаршала Вицлебена и многих генералов.
Между тем в результате мощного наступления советских войск в августе 1944 г. Германия лишилась ещё одного союзника — Румынии и потеряла, таким образом, крупный источник нефти. Войну Германии объявила Болгария. В Финляндии вынужден был уйти в отставку сторонник Гитлера президент Рюти. Сменивший его Маннергейм считал, что «...Финляндия должна отделить свою судьбу от судьбы гитлеровского рейха». По договорённости с Советским Союзом Финляндия также вышла из войны; немецким войскам предписывалось покинуть её территорию. Но Гитлер любой ценой хотел сохранить контроль над месторождением никелевых руд на севере Финляндии. В результате недавние «братья по оружию» начали сражаться друг с другом. Только в октябре немцы с тяжёлыми боями ушли из Финляндии, разрушая всё на пути отступления. Во второй половине 1944 г. немцам пришлось оставить Грецию и большую часть Югославии.