Основные факторы, негативно влияющие на расширение российского экспорта, можно условно разделить на три крупные группы: экономические, организационные и торгово-политические.
Среди экономических факторов, тормозящих отечественный экспорт, в свою очередь особо выделяются:
· Недостаточная конкурентоспособность многих российских товаров как на мировом рынке, так и внутри страны по сравнению с иностранными конкурентами. В большинстве случаев это связано с тем, что они не отвечают возросшим международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам, в результате чего возникают препятствия для допуска этих товаров на рынки многих индустриальных и ряда развивающихся стран. В России до сих пор не налажен квалифицированный и эффективный контроль за качеством экспортной продукции; ощущается нехватка испытательных центров и лабораторий, отвечающим по своему уровню международным требованиям. Это создаёт дополнительные проблемы с сертификацией отечественных товаров (поскольку российские сертификаты, за редким исключением, не признаются в индустриальных странах) , а необходимая сертификация за рубежом обходится достаточно дорого, затраты по которой также отрицательно влияют на их конкурентоспособность.
· Низкая доля в российском экспорте принципиально новых видов товаров и услуг и достаточно устаревшая структура экспортной специализации. Здесь показательно, что в зарубежных странах с динамично увеличивающимся экспортом доля инновационных товаров и услуг обычно значительно выше общего среднемирового уровня.
· Скромные масштабы международного производственного кооперирования российских промышленных предприятий с передовыми в техническом отношении зарубежными предприятиями. Это лишает Россию возможности получения ряда существенных преимуществ от международного разделения труда, научно-технического прогресса. Международное кооперирование обеспечивает его участникам решение таких двух ключевых проблем как снижение уровня цен на совместно выпускаемую продукцию и повышение качества продукции за счёт специализации и применения инновационных достижений партнёров.
· Ограниченная государственная финансовая поддержка отечественных экспортёров, что значительно отличается от сложившейся в развитых странах практики, где созданы специальные государственные экспортные компании, направленные, вследствие неудовлетворительного финансирования соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта, на всестороннюю поддержку и стимулирования национального экспорта. В результате отсутствия у нас такой поддержки даже конкурентоспособная российская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке.
Под организационными факторами подразумеваются недостаточные знания и опыт международных коммерческих операций у большинства из 450 тысяч российских участников ВЭД.
Многие из них, сравнительно недавно приобщившиеся к международной торговли, не имеют возможности на должном уровне изучать товарные рынки и импортные потребности зарубежных стран, их торговые и таможенные режимы, в том числе льготы, международные соглашения и конвенции, правила оформления контрактов, а также эффективно и адекватно защищать свои интересы при обвинении в демпинге (что для российских товаров на международных рынках не редкость) или других неправомерных действиях стран-импортёров, кроме того они часто становятся жертвами недобросовестной коммерческой практики, широко распространённой на мировых рынках (справедливости ради следует отметить, что наши в накладе тоже не остаются – привычка “кидать” весьма живуча у многих наших предпринимателей) .
В России оказывается довольно слабая информационная, консультационная и правовая поддержка экспортёрам, в то время как во многих зарубежных странах это входит в число первоочередных прямых обязанностей торгово-промышленных палат и лично послов в тех странах, где их национальные экспортёры осуществляют свою деятельность.
Под торгово-политическими факторами понимаются, во-первых, всё ещё сохраняющиеся элементы дискриминации в зарубежных странах по отношению к российским контрагентам (в частности, выдвигаются не всегда достаточно обоснованные обвинения в демпинге, за которыми следуют довольно жёсткие санкции, и устанавливаются количественные и другие ограничения импорта для отдельных видов товаров и услуг, так в США до сих пор действует так называемая “поправка Джексона-Вэника” времён “холодной войны” ) ; во-вторых, ограниченная практика в России создания региональных экономических объединений с более благоприятными торговым и инвестиционном режимом для стран-членов, в частности, зон свободной торговли, получивших широкое признание и распространение в мире; в-третьих, всё ещё сохраняющиеся неоправданно высокие таможенные пошлины и прочие сборы с импортных товаров, используемых при изготовлении экспортной продукции или для предоставления экспортных услуг.
К тому же вызывает тревогу структура импорта в нашу страну.
В последние годы экономика России находится в значительной зависимости от закупок продовольственных товаров и сырья для их производства (в российском импорте на них приходится 26%) . В 1998г. импорт продовольствия составил 10,3 млрд. долларов, причём 85% (8,7 млрд. долларов) – из дальнего зарубежья, что является самой крупной статьёй оттока капитала за границу в структуре импорта (конечно, здесь имеется в виду легальный импорт, а не всем печально известный “импорт капитала” ) [34, c. 1]. Определяющую роль в продовольственном обеспечении России играют страны дальнего зарубежья, и значение этих стран постоянно возрастает.
Ещё одной важной товарной позицией в российском импорте являются лекарственные средства – плачевно, но Россия на 2/3 зависит от их ввоза [34, c. 1].
Также не внушает оптимизма снижение поставок импортного оборудования, так необходимого для развития и модернизации отечественного производства: в 1998г. импорт данных товаров уменьшился на 16%, в 1999г. – аж на 40% [34, c. 1].
К тому же, огорчает низкое качество импортируемых товаров, которое далеко не всегда отвечает требованиям нормативной документации по безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, санитарным нормам и медико-биологическим требованиям (особенно это характерно для рынка потребительских товаров) . Так, в 1998г. из проинспектированного количества было забраковано и снижено в сортности: тканей – 97%, швейных изделий – 31%, чулочно-носочных изделий – 38%, верхнего трикотажа – 38%, бельевого трикотажа – 53%, кожаной обуви – 36%, мебели – 52%, телевизоров и видеомагнитофон – 12%, радиоаппаратуры – 18%.
Таким образом, в России сложилась ситуация когда, при экспорте, в основном, сырьевых товаров, мы импортируем в значительных количествах продовольствие, медикаменты, машины и оборудование – что это как ни типичная структура внешнеэкономического оборота сырьевой колонии со своими метрополиями?
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗУЕМОЙ В РОССИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Вот так, под воздействием вышеперечисленных факторов и тенденций развивалась экономика России последнее десятилетие.
Но что же делало государство по изменению столь плачевной для нас ситуации? Какие реальные меры предпринимало оно?
Для ответа на интересующие нас вопросы, не залезая далеко в архивы истории, рассмотрим экономическое положение России в 1998-99г. г. (поскольку основные перемены в экономики нашей страны произошли именно в это время после “памятных” событий 17 августа 1998г.) и основные результаты реализуемой правительством промышленной политики в этот период.
В начале 1998г. продолжали действовать факторы, сдерживающие развитие позитивных тенденций в экономическом развитии страны на протяжении всех годов реформ.
Сохранялось напряжённое положение в бюджетной сфере.
Обострялись проблемы формирования доходов бюджета , в первую очередь собираемость налогов, основная причина недопоступления которых в бюджет – финансовое положение большинства предприятий реального сектора, высокие издержки производства, неадекватная налоговая нагрузка на товаропроизводителей. В бюджетах субъектов РФ неденежные формы расчетов продолжали занимать большую долю. Оставался высоким уровень затрат по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, что уменьшало возможности бюджетного финансирования промышленности.
Продолжала сокращаться инвестиционная сфера, хотя темпы спада инвестиций снижались.
Дополнительное неблагоприятное воздействие на российскую экономику оказал начавшийся мировой кризис фондовых рынков, который привел к оттоку капиталов нерезидентов с российского фондового рынка, в результате чего последовало увеличение ставки рефинансирования и рост доходности государственных ценных бумаг и возросла стоимость обслуживания внутреннего долга.
Требовала решения проблема выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, поддержанию курса рубля в установленных пределах, для чего были необходимы значительные ресурсы, которые в иной ситуации могли бы быть направлены на укрепление динамики роста объемов ВВП и производства.
Одной из фундаментальных причин этого явилось то, что достигнутая в 1997г. макроэкономическая стабилизация не была подкреплена результатами реформы на микроуровне, в т.ч. не были созданы условия для насыщения экономики деньгами, обеспеченными растущей массой товаров и услуг.