Юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствует: чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительнее исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья.
Четкое определение оснований и пределов уголовной ответственности является необходимой гарантией против необоснованных обвинений медицинских работников в тех случаях, когда вред причинен не вследствие их недобросовестности или небрежности, а ввиду, например, особой сложности диагностики заболевания, отсутствия на данный момент научно обоснованных методов лечения или других объективных причин.
"Незнание Закона не освобождает от ответственности" гласит один из основных и наиболее известных всем постулатов права. Но все ли мы делаем, чтобы законы знали не только все должностные лица сферы здравоохранения, но и их коллеги и подчиненные - врачи, средний медицинский персонал.
Как показывает изучение более тысячи уголовных дел по обвинению медицинских работников в совершении профессиональных правонарушений - неоказании и ненадлежащем оказании помощи больному - многие процессы закончились обвинительным приговором, нередко связанным с лишением свободы. И в подавляющем большинстве случаев одним из важнейших обстоятельств, способствовавших совершению деяния, являлось элементарное незнание обвиняемым основных правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, в том числе, статей уголовного законодательства, прямо "адресованных медицинскому персоналу.
Должностные лица сферы здравоохранения уже сегодня обязаны владеть оптимальным уровнем специальных медико-правовых знаний, целенаправленно и постоянно вести совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями правообразовательную и правовоспитательную работу в медицинских коллективах, что позволит своевременно профилактировать случаи ненадлежащего врачевания, сохранить жизнь и здоровье многих людей.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ
2. Гражданский Кодекс РФ (ред. от 17.07.09).
3. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1. (ред. от 23.11 2009)
4. Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991г
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. (ред. от 25.11.09).
6. Уголовный Кодекс РФ (ред. от 17.11.09).
7. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утверждены Постановлением правительства РФ от 13 января 1996 г.27
8. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1998. - № 4. - С.10.
9. Классификатор нарушений в оказании медицинской помощи. Введён приказом ФФОМС от 11.10 02 г. № 48
10.Методические рекомендации ФФ ОМС РФ от 12 мая 1999 года “Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта РФ".
11.О введении в медицинскую практику методических рекомендаций “Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования". Письмо ФФ ОМС РФ № 1993/36.1-и от 05.05.1998г.
Использованная литература:
12.Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья. / Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. М.: ПОЛИТЕК, 1997. С.60-171.
13.Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи. Москва, 2001.
14.Саркисян А., Громов А., Шиленко Ю. Сколько стоит ошибка? О правовых основах, регламентирующих деятельность работников здравоохранения в условиях страховой медицины // Мед. газета. - 1993. - N 4. - С.7.
15.Сергеев Ю.Д. Медицинское право. - М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
16.Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В. Ненадлежащее оказание экстренной медицинской помощи (экспертно-правовые аспекты): Науч.-практ. руководство. - М.: Авторская академия: Т-во науч. изданий КМК, 2008.
Я поступила на лечение и медико-санитарную часть г. Снежногорска с диагнозом "хронический холецистит" 22 апреля 2000 г. Мне порекомендовали удалить камни в желчном пузыре, пояснив при этом, что операция несложная. О последствиях этой операции мне никто не говорил и не предупреждал.
Мне провел операцию врач В.6 мая 2000 г. Однако после операции я очень плохо себя чувствовала: были сильные боли в животе, раздулся живот, я не могла встать. Лечение проводили 17 дней, вводили наркотики, чтобы как-то облегчить боль, вновь положили в реанимацию, но улучшений не наступило, лицо стало желтеть. Врачи сказали, что желчь поступает в кровь, и предложили мне полостную операцию, которая была проведена 22 мая 2000 г. В результате оказалось, что был поврежден желчный проток и желчь поступила в брюшную полость, что и вызвало страшные боли и муки, а впоследствии привело к тому, что я приобрела хроническое заболевание печени. В результате я была выписана из больницы 17 июни 2000 г. с двумя дренажами, похудевшей на 20 кг с истощенным организмом и непрекращающимися болями в правом подреберье.
Таким образом, я считаю, что ответчик своими действиями нарушил следующие положения российского законодательства:
требования ст.4 и 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", предполагающие оказание услуг соответствующего стандартам качества и безопасных для здоровья и жизни;
п.1 ст.30 Основ, гарантирующий право пациента на гуманное отношение медицинского персонала - вопреки чему ответчиком выполнена (не выполнено)...;
п.5 ст.30 Основ, гарантирующий облегчение боли пациенту, связанной с заболеванием и/или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами - во - преки чему ответчиком выполнена (не выполнено)...;
п.7 ст.30 Основ, предписывающий обязательное получение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
ст.58 Основ, предписывающую лечащему врачу организовать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента. Нарушены государственные стандарты оказания медицинской помощи, введенные в действие приказами Минздрава России. Факты указанного нарушения подтверждены актами экспертизы страховой компании и обычаями медицинской профессиональной практики;
п.4 ст.30 Основ, который дает право пациенту на "проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов" (если не была выполнена);
ст.58 Основ, которая обязывает лечащего врача по требованию больною или его законного представителя пригласить консультантов и организовать консилиум (если не выла выполнена);
требования других нормативных актов - постановлений, приказов, инструкций, методических указаний и рекомендаций, информационных и инструктивных писем Правительства РФ, Минздрава России, Российской академии медицинских наук, Федеральною фонда ОМС и других ведомств (приводятся названия и номера).
Таким образом, сотрудники учреждения здравоохранения проигнорировали требования законов РФ и федеральных законов, нормативных актов, обычаев делового оборота и иные обычно предъявляемые требования (кратко перечисляются).
Следовательно, ответчик, допустив многочисленные нарушения вышеуказанных нормативных документов, причинил:
физический вред в форме длительного болезненного страдания вследствие поздней диагностики (или иное);
материальный вред в форме затрат на лечение и реабилитацию;
моральный вред, выразившийся, во-первых, в нравственных страданиях - обида от нарушения права на информированное согласие, возмущение от грубого попрания права на консилиум, чувство страха и переживания за свою жизнь, страх перед будущими болезнями, бессонница, возмущение от общения с руководством ЛПУ, слезы практически весь период болезни, беспокойство и переживания по поводу развития осложнений; во-вторых, в физических страданиях - боли в области операционной раны, чувство дурноты, тошноты, состояния, близкого к обмороку, головокружения и т.д.
[1] Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья. / Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. М.: ПОЛИТЕК, 1997. С. 60-171.
[2]Утверждены Постановлением правительства РФ от 13 января 1996 г. 27
[3] Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1998. - № 4. - С. 10.
[4] Новоселов В.П. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. - Новосибирск, 1998. С. 53.
[5] Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана прав пациента. - Саратов, 2004. С. 43–44.
[6] Коробеев А.И. Неоказание помощи большому.// Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права, 2007.- №1-2 С.35-39.
[7] Саркисян А., Громов А., Шиленко Ю. Сколько стоит ошибка? О правовых основах, регламентирующих деятельность работников здравоохранения в условиях страховой медицины // Мед. газета. 1993, N 4. С.7.
[8] Сергеев Ю.Д. Медицинское право.- М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2008.С.123.