В нормах данной главы установлена специальная процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении субъектов, наделенных процессуальным иммунитетом, а также приведен перечень должностных лиц, правомочных принимать соответствующее решение.
Подробно порядок возбуждения уголовного дела в отношении указанных видов субъектов рассматривается в разделах, посвященных особенностям возбуждения уголовных дел и производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Изложенными обстоятельствами, препятствующими возбуждению уголовного дела либо исключающими производство по нему, перечень императивных оснований отказа в возбуждении уголовного дела и его прекращения исчерпывается. Однако если наличие хотя бы одного из этих обстоятельств обязывает суд, прокурора, следователя и дознавателя прекратить производство по уголовному делу или отказать в его возбуждении, то ст. 25 УПК содержит в себе факультативное основание прекращения уголовного дела, которое предоставляет правоприменителю лишь возможность (право) прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон.
В этом случае суд, прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора в соответствии со ст. 25 УПК вправе прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в связи с примирением сторон. Примирение сторон является материальным основанием прекращения уголовного дела, т.к. ст. 76 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и возместило причиненный потерпевшему вред, на что ссылается ст. 25 УПК. Характер и способ возмещения причиненного потерпевшему вреда, возмещения причиненного ему материального ущерба значения для прекращения производства по делу не имеют, а относятся к усмотрению потерпевшего. Примирение должно быть основано на воле потерпевшего и отражено в приобщенном к материалам дела соответствующем письменном заявлении потерпевшего или его законного представителя.
Прекращение уголовного дела в отношении конкретного лица или группы лиц в соответствии с ч. 3 ст. 24 УПК одновременно влечет за собой и прекращение уголовного преследования в отношении этого лица или группы лиц.
2. Основания прекращения уголовного преследования
Прекращение уголовного преследования означает прекращение процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в публичном, частно-публичном и частном порядке в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления по возбужденному уголовному делу. Уголовное преследование является составляющей производства по уголовному делу, поэтому прекращение уголовного дела исключает и дальнейшее осуществление уголовного преследования в рамках данного дела с момента его прекращения. Однако прекращение уголовного преследования в отношении конкретного лица, наоборот, не исключает продолжения производства по данному делу для изобличения виновных и обеспечения привлечения их к уголовной ответственности.
Исчерпывающий перечень оснований прекращения уголовного преследования установлен в ст. 27 и ст. 28 УПК. Указанные основания целесообразно разделять на две категории: 1) императивные (обязательные), когда уголовное преследование подлежит прекращению; 2) факультативное, когда прекращение уголовного преследования допускается.
К императивным основаниям прекращения уголовного преследования относятся две группы обстоятельств. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 24 УПК прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования в рамках производства по данному делу, первая группа включает в себя рассмотренные выше основания прекращения уголовного дела как обязательные (на них прямо указано в п. 2 ч. 1 ст. 27), так и факультативные. К этой же группе относится наличие в отношении подозреваемого, обвиняемого: а) вступившего в законную силу определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27); б) неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27).
Уголовное преследование в отношении конкретного лица на основании ч. 3 ст. 27 УПК также подлежит прекращению ввиду недостижения этим лицом к моменту совершения им предусмотренного уголовным законом деяния возраста наступления уголовной ответственности, установленного ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ. По этому же основанию прекращается уголовное преследование в отношении лиц, указанных в ч. 3 ст. 20 УК РФ (несовершеннолетних, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не способных в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом). В действиях таких лиц отсутствует состав преступления, поэтому данное основание прекращения уголовного дела является императивным.
В состав второй группы входят другие, установленные ч. 1 ст. 27 УПК, основания прекращения уголовного преследования:
1) непричастность к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27), под которой в соответствии с п. 20 ст. 5 УПК понимается неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления в том случае, когда производство следственных действий либо не дало возможность собрать исчерпывающие доказательства вины этого лица, либо в ходе производства по делу достоверно установлено отсутствие в действиях этого лица состава данного преступления;
2) наличие акта амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27), если подозреваемый (обвиняемый) вследствие амнистии, объявленной Государственной Думой ФС РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ освобождается от уголовной ответственности;
3) наличие в отношении подозреваемого, обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению (п. 5 ч. 1 ст. 27), что вытекает из положений ч. 1 ст. 50 Конституции РФ и ч. 2 ст. 6 УК РФ, исключающих возможность повторного привлечения к уголовной ответственности и повторного осуждения лица за одно и то же преступление;
4) отказ Государственной Думы ФС РФ в удовлетворении представления Генерального прокурора РФ о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо соответствующий отказ Совета Федерации ФС РФ. Данное основание, установленное п. 6 ч. 1 ст. 27, связано с регламентированными гл. 52 УПК (ст. ст. 448, 451) особенностями производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Факультативным основанием прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица является установленное в ходе производства по уголовному делу деятельное раскаяние подозреваемого (обвиняемого). В связи с деятельным раскаянием возможно прекращение уголовного преследования, осуществляемого в отношении лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления как небольшой, так и средней тяжести, по основаниям, предусмотренным ст. 75 УК РФ, предоставляющей суду, прокурору, следователю и дознавателю право на применение данного вида освобождения от уголовной ответственности. Деятельное раскаяние выражается в позитивном послепреступном поведении лица, считающего себя виновным, направленным на предотвращение, ликвидацию или уменьшение вреда, причиненного преступлением, либо на оказание помощи лицам, осуществляющим уголовное преследование, в раскрытии совершенного этим лицом преступления и изобличении виновных . Кроме элементов позитивного послепреступного поведения ст. 75 УК РФ предусматривает другие материальные основания прекращения уголовного преследования: 1) совершение преступления небольшой или средней тяжести; 2) совершение преступления впервые; 3) явка с повинной.
Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в соответствии с ч. 2 ст. 28 УПК возможно и в отношении лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления иной категории, только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. К таковым относятся, например, ст. ст. 126, 204, 205, 205.1, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 276, 278, 282.1, 282.2, 291, 307, 337, 338 УК РФ. Примечания к указанным статьям предписывают правоприменителю осуществлять освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные этими нормами при соблюдении определенных условий, относящихся к оценке позитивного поведения этих лиц.
Если по уголовному делу привлекаются несколько обвиняемых (подозреваемых), то уголовное преследование прекращается только в отношении конкретного обвиняемого (подозреваемого), доказавшего свое деятельное раскаяние.
Обязательным условием прекращения уголовного преследования в связи с истечением сроков давности, примирением сторон, деятельным раскаянием, а также вследствие акта амнистии и по рассмотренным выше основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК, связанным с особенностями производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, является наличие на то согласия подозреваемого (обвиняемого). Поэтому, если лицо возражает против прекращения в отношении него уголовного преследования в соответствии с данными основаниями, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования в соответствии со ст. 133 УПК РФ подразделяются на: 1) реабилитирующие (влекущие за собой возникновение права на реабилитацию, когда уголовное дело в отношении конкретного лица или группы лиц прекращается по этим основаниям); 2) нереабилитирующие .