Смекни!
smekni.com

Ответственность за разбой по российскому уголовному праву (стр. 9 из 20)

Уголовное законодательство зарубежных стран, за исключением ФРГ и Швейцарии, как правило, не содержит самостоятельный состав, предусматривающий уголовную ответственность за разбой.

Зарубежное уголовное право охватывает признаком насильственного хищения чужого имущества и ситуацию, когда виновный применяет насилие и с целью избежать задержания, а также случаи причинения смерти потерпевшему. Вместе с тем в уголовном законодательстве некоторых странах причинение вреда здоровью потерпевшего при совершении посягательства подлежит дополнительной квалификации.

2.2 Обстоятельства, отягощающие ответственность за разбой по российскому уголовному праву

Согласно ч.2 ст.162 Уголовного кодекса РФ предусматривается уголовная ответственность за квалифицированный разбой, то есть за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия [3].

Понятие группы лиц по предварительному сговору дано в статье 35 УК РФ. Группа лиц по предварительному сговору - это группа лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления. Такая группа должна обладать общими признаками соучастия: в нее должно входить не менее двух лиц, являющихся субъектами уголовного права, действующих совместно, умышлено и согласовано. Причем по форме это должно быть, только соисполнительство, когда не менее двух участников группы выполняют объективную сторону разбоя. Сложное соучастие с юридическим распределением ролей не образует квалифицирующий признак разбоя. [36]

При разбое возможны две разновидности соисполнительства. При параллельном соисполнительстве все участники группы параллельно во времени и пространстве выполняют объективную сторону хищения полностью или частично. При последовательном - объективная сторона разбоя делится участниками группы на несколько этапов, и каждый из соучастников выполняет свой этап.

Исходя из ч.2 ст.35 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наступает и в тех случаях, когда непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них. Если другие участники совершили согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (лицо не проникло в жилище, но участвовало во взломе дверей, запоров, решеток, по заранее состоявшейся договоренности вывозили похищенное, подстраховывало других соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления), то содеянное ими является соисполнительством и не требует дополнительной квалификации по ст.33 Уголовного кодекса РФ. [37]

Действия же лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т.п., надлежит квалифицировать, как соучастие в содеянном в форме пособничества со ссылкой на ч.5 ст.33 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сговор следует признать предварительным во всех случаях, когда он достигнут организованной группой до начала выполнения объективной стороны преступления. По форме сговор может быть письменным, устным, с помощью конклюдентных жестов, мимики, молчаливого согласия.

При вменении такого признака, как группа лиц по предварительному сговору, необходимо иметь в виду, что исполнителями при квалифицированном разбое являются не только те лица, которые непосредственно завладевают чужим имуществом, но и те лица, которые применяют физическое или психическое насилие к потерпевшим. В группе общее согласие о совершении преступления достигается заранее, до реального совершения разбоя.

При квалификации действий виновных, как совершение разбоя группой лиц по предварительному сговору следует выяснить, имел ли место такой предварительный сговор соучастников до начала действий, непосредственно направленных на хищение имущества, состоялась ли договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла совершения разбоя, а также какие конкретно действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления.

Данная группа организована, состав ее в определенной степени стабилизирован, ярко выражена антиобщественная установка. Группа переходит к совершению серии часто однородных преступлений, однако нет четких планов совместной деятельности. В этой группе нет лидера, но сформировалось, как правило, руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов. Деловые отношения по поводу совершения групповых преступлений здесь приобретают все большее значение. Но в тоже время межличностные отношения тоже продолжают играть главную роль. В целом группа лиц по предварительному сговору является, как бы промежуточной между группой лиц и организованной группой, поэтому по конкретным уголовным делам в группах этого вида могут быть обнаружены отдельные признаки, как группы лиц, так и организованной группы.

Группа лиц по предварительному сговору устойчива, поскольку между сговором ее членов до совершения преступления существует определенный промежуток времени, в течение которого группа не распалась, но в то же время формирование преступной группы еще не завершено, состав ее не стабилизировался, члены группы свободно выходят из нее, так же легко появляются новые члены. Изучение практики показывает, что очень редки случаи, когда группа совершает преступление в полном составе [22].

Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовали в совершении хищения чужого имущества, содеянное исполнителем преступления не может квалифицироваться как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих случаях в силу ч.3 ст.34 Уголовного кодекса РФ действия организатора, подстрекателя или пособника следует квалифицировать со ссылкой на ст.33 УК РФ.

Если группа лиц по предварительному сговору имела намерение совершить грабеж (кражу), а один из участников применил или угрожал применить насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевшего, то его действия квалифицируют как разбой, а действия других лиц - как грабеж (или кражу) при условии, что они не способствовали применению насилия или не воспользовались им для завладения имуществом потерпевшего.

Разбой, совершенный с применением оружия, существенно усиливает ответственность за разбой, так как повышает опасность деяния, резко усиливая агрессивность и силу нападения, способен причинить потерпевшему более значимый (тяжкий) вред здоровью и жизни, придает самому преступнику уверенность в достижении цели хищения чужого имущества, в его неуязвимости со стороны лиц, которые могут оказать сопротивление или воспрепятствовать преступному посягательству на собственность и личность. Все это вместе взятое свидетельствует об особой дерзости и преступника, и его деяния.

Если умыслом виновных, совершивших разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору, охватывалось применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, все участники совершенного преступления несут ответственность по ч.2 ст.162 Уголовного кодекса РФ, как соисполнители и в том случае, когда оружие и другие предметы были применены, хотя бы одним из них. [38]

Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, следует понимать:

а) причинение с их помощью легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью либо лишение жизни человека;

б) использование их поражающих свойств, когда по причинам, не зависящим от воли виновного, реальный вред здоровью или жизни для потерпевшего не наступает;

в) использование указанных предметов для психического насилия (демонстрация оружия).

Применение в процессе разбойного нападения негодного оружия или имитации оружия либо изделий, конструктивно схожих с оружием, не образует данный квалифицирующий признак.

В то же время если данными предметами причиняется вред, опасный для жизни или здоровья, то это можно рассматривать как разбой, соединенный с применением иных предметов используемых, в качестве оружия.

Оружие по своим конструктивным признакам делится на: огнестрельное, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; холодное оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, метательное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства; пневматическое оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получившим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа; газовое оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; сигнальное оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.

Кудрявцев В.Н. отмечает, что к оружию не относятся предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно схожие с оружием [22].

Под иными предметами, используемыми в качестве оружия, понимают любые предметы, с помощью которых может быть причинен вред жизни или здоровью человека. В качестве таковых могут быть любые предметы, кроме тех, которые подпадают под понятие "оружие". Не имеет значения, были ли они специально приспособлены, приготовлены и обработаны преступником, или подобраны на месте преступления. Главное - установить, что предметы применялись, в качестве оружия и их применение, создавало угрозу для жизни или здоровья потерпевшего. Обычно на практике - это всевозможные инструменты, легко воспламеняющиеся жидкости, предметы хозяйственно-бытового обихода, которые по своим физическим свойствам позволяют причинять телесные повреждения и смерть.