Смекни!
smekni.com

Экономические аспекты глобальных проблем (стр. 1 из 11)

П Л А Н:

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

МАСШТАБЫ ГОЛОДА И НЕДОЕДАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

РОССИЯ: ОТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА К ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ КАПИТАЛИЗМА

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА

ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ЭКОНОМИКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Сельское хозяйство

Повышение уровня моря

Лесное хозяйство

Водоснабжение

Затраты на поддержание комфортной температуры в зданиях

Страхование

Туризм

Здравоохранение

Загрязнение воды и воздуха

Миграция населения

Потери, связанные с ущербом в экосистеме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

"В поте лица будешь есть хлеб... " "Библия". Бытие 3
"В мире есть царь: этот царь беспощаден. Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей. Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесов, ткачей". Н. А. Некрасов. Железная дорога

На пороге третьего тысячелетия мировое сообщество старается заглянуть в будущее, уделяя особое внимание нерешенным задачам, среди которых немаловажное место принадлежит продовольственной проблеме. В конечном счете перспективы ее решения определяются развитием производительных сил в сельском хозяйстве.

Продовольственная проблема родилась одновременно с появлением рода человеческого и по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратившись во второй половине XX в. в мировую, планетарную.

Человечество овладело многими секретами природы, поставило себе на службу энергию атома, биотехнологию, вышло в космос. Могучие производительные силы развились и в сельском хозяйстве, но продовольственная проблема осталась нерешенной и, более того, обретает большие масштабы по мере роста численности населения Земли. За ее кажущейся простотой скрывается сложный биологический, экономический, социальный и политический феномен, который, несмотря на огромное количество концепций, подходов и рецептов решения, все еще, кажется, не осознан до конца. Сложность, многогранность и противоречивость проблемы порождают немало споров о ее природе и путях решения, в которых иногда правы или не правы все.

В широком смысле к продовольственной проблеме обычно относят производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах. Может быть, поэтому ее называют иногда политэкономией продовольствия. В узком смысле продовольственная проблема - это обеспечение продуктами питания населения, его различных классов и социальных групп.

Среди многих аспектов мировой продовольственной проблемы один из наиболее важных - вопрос о том, как и в какой степени можно обеспечить продовольствием человечество. А в более узком понимании - вопрос о том, в какой степени и в каких формах распространены в мире голод и недоедание и в состоянии ли человечество покончить с ними в обозримом будущем.

Хотя продовольственная проблема и развитие сельскохозяйственного производства в каждом регионе или стране тесно связаны между собой, между ними нельзя поставить знак равенства. В определенном смысле можно сказать, что собственно продовольственная проблема (или продовольственная проблема в узком смысле) зависит больше от общего уровня и характера экономического и политического развития той или иной страны, чем непосредственно от развития ее сельского хозяйства.

МАСШТАБЫ ГОЛОДА И НЕДОЕДАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА

На протяжении второй половины XX в., несмотря на регулярно чередующиеся, почти циклические взлеты и падения мирового производства продовольствия, можно наблюдать медленное улучшение мирового продовольственного положения. Однако эта долговременная тенденция проявляется лишь в конечном счете: два региона - Южная Азия и Африка к югу от Сахары - испытывают хроническую нехватку продовольствия, которая при неблагоприятных климатических условиях - задержке периода муссонных дождей, засухе, наводнениях и т.д. превращается в массовый голод миллионов, как это было, например, в странах Сахеля и в Эфиопии в 1973,1983-1984 и 1991 гг.

По масштабам голода Африка, где производство продовольствия на душу населения фактически не увеличивается (а по некоторым данным, даже сокращается) , не знает себе равных в мире. Но голод не обходит и другие регионы и страны. В настоящее время мы являемся свидетелями массового, продолжающегося уже более двух лет голода в Северной Корее, где, по оценкам, уже умерли сотни тысяч человек.

На наш взгляд, именно продовольственная проблема в узком смысле заслуживает особого внимания. В то время как собственно сельскохозяйственное производство тщательно изучается на страновом и международном уровне, данные о численности голодающих и недоедающих либо скрываются национальными статистическими органами из политических соображений, либо, напротив, завышаются ими для получения большей продовольственной помощи. Очевидно, что для эффективной борьбы с голодом это явление необходимо тщательно изучить.

Массовый голод, связанный с резкими, но временными нарушениями "нормальных" климатических условий в каком-то регионе или стране, охватывает миллионы людей и уносит сотни тысяч жизней. Одновременно существует перманентный, "хронический" голод различной степени остроты, который охватывает, по разным оценкам, около миллиарда или более человек. Масштабы голода были многократно рассмотрены и проанализированы в научной и публицистической литературе - российской и зарубежной.

Следует отметить, что подавляющее большинство сведений, используемых даже в научных публикациях, являются оценками, полученными на базе данных о числе заболеваний и смертей, превышающих "естественную" норму для данной страны или региона. В ряде случаев трудно даже установить это число, поскольку во многих наименее развитых странах такая статистика ведется крайне плохо. В еще меньшей степени это возможно по отношению к хроническому голоду, поскольку в научной и международной статистике обычно отсутствуют бесспорно достоверные данные о числе фактически голодающих или недоедающих.

Это объясняется рядом причин. Во-первых, в принципе до сих пор не разработаны какие-то единые для всего мира нормы потребления продовольствия, соответствующие медицинским стандартам или рекомендациям (во всяком случае ныне они существенно различаются по странам и регионам) . Во-вторых, хотя относительно легко подсчитать среднее потребление в той или иной стране на основе данных о ее продовольственных ресурсах и численности населения, очень трудно найти и рассчитать фактическое потребление по отдельным категориям потребителей. В-третьих, если использовать для таких подсчетов опросы и анкеты, нельзя забывать об их выборочном характере и значительной дозе субъективности в каждом ответе. В-четвертых, многие недоедающие об этом даже не догадываются, поскольку распространенные традиционные рационы часто не соответствуют реалиям современного общества. Поэтому обычно число голодных и недопотребляющих в мире является оценкой, базирующейся на более достоверных и доступных данных о числе лиц с определенным душевным доходом, лежащим ниже минимального прожиточного уровня.

Мне неоднократно приходилось возвращаться в своей научной работе к продовольственной проблеме через различные, иногда довольно продолжительные промежутки времени. И каждый раз я с удивлением обнаруживал, что новые поколения исследователей начинали свой анализ почти с прежних позиций, используя почти те же подходы и оценки, что их предшественники. Это в определенной степени повышает сопоставимость результатов исследований, но делает более трудной задачу продвижения вперед, затрудняя выход за пределы привычных трафаретов.

Чтобы получить представление об эволюции продовольственной проблемы во второй половине XX в., приведем две оценки продовольственного положения в мире, разделенные периодом примерно в 40 лет. Первая принадлежит известному бразильскому ученому Жозе де Кастро, который в 1952 г. опубликовал книгу "Геополитика голода". Эта книга вскоре была переведена на русский язык и стала настольной для трех поколений советских ученых, специализировавшихся на изучении аграрной проблематики и продовольственной проблемы в мире. Кстати сказать, в русском переводе она называлась "География голода", что в значительной мере оставляло за кадром политический характер продовольственной проблемы. Но иного и нельзя было ожидать, ведь в то время геополитика в СССР считалась лженаукой.

В этой книге автор так оценивал послевоенную продовольственную ситуацию в мире: "Трудно объяснить и еще труднее понять тот поразительный факт, что человек, претендующий на превосходство над другими живыми существами, одержавший столько побед в борьбе с силами природы, провозгласивший себя ее господином, так и не добился решающего успеха в борьбе за собственные средства к существованию. Достаточно сказать, что после длительного периода времени, измеряемого несколькими сотнями тысяч лет борьбы, выявляется, что в настоящее время, согласно строгим научным наблюдениям, около двух третей населения мира существуют в условиях постоянного голода, что около полутора миллиардов человеческих существ не располагают средствами, чтобы вырваться из тисков самого страшного из всех социальных зол".

Такова мрачная картина голода и недоедания продовольствия на земле в середине XX в., созданная одним из ярчайших представителей антимальтузианского, оптимистического направления в изучении продовольственной проблемы. Насколько изменилась ситуация к концу века?

Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся результатами многолетних исследований так называемой Мировой программы по борьбе с голодом, в которой участвовали многие ведущие ученые почти из всех стран мира. В концентрированном виде они были опубликованы в документе, известном как "Декларация Белладжио" (в этом итальянском курортном городке в конце 1989 г. состоялась международная неправительственная конференция по борьбе с голодом) .