В целях рассмотрения правоприменительной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами было проанализировано сорок девять приговоров суда общей юрисдикции Кировского района г. Новосибирска. Анализируя данные приговоры, можно сделать следующие выводы.
Половина дел связаны с приобретением и хранением наркотических веществ, половина – со сбытом наркотиков. Имеется также сбыт в крупном и особо крупном размере, сбыт группой лиц по предварительному сговору. За изготовление наркотических веществ осуждено только двое из пятидесяти одного.
Мужчин, осужденных судом Кировского района г. Новосибирска за совершение преступлений, связанных с наркотиками, в два раза больше чем женщин. Все женщины осуждены за сбыт наркотиков. Работающих преступников меньше неработающих в четыре раза. Также среди осужденных имеются пенсионеры и инвалид. Многие имеют различные заболевания, среди которых превалирует туберкулез. Учащихся среди осужденных в анализируемых приговорах нет.
Во всех случаях следствием установлено, что приобретение наркотических веществ осуществляется у неустановленных лиц. Поэтому доказательство приобретения наркотиков только одно – это показания самих подсудимых. Других доказательств, подтверждающих приобретение следствием не получено.
В половине случаев предметом преступлений является героин, четвертую часть занимает марихуана и еще одна четверть – опий.
Тридцать один преступник из пятидесяти одного признали свою вину полностью и раскаялись, что признавалось Кировским судом смягчающими обстоятельствами. Восемь преступников признали свою вину частично. Двенадцать отрицали свою вину полностью, но данные отрицания вины были признаны Кировским судом во всех случаях способом ухода от ответственности и самозащитой.
Доказательствами вины Кировский суд во всех случаях признавал свидетельские показания и протоколы следственных действий (в основном протоколы личного досмотра, реже протоколы осмотров мест происшествий и протоколы обысков, показания сотрудников милиции). Сбыт наркотиков доказывается во всех случаях такими оперативными мероприятиями, как контрольная закупка. При вынесении тридцати приговоров из сорока девяти (деяния, связанные со сбытом наркотиков) свидетели вызывались в судебное заседание.
Во всех рассматриваемых сорока девяти приговорах Кировский суд установил смягчающие обстоятельства – признание подсудимым своей вины, его раскаяние в содеянном; наличие малолетних детей; беременность (один случай); совершение преступления впервые; наличие трудовой деятельности; возраст; состояние здоровья; положительные характеристики подсудимых. В десяти приговорах установлены отягчающие обстоятельства – рецидив. В пяти случаях ни смягчающих, ни отягчающих обстоятельств суд не установил.
В одном приговоре Кировского суда г. Новосибирска вынесено наказание 8 месяцев лишения свободы, в одном – 1 год лишения свободы. В двадцати девяти случаях вынесены наказания, связанные с лишением свободы на срок от 2 лет до 5 лет. Среди них самым часто встречающимся сроком является 4 года 6 месяцев лишения свободы. Свыше пяти лет вынесено наказание в отношении девяти человек. Максимальный срок лишения свободы 8 лет 6 месяцев вынесен за сбыт наркотиков в особо крупном размере. В отношении четырех женщин вынесены приговоры, связанные с лишением свободы, с отсрочкой отбытия наказания до исполнения их малолетним детям четырнадцатилетнего возраста. В одиннадцати случаях наказания не связаны с лишением свободы, срок от 1 года до 4 лет. На принудительное лечение от наркозависимости Кировский суд отправил семь человек из пятидесяти одного.
Оправдан по ч.4 ст.228 УК РФ один человек из пятидесяти одного, так как он добровольно сдал наркотические вещества. Еще в одном случае добровольная сдача наркотических веществ, по словам подсудимого имевшая место, установлена не была.
Таким образом, портрет преступника, совершающего преступления, связанные с наркотическими веществами, выглядит следующим образом. В основной массе это мужчина 33 – 34 лет, имеющий неполное среднее образование, не работающий, холостой, не имеющий детей. Краткая характеристика преступников, совершающих преступления, связанные с наркотическими веществами, дана в таблице 3.1 (см. приложение 2).
При пересмотре приговоров в отношении лиц, осужденных по ч. 4 ст. 228 УК РФ за приобретение, хранение и сбыт части наркотического вещества в количестве, не относящемся к крупному и особо крупному размеру, суды исходят из наличия умысла виновного на сбыт всего наркотического средства. Учитывая, что умысел не был реализован до конца по независящим от человека обстоятельствам, его действия переквалифицируются на ч. 3 ст. 30 и ст. 228.1 (покушение на совершение рассматриваемого преступления).
С таким подходом трудно согласиться по следующим основаниям.
Наличие факта сбыта наркотических средств свидетельствует об оконченном составе преступления. Следовательно, квалификация содеянного как покушения на совершение преступления необоснованно улучшает положение осужденного, предоставляя возможность при назначении наказания руководствоваться правилами ст. 66 УК. Учитывая, что действия имели место до 6 мая 2004 г., по нашему мнению, содеянное подлежит переквалификации на ч. 2 ст. 228 УК РФ (в редакции ФЗ от 13 июня 1996 г.), которая прямо предусматривала ответственность за приобретение, хранение с целью сбыта и сбыт наркотических средств.
Суд же осуществляет переквалификацию действий осужденных лиц с ч. 4 ст. 228 на ч. 2 ст. 228 УК лишь в случаях, когда имело место приобретение, хранение и сбыт всего наркотического вещества.
Понятно, что эта проблема не может быть разрешена в рамках нынешнего уголовного процесса, поскольку ст. 405 УПК не допускает ухудшения положения осужденного при пересмотре судебного решения в порядке надзора.
Дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, продолжают вызывать серьезные трудности.
Поскольку к одному из преступлений, входящих в совокупность, акт об амнистии применению не подлежит, то и к другим преступлениям, входящим в эту совокупность, применение акта об амнистии противоречит закону.
По приговору от 11 марта 2001 г. Беспалов осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ к двум годам лишения свободы. Наказание назначено в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний (13 октября 1999 г. Беспалов был осужден по п. п. "б", "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ) в виде четырех лет шести месяцев лишения свободы.
Протест заместителя Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос о прекращении дела в части осуждения Беспалова по ч. 1 ст. 228 УК РФ на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и исключении из приговора указания о назначении наказания с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, оставлен без удовлетворения.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала следующее.
По приговору суда от 11 марта 2001 г. Беспалов осужден по совокупности преступлений.
Одно из входящих в совокупность преступлений, предусмотренное ч. 1 ст. 228 УК РФ, совершено 9 марта 1999 г., преступление же, предусмотренное п. п. "б", "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, совершено в период с марта по май 1999 г.
К Беспалову, совершившему преступление, предусмотренное п. п. "б", "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ, за которое он осужден к трем годам шести месяцам лишения свободы, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" применено быть не может.
При решении вопроса о возможности применения акта об амнистии следует принимать во внимание все преступления, входящие в совокупность по данному приговору, с учетом категории преступлений, наказания, назначенного за их совершение, а также данные о личности осужденного.
В России организованная преступная деятельность в сфере наркобизнеса расширялась угрожающими темпами. Очень высокая доходность наркобизнеса обусловила его практически полную монополизацию организованными преступными сообществами, создавшими теневую "индустрию" производства и распространения наркотиков.
Преступный наркобизнес характеризуется следующими существенными чертами:
1. Очень высокий уровень латентности.
2. Переплетение с отдельными видами общеуголовных и экономических преступлений.
3. Тесная связь с профессиональной преступностью.
4. Легализация полученных незаконных доходов.
5. Транснациональность: наркомафия функционирует в разных регионах и государствах и с каждым годом становится все более межнациональной.
6. Высокий уровень конспиративности криминальных формирований и их четкая функциональная дифференциация.
Под этим углом зрения наркобизнесу, больше чем другим сферам организованной преступности, свойственны такие признаки:
1) иерархическая, многоступенчатая структура криминальных формирований со строгим подчинением внутренней дисциплине и указаниям руководителя;
2) большая организационная устойчивость наркообъединений, высокий уровень конспирации;