Смекни!
smekni.com

В Павловском парке (стр. 2 из 4)

украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он , так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь зеленую завесу листвы проглядывают его стены.

Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей природой .

Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане , без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на древний римский храм .

3

В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным мрамором

(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля , большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей . Когда смотришь на неё .

из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон Греческого зала ,

напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона .

Колоннада Аполлона.

Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном единстве

с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные примеры .

Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла 1 .

Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна . Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными изображениями

шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы , церковь и другие .

И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна , применивший

высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803 году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца .Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н. Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,

архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров , но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина , явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком . “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже дворца .

Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной кариатидами работы В. И.

Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские фигуры

на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной . Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада , находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет -“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки . Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей , возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .

4

Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи . Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .

Фрагмент фасада

Библиотеки

Росси.

Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .

И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во внешнем облике

и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,

использует черты парадных торжественных садов .

От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда лип образовали Тройную

аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже - для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным деревьям угасал . И липы , которых уже

не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно хороши они ранней весной ,

одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные коридоры с зелёными

сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву , ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен лабиринт с затейливым рисунком

дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника . Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт , заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,

восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед находится

Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма . Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального – с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые соединены с ним сквозными галереями .

Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли . Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .

И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .

5

У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18 столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона .

Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая

перекрытие , напоминает классический портик .

Фронтоны его украшены барельефами работы

скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,

обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,

на противоположном - богиня мудрости Маневра .

Павильон находится на высокой террасе . От

дворца сюда ведёт центральная дорожка

Собственного сада . Несколько каменных

ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая

плитами светлого камня . Шестнадцать стройных

белых колонн стоят по сторонам её . А в центре

на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм . Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и радостного .

Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон Трёх граций .

они поддерживают установленную на колонне

вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение

женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П. Трискорни

из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный вид .

Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу стоит

обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по рисунку Камерона .

Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были установлены орудия . Оттуда часто слышался

бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья .

Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада дворца , на самом

краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая колоннада .

Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её , обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в 1780- 1783 году архитектором Камероном ,