Смекни!
smekni.com

Отдельные виды обязательств (стр. 3 из 5)

Договор купли-продажи (emptio - venditio). По договору продавец обязывался передать покупателю в собственность вещь (товар – merx), а покупатель обязывался передать продавцу оговоренную плату. Договор двусторонний, так как и продавец, и покупатель наделялись одинаковыми по силе встречными правами и обязанностями: передача товара и эквивалентной суммы денег. Хозяйственную выгоду получали обе стороны. Права и обязанности сторон устанавливались с момента достижения соглашения (consensus).

Договор купли-продажи вырос из обмена товара на товар – мены. В древнейший период купля-продажа облекалась в форму манципации, и договор вступал в силу с момента передачи вещи. В последующем (с I века) для его действительности достаточно было лишь соглашения сторон – и вот уже две тысячи лет мы пользуемся этим видом консенсуального договора почти ежедневно. Не уплата цены и передача вещи, но согласие совершает куплю-продажу. Стороны могли договориться и о задатке (arra), тогда договор считался заключенным с момента передачи задатка. В классическом праве договор купли-продажи не требовал обязательного присутствия сторон в месте его заключения, он мог быть заключен через посредников, письмом и не требовал немедленной передачи вещи.

Объект договора — товар, вещи, не изъятые из оборо­та, реально существующие или ожидаемые вещи. В пос­леднем случае продавец обязывался изготовить, достать вещь и предоставить ее покупателю.

Можно было про­дать, купить даже и такую вещь, которой еще нет в при­роде, например, будущий урожай. Предметом купли-про­дажи становились и бестелесные вещи: право на на­следство, право требования, в том числе по займу. Вещь, товар должны быть выделены и точно определены, на­пример, числом, мерой, качеством и т.д. Если товар не определен, договор не считался заключенным.

Другое существенное условие договора купли-прода­жи — цена. По достижении соглашения покупатель имел право требовать товар, а продавец — обозначенную цену. Она должна быть конкретной и выражена в денежной форме, что отличало договор купли-продажи от мены.

Цена вещи зависела от условий рынка и могла быть то выше, то ниже. Римское право не требовало, чтобы цена была справедливой. Однако в позднем римском праве допускалось расторжение договора купли-прода­жи по причине его чрезмерной убыточности (laesioenormis). При продаже вещи дешевле половины ее дей­ствительной стоимости продавец мог требовать либо рас­торжения договора, либо доплаты до настоящей цены (С.4.44.2). В позднем Риме государство пробует зако­нодательно регулировать цены.

Продавец, во-первых, должен был передать покупате­лю проданную вещь. В противном случае вещь изыма­лась у продавца в принудительном порядке. До передачи вещи продавец обязан был обеспечить ее сохранность. При этом он нес ответственность даже за легкую нео­сторожность, но не за случайную (без вины покупателя или продавца) гибель, повреждение вещи.

Во-вторых, продавец был обязан предоставить вещь в надлежащем по качеству состоянии. Согласно формализму древнего права, он отвечал лишь за то, что прямо обещал. Если же в вещи были какие-то отрицательные качества, о которых продавец ничего не говорил, то за них он не нес ответственности.

Классическое право установило ответственность про­давца за намеренное умолчание о недостатках товара. Стали различать явные и скрытые недостатки продавае­мой вещи. Так, если вещь имела явные изъяны, а поку­патель все же приобретал ее, то с продавца снималась ответственность за недостатки проданной вещи. Но он нес ответственность за ее скрытые недостатки, которые не могли быть обнаружены покупателем при самом вни­мательном осмотре. Римские юристы приводили пример: покупатель слепой, а продавец ничего не говорит о не­достатках, — продавец отвечает за недостатки вещи; на­оборот, покупатель (зрячий) покупает слепого раба — продавец не отвечает за недостатки продаваемого.

В классическом праве различались серьезные заявления продавца о качествах товара и простое расхваливание (то, что теперь называется рекламой).

При скрытых недостатках проданной вещи покупа­телю давался иск асtio redhibitoria и стороны возвраща­лись в первоначальное положение (реституция) или иск асtio quanti minoris, по которому покупатель мог требо­вать уменьшения покупной цены. Примечательно, что продавец нес ответственность даже за те недостатки продаваемой вещи, о которых он и не знал:

"Покупателю не легче от того, продает ли ему продавец вещь с недостатками в виду своего неведения или обманным образом" (Д.21.1.1.2).

В-третьих, продавец был обязан гарантировать по­купателю беспрепятственное обладание купленной вещью и отвечать за эвикцию (evincere — вытребовать, отсудить) ее каким-либо третьим лицом по основаниям, возникшим до заключения сделки куп­ли-продажи. Если третье лицо начинает процесс по отсуждению такой вещи, покупатель должен известить об этом продавца и тот обязан вступить в процесс для ог­раждения покупателя от эвикции. При отчуждении вещи у покупателя он мог взыскать с продавца в качестве штрафа двойную покупную цену товара; позже эта от­ветственность стала выражаться в возмещении убытков покупателя. Продавец, однако, освобождался от ответ­ственности за эвикцию, если покупатель не известил его о начале процесса.

Покупатель, в свою очередь, обязывался к уплате цены товара. Предполагалась встречность уплаты денег и пе­редачи товара. При этом если до передачи вещи покупа­телю (когда он становился собственником) вещь повреж­далась либо уничтожалась без вины кого-либо, то ответ­ственность ложилась на покупателя. Здесь как исключение из общего правила "риск случай­ности несет собственник" действовал принцип "риск слу­чайности несет покупатель".

"Как только заключена купля-продажа, риск гибели купленной вещи переходит на покупателя, хотя бы к этому времени вещь и не была фактически передана покупателю" (I.3.23.3).

С развитием торговли все чаще стали заключаться сделки купли-продажи в кредит, когда получение поку­пателем товара опережало его оплату. Договор купли-продажи мог сопровождаться дополнительными согла­шениями, например, об обратном выкупе, о прекращении договора, если продавцу будет предложена более высокая цена, и др.

Права сторон в договоре купли-продажи обеспечива­лись предоставлением продавцу иска (асtio venditi), чтобы заставить покупателя исполнить свои обязательства – уп­латить цену; покупателю давался иск (асtio empti) о предо­ставлении ему товара надлежащего качества.

Договор найма (locatioconductio).Деловая активность захватила и такую сферу правоотношений, как подряд и наём, также оформлявшихся консенсуальными контрактами. Известный римский политический деятель Катон (234-149 гг. до н.э.) упоминает о подряде на постройку виллы: отдельно платилось за возведение стен, отдельно за каждую уложенную черепицу и т.д. Римский поэт Гораций сообщает об объявлении: "Здесь строит подрядчик с рабами".

Хотя считалось, что "работа за деньги делает человека рабом", наниматься на работу вынуждены были и многие свободные римляне, получая за нее плату.

По мере роста крупных имений и раздробления крестьянских наделов – с конца республики – все более широкое распространение приобретает мелкая крестьянская аренда поля, рабочего скота и пр. Все это также оформлялось консенсуальными договорами. Особое место среди них принадлежало договорам найма. Классическому римскому праву были известны три вида договора найма: наем вещей, наем работ (подряд), наем услуг. Это двусторонний возмездный договор. Наемная плата по большей части определялась в деньгах.

В договоре найма вещей (locatioconductionrerum) наймодатель (locator) обязывается предоставить нанимателю (conductor) вещь во временное пользование за определенное вознаграждение (деньгами, частью урожая и т.д.) и по окончании пользования возвратить вещь в сохранности (ту же вещь в том же состоянии).

Предметом договора могли быть вещи – движимые и не­движимые, а также непотребляемые (не уничтожаются, не подвергаются существенным изменениям в процессе нормального их использования) – иное сделало бы не­возможным для нанимателя возвратить по окончании найма ту же вещь. Предметом договора могли быть также телесные вещи или бестелесные, например, узуфрукт.

Наймодатель обязан был предоставить нанимателю вещь в установленный договором срок.

Вещь должна быть передана нанимателю в годном для пользования состоянии, со всеми принадлежностя­ми к ней. На наймодателя возлагалась и обязанность поддержания сдаваемой вещи в надлежащем состоянии. Он платил за отданную внаем вещь всякого рода повинности, налоги, но освобождался от издержек по ее содержанию. Если вещь оказывалась полностью или ча­стично непригодной для пользования, наймодатель обя­зывался возместить «интерес нанимателя», включая и ту выгоду, которую наниматель должен был получить от договора. Но если наниматель знал о недостатках вещи, то наймодатель освобождался от ответственности. При снижении хозяйственного значения сдаваемой вещи на­нимателю предоставлялось право расторгнуть договор либо требовать уменьшения наемной платы.

Ответственность наймодателя наступала при любой степени его вины (и легкой неосторожности). В некото­рых случаях на наймодателя возлагалась ответственность даже тогда, когда он не знал о недостатках сдаваемой вещи, например, за подтекающие бочки (D.19.2.19.1). На нем, как на собственнике, лежал риск случайной ги­бели сдаваемой вещи.