Власть далай-ламы была ограничена делами духовными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правительства. В городах стояли циньские гарнизоны.
Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы.
Тибетские монастыри были своеобразными центрами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только религиозного, но и светского характера. При монастырях существовали учебные заведения, где молодёжь получала образование, действовали типографии и различные мастерские, работали художники,
432
Ламы, воины и богачи среди монастырей и замков Тибета.
скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворённое им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сделано с мастерством, доставляет радость другим».