Смекни!
smekni.com

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ 1725-1730 гг (стр. 1 из 4)

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ (1725-1730 гг.)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Организация Синода. Круг решаемых дел. Духовный регламент

Борьба за патриарший престол

Учреждение “монастырей дела”

Преобразование Монастырского приказа в синодальную камер-контору

Разделение Синода на два департамента и коллегия экономии синодального правительства.

Введение штатов

Отношения Синода с Сенатом

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Явления церковной жизни тесно переплетались с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII в. окончательно становится instrumentum regni, орудием в руках государства. Это положение церкви стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство, не обинуясь, причисляет церковь к числу своих, государственных учреждений, а с начала XIX в. в официальном словоупотреблении даже сам термин” церковь” заменяется термином “ведомство православным исповеданием” .

Цель моего реферата- показать, насколько изменилось положение церкви в структуре государственных органов, насколько разными стали отношения церкви и императорского двора. Уже со времен принятия христианства мы видим стремление сначала князей, а позже царей, подчинить церковь престолу, а то и сделать орудием царской власти. Петр I во время церковной реформы приравнял церковь к государственному учреждению, т.е. фактически подчинил ее государству. При власти первого императора у церковников были надежды вернуть прежнее устройство церковной власти. При ближайших преемниках Петра эта надежда начинала постепенно рассеиваться и превращаться в несбыточную мечту.

Отношения церкви и государства в 1725-1730 гг. я считаю важнейшей иллюстрацией реформ, проводимых Петром по отношении к церкви, т.к. эти события являются не чем иным, как реакцией на церковную реформу.

Вопрос отношения церкви и государства включает в себя много различных подвопросов, которые нельзя раскрыть полностью в одном реферате. Это проблемы взаимоотношения церковнослужителей и светских людей, эксплуатация монастырских крестьян, попытка церкви вмешаться в дела светской власти, регламентация духовной властью жизни общества, раскол, произошедший после реформ Синода, и мн. др. В своей работе я попытаюсь осветить главный, на мой взгляд, вопрос, т.е. отношение верховной власти к Синоду. А т.к. Синод- явление на 1725 год новое, то я считаю необходимым сначала описать Синод как новую ведомость.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНОДА. КРУГ РЕШАЕМЫХ ДЕЛ. ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Важной мерой Петра была отмена патриаршества, которое иногда приходило в столкновение с царской властью. Когда умер патриарх Адриан (1700 г.) , приверженец старины и противник нововведений, царь не назначил ему преемника; а дела, подлежавшие ведомству патриарха, поручил рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, назвав его “блюстителем патриаршего престола” . Потом для управления церковными делами учреждена была коллегия из высших духовных лиц под именем святейшего Синода (1721 г.) . Первым президентом Синода был тот же Стефан Яворский, один из лучших проповедников и духовных писателей своего времени. Псковский архиепископ Феофан Прокопович по поручению Петра написал духовный устав, или “регламент” для Синода.

Отмена патриаршества нанесла сильный удар по независимости и самостоятельности духовной власти. Правда, наше духовенство никогда не пользовалось независимостью в такой мере, как, например, католичество на западе. Избрание патриарха, назначение архиереев, решение важнейших дел, касавшихся всей церкви- все это было всегда делом не столько духовенства, сколько светского правительства. Но все же при патриаршем управлении духовенство пользовалось во внутренних делах большей самостоятельностью, имело свою юрисдикцию, пред которой преклонялась и светская власть, а нередко обнаруживало сильное влияние и на государственные дела (например, при Филарете и Никоне) . Вообще, в отношениях между светской и духовной властью до Петра было более взаимодействия, чем подчинения. Но это отношение изменилось со времени уничтожения патриаршества и учреждения святейшего Синода. Синод явился учреждением чисто правительственным, через которое внешнее управление церковью вдвигалось в состав общей государственной администрации. Подчинение Синода постоянному контролю правительственной власти, представителем которой был здесь обер-прокурор, получивший с течением времени большое влияние на церковные дела, низводило духовное правительство на степень обыкновенного административного органа, отличавшегося от других подобных только по характеру своей функции. Синод был такой же коллегией, как и все другие, и члены его, исключая особенный род их дел, были такими же начальниками в своем ведомстве, как и другие- в своих управлениях, даже с теми же названиями президента, вице-президентов, советников, асессоров, как и в других коллегиях. Вместе с этим церковь и духовенство становились в общую подсудность государству по всем своим делам и интересам, исключая церковных догматов и канонов.

В целом, в 1721-1725 гг., на последнем этапе церковной реформы Петра I, секуляризационная политика правительства осуществлялась по двум основным направлениям. Первое из них сводилось главным образом к тому, чтобы розданные в управление своим владельцам заопределенные вотчины вновь вернуть под контроль государства, во всяком случае, обеспечить бесперебойное поступление в казну взимаемых с них доходов. Для этой цели Синод был наделен соответствующими хозяйственными правами, ему было придано специальное учреждение, Монастырский приказ, непосредственно осуществлявшее реализацию названных прав. Но если поступление сборов в первое время было в известной степени обеспечено, то управление заопределенными вотчинами осуществлено не полностью, т.к. известно, что некоторые из них в конце петровского правления все еще находились в руках своих владельцев. Второе направление секуляризационной политики правительства предусматривало установление в монастырях и архиерейских домах определенных штатов, а также сокращение численности монастырей и монахо, в и обращение высвободившихся средств на дело призрения и просвещения.

Такое обстоятельство, как непредоставление Синодом отчетных ведомостей не могло быть не замеченным Петром I. И видимо, этот момент сыграл свою роль в том, что в последние годы у Петра I возникла мысль лишить Синод хозяйственных прав, оставив ему только духовные дела. На такое его намерение, как мы увидим ниже, прямо ссылаются его преемники. Возможно, не случайно и преобразование Монастырского приказа именно в Камер-контору, имел в виду в будущем подчинить ее Камер-коллегии или вообще сделать независимым от Синода финансовым учреждением. Во всяком случае, в это время зарождается еще одно направление в секуляризационной политике правительствастремление передать хозяйственное управление духовными вотчинами в руки государства. В дальнейшем, как мы увидим, это направление выдвинется на первый план, поскольку станет ясным, что без лишения Синода хозяйственных прав нельзя было обеспечить ни бездоимочное поступление заопределенных доходов в казну, ни введение штатов в монастырях и архиерейских домах. Борьба по всем названным линиям особенно обострялась во время смены правительств, которыми так характерен был изучаемый период. К рассмотрению таких узловых моментов, когда секуляризационные тенденции в правительственной политике проявляются особенно четко и ясно, мы и переходим.

Не смотря на то, что идея коллегиального церковного управления была фактически закреплена учреждением Синода, надежды на восстановление патриаршества долго еще жили в сердцах ревнителей церковной старины и волновали честолюбивые мечты некоторых членов высшей иерархии. Эпоха реакции, наступившая после смерти Петра, казалось, благоприятствовала осуществлению этих надежд.

По-видимому, Петр предвидел возможность церковной фронды при проведении описуемой реформы и поэтому еще до опубликования духовного регламента предложил обсудить и подписать его проект сенаторам и бывшем в то время в Москве шести архиереям; подписанный проект был затем послан подполковником Давыдовым в Москву, куда собрали остальных архиереев, которым Давыдов “указом царского величества” также предложил дать свои подписи. Однако многие архиереи чувствовали, что их “без рассмотрения о кроющихся в оном Регламенте ересях принудили подписаться” и поэтому ждали случая повернуть дело назад. Сначала сам Синод пробовал поставить себя на место патриарха; по формальному вопросу- о порядке сношений с Сенатом- он в запросе Петру рискнул заметить, что “духовная коллегия имеет честь, силу и власть патриаршескую или едва не большую понеже собор” * ; но Петр прошел мимо этой вылазки и в 1722 г., отправляясь в персидский поход, официально подчинил Синод Сенату.

Организация Синода передает управление церковью всецело в руки государства. Постоянных членов в Синоде нет; все члены временные, приглашаются на определенные сроки императором из числа архиереев (не менее трех) , архимандритов и протопопов; председатель и вице-председатель Синода также назначаются императором. После своего учреждения, Синод добился упразднения монастырского приказа и получил все те функции, которые ранее принадлежали последнему; но зато правительство приняло меры, чтобы административно-хозяйственное управление Синода стояло под контролем государства. Контроль был вверен обер-прокурору Синода, светскому чиновнику, названному в официальной инструкции 1722 г. “оком государственным” . Он обязан был “смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потери времени по регламентам и указам отправлял” , “также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и неминуемо поступал” . В случае упущений или нарушений указов и регламентов, обер-прокурор должен был предлагать Синоду “дабы исправили” , “а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и иное дело остановить, и неминуемо донести нам (императору) , если весьма нужное” . Обер-прокурор еще не был назначен главой духовного ведомства- эта функция формально и фактически оставалась за императором и формально перешла к обер-прокурору только в 1824 г., но отношения между Синодом и правительственной властью, несмотря на попытки синодского фронда, уже в 30-х гг. XVIII в. сложились такие, что церковь можно было с полным правом назвать синодской командойнедаром на должность первого обер-прокурора Петр предписал Сенату выбрать “из офицеров доброго человека” , и больше половины обер-прокуроров XVIII в. были военными. За синодальными верхами этой команды послушно тянулись низы: епархиальные архиереи, превратившиеся в духовных чиновников, и белое духовенство, в городах всецело зависевшее от архиереев, а в селах от местных помещиков, трактовавших сельских попов как “подлый род людей” .