Юаньские войска ещё могли побеждать, но закрепить за собой завоёванное мечом у них не хватало сил. Воевали уже не баторы Чингис-хана, чей воинственный дух, храбрость и мужество были залогом победы, а подневольные люди. Только страх смерти от руки монгольских военачальников заставлял их идти в бой. На такую армию нельзя было положиться, и юаньские императоры становились заложниками в руках дворцовой клики.
После кончины Хубилая на юаньском престоле сменилось восемь императоров, и ни один не дожил до преклонных лет. Последним был Тогон-Тэмур, вступивший на престол 13-летним мальчиком и процарствовавший 35 лет. Уже через четыре года после его восшествия на престол в Китае вспыхнуло восстание. Как пламя, оно охватило почти всю страну. Для его подавления пришлось пойти на крайние меры. Правление Тогон-Тэмура закончилось в 1368 г. Ему пришлось бежать в монгольские земли. Там, в окрестностях озера Далай, собрались его пре-
Ханский дворец в Каракоруме. XIII в. Реконструкция.
Юрта. XX в.
424
данные сторонники, изгнанные из Китая. Через два года ставка Тогон-Тэмура была разгромлена войском династии Мин. Спастись удалось лишь его сыну Аюшридаре, бежавшему в Каракорум, где его провозгласили Великим монгольским ханом под именем Биликту-хана. Сражения монголов с китайцами проходили с переменным успехом: у тех и других не хватало сил для решительной победы. Заключённое в 1374 г. перемирие соблюдалось до смерти Биликту-хана в 1378 г. Затем война разгорелась с новой силой, хотя Монголию раздирали противоречия: за 12 лет там сменилось 12 правителей, которых сажала на престол и свергала монгольская знать. Пытаясь добиться личной независимости, она вступала в союз даже с династией Мин.
Сохранению единой Монголии препятствовала и вражда между правителями её западных и восточных земель. Сначала удача улыбалась западным монголам-ойратам. Их предводители оказались энергичными и умными людьми. Один из них, Тогон, подчинив себе многочисленные мелкие владения, начал наступление против князей Восточной Монголии. К 1434 г. под его властью была уже вся Монголия, за исключением земель вдоль Великой китайской стены, где кочевали преданные Китаю «три округи урянхайцев». Их покорил впоследствии сын Тогона — Эсэн, правивший с 1440 по 1455 г. Он считал себя властителем Монголии, хотя официально назывался тайши — первым министром всемонгольского хана Дайсуна.
В 1449 г. монголы под предводительством Эсэна выступили в поход против Китая, отказавшегося поставлять в Монголию шёлк и продовольствие, а также принимать, щедро одаривая, бесчисленные посольства степной знати. Навстречу им вышло китайское войско под командованием самого императора Ин Цзуна. Неизвестно, на что он рассчитывал, пытаясь противостоять монголам со спешно собран-
ной, плохо вооружённой, практически недееспособной армией. Исход был предрешён: разбитая китайская армия бежала. Монголы захватили огромное количество пленных и весь обоз. В плену оказался и сам император — исключительный случай за всю историю Китая.
Казалось, монголы вновь утвердятся на китайских землях, но среди победителей разгорелась ссора. Дайсун вспомнил, что Великий хан он, а возгордившийся Эсэн обходился с ним как с досадной обузой, считая лишь себя достойным ханского престола. В 1451 г. они сошлись на поле битвы, и Дайсун был убит. Эсэн провозгласил себя Великим ханом. Против него восстали приверженцы Дайсуна. Через четыре года они убили узурпатора. Монголия опять оказалась разобщённой на множество враждебных уделов.
В 1479 г. ханский престол занял Бату-Мункэ, получивший имя Даян-хан. Ему удалось собрать в «единые поводья» весь монгольский народ, победить непокорных, заключить мир с Китаем, возобновить с ним торговлю. Казалось, мир пришёл к исстрадавшемуся монгольскому народу... Но всё оказалось иначе. Умирая, Даян-хан разделил владения между одиннадцатью сыновьями. Старшие получили уделы в южной Монголии, а самый младший, Гэрэсэндзэ, наследовал коренной улус отца на севере страны. Снова возникли многочисленные владения, и никогда более Монголия не смогла воссоединиться. Враждовали все со всеми: северные с южными, восточные с западными, вместе и поодиночке выступали против Китая.
В начале XVI в. в борьбу включилось Ойратское, или Джунгарское, ханство, чьи правители не могли забыть славы своего предка Эсэна. В пылу междоусобицы никто не заметил, как появилась опасность: на приграничных землях, в Маньчжурии, правитель племени маньчжу — Нурхаци — подчинял себе один удел за другим.
Реальную угрозу первыми осознали правители южной Монголии. Многие из них, сочтя сопротивление бесполезным, признали власть Нурхаци. Лишь некоторые, подобно Лигдену, повелителю
Женщина народности халха в национальном костюме и головном уборе.
Женскийпояснойнабор. XIX в.
425
Чахарского ханства, попытались организовать сопротивление. Однако стремление объединить южномонгольские силы не принесло результата. В 1634 г. войско Лигден-хана было разбито маньчжурами, а сам он погиб. Его сын Эчжэ, пытавшийся продолжить борьбу, через год был пленён и казнён. Чахарское ханство прекратило существование и под названием «Внутренняя Монголия» вошло в состав Маньчжурской империи.
В 1636 г. маньчжурский хан Абахай приказал собрать южномонгольских князей и объявил себя ханом Монголии. Независимыми от Маньчжурии ещё оставались северные и западные земли, но судьба их была предрешена.
Северная Монголия когда-то досталась сыну Великого хана Даяна, Гэрэсэндзэ. Подобно отцу, он перед своей кончиной поделил владения между семерыми сыновьями. Эти земли вошли в историю под названием «Семь халхаских хошунов», или Халха. К началу XVII в. самыми обширными и богатыми из них были вотчины Тушету-хана, Цецен-хана и Сайн-нойон-хана, разделившиеся впоследствии на десятки ещё меньших наделов.
Правители Халхи не чувствовали угрозы со стороны маньчжурского Китая, где к этому времени умер хан Абахай и к власти пришёл его сын Шуньчжи, провозгласивший себя императором, основателем новой династии Цинь. Халха не поддержала борьбы южных монголов. Наоборот, её правители попытались заручиться дружбой правителей Китая. Они даже согласились с тем, чтобы их сыновья и братья находились при дворе циньских императоров как заложники: теперь китайский император утверждал права халхаских князей на правление в их собственных владениях. Китай стал очень искусно пользоваться этими возможностями, назначая или смещая правителей Халхи в своих интересах. Главным оставалось ослабление и полное подчинение монголов, возможность использовать их против России, чьи владения к тому времени распространились до Амура.
В 1685—1686 гг. монголы приняли участие в военных действиях против русской крепости Албазин, а позже, в 1688 г., — против Удинска и Селенгинска в Забайкалье. Одновременно разгорается военный конфликт между Халхой и Джунгарским ханством, переросший в затяжную, изнурительную череду войн. Халхасцы во главе с Тушету-ханом опирались на поддержку Маньчжурии, а ойраты пытались заручиться помощью русского государства, направляя своих послов в Москву.
Ойратский князь Галдан в 1683 г. вторгся в Халху, огнём и мечом уничтожая всё на своём пути. Тушету-хан с подданными бежал под защиту пограничных китайских гарнизонов, умоляя императора оказать помощь. Владыка Поднебесной империи в ответ потребовал, чтобы вся Халха перешла в маньчжурское подданство.
Весной 1691 г. халхаские ханы съехались в окрестностях озера Долоннор, где в присутствии циньского императора и ханов Внутренней Монголии было оформлено вхождение в состав Китая Северной Монголии, которая отныне стала называться Внешней и утрачивала политическую и экономическую независимость. Император объявил себя богдыханом Монголии, а её земли — своей собственностью. Ойраты оказались один на один со своим врагом и боролись ещё более пятидесяти лет, пока большая их часть не была уничтожена.
В результате этих событий Халха оказалась разорённой и обезлюдевшей. Уцелевшие жители бедствовали. Современник описываемых событий, русский казак Григорий Кибирев писал: «А по той-де степи мунгальские жилища развоёваны... Люди бродят голодные меж камней и по степям и друг друга едят».
Когда не осталось веры в будущее возрождение
Мужской поясной набор. XIX в.
Сосуды из кожи.
XIX в.
426
Дворец богдо-гэгэна. XIX в.
«Цаган-убугэн». Наскальная живопись.
XIX в.
Монголии, первоочередной задачей её лучших людей стало сохранение национальной культуры. Значительную роль сыграл глава буддийского духовенства Монголии Джебзундамбахутухта. Его деятельность в эти трудные годы вселяла надежду на обретение мира.
Уже в 1701 г. под его руководством начались работы по восстановлению первого буддийского монастыря Северной Монголии Эрдэни-Дзу, где он основал и свою резиденцию-дворец Лавран. Пользуясь непререкаемым авторитетом среди соотечественников, он стремился поддерживать мирные отношения с циньским правительством, оказывал содействие русским дипломатическим и торговым миссиям, проходившим через земли монголов.