Смекни!
smekni.com

РЕС ПУБ ЛИ КАН СКИЙ ЦЕНТР (стр. 2 из 11)

В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии око­ло 20% об­щин вла­де­ли зем­лей на под­вор­ном пра­ве. Этот вид соб­ст­вен­но­сти до­воль­но бли­зок к ча­ст­ной. В пе­ри­од же сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы про­изош­ло поч­ти пол­ное ото­жде­ст­в­ле­ние под­вор­ной соб­ст­вен­но­сти и ча­ст­ной. В ос­таль­ных слу­ча­ях до­ре­во­лю­ци­он­ная об­щи­на бы­ла соб­ст­вен­ни­ком зем­ли ( в от­ли­чии от кол­хо­за, ко­то­рый был толь­ко ее поль­зо­ва­те­лем). Бо­лее сво­бод­но рас­по­ря­жа­ясь зем­лей, об­щи­на и сво­им чле­нам да­ва­ла боль­ше сво­бо­ды. Да­же в тех се­ле­ни­ях, где зем­ля на­хо­ди­лась в об­щин­ном вла­де­нии, кре­сть­я­нин мог сдать свой на­дел в арен­ду на весь срок от пе­ре­де­ла до пе­ре­де­ла (12-15 лет) или сам арен­до­вать на­дел у со­се­да, ухо­дя­ще­го на за­ра­бот­ки в го­род. В свою оче­редь сель­ское об­ще­ст­во, как соб­ст­вен­ник, мог­ло сдать в арен­ду ча­ст­ным ли­цам не­ко­то­рые свои уго­дья (на­при­мер, ка­ме­но­лом­нии, пес­ча­ные карь­е­ры или тор­фя­ни­ки).

Об­щин­ная соб­ст­вен­ность - это осо­бый вид соб­ст­вен­но­сти. И при том до­воль­но гиб­кий, так как он с од­ной сто­ро­ны, соз­да­вал не­ко­то­рую со­ци­аль­ную за­щи­щен­ность для чле­нов об­щи­ны, а с дру­гой - по­зво­лял до­мо­хо­зяи­ну в оп­ре­де­лен­ных пре­де­лах ма­ни­пу­ли­ро­вать пе­ре­до­ве­рен­ной ему ча­стью этой соб­ст­вен­но­сти. Прав­да, здесь скры­ва­лось то про­ти­во­ре­чие, ко­то­рое не­ред­ко соз­да­ва­ло на­пря­жен­ную об­ста­нов­ку в об­щи­не и ме­ша­ло кре­сть­я­ни­ну спо­кой­но хо­зяй­ст­во­вать. В об­щем же, в бла­го­при­ят­ные пе­рио­ды хо­зя­ин по­лу­чал бо­лее зна­чи­тель­ную сво­бо­ду дей­ст­вий. А вот в пло­хие вре­ме­на верх бра­ли урав­ни­тель­ные тен­ден­ции,-ко­неч­но, толь­ко в от­но­ше­нии зем­ли.

От­дель­ное кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во по срав­не­нию с по­ме­щи­чей ла­ти­фун­ди­ей бы­ло на­столь­ко ма­лой ве­ли­чи­ной, что ме­ж­ду ни­ми не­воз­мо­жен был сколь­ко-ни­будь рав­ный диа­лог. Все от­но­ше­ния кре­сть­я­ни­на с по­ме­щи­ка­ми и с вла­стя­ми осу­ще­ст­в­ля­лись, как пра­ви­ло, че­рез об­щи­ну. Имен­но она тор­го­ва­лась с по­ме­щи­ком на­счет арен­ды, а по­том рас­пре­де­ля­ла и арен­до­ван­ные уча­ст­ки и от­ра­бот­ки. Без об­щи­ны по­ме­щик окон­ча­тель­но бы смял и по­ра­бо­тил кре­сть­я­ни­на, ли­шил его вся­кой ис­то­ри­че­ской пер­спек­ти­вы. Как мог­ла, об­щи­на от­стаи­ва­ла ин­те­ре­сы кре­сть­ян, вы­сту­пая в ро­ли свое­об­раз­но­го кре­сть­ян­ско­го "проф­сою­за", а в ре­во­лю­ци­он­ные го­ды - "стач­ко­ма".

Судь­бы об­щи­ны и по­ме­щичь­е­го хо­зяй­ст­ва на це­лые ве­ка бы­ли спле­те­ны тес­ней­шим об­ра­зом. Но ка­ж­дый из них мог бы су­ще­ст­во­вать без дру­го­го и до­би­вал­ся это­го. Об­щи­на из­дав­на пре­тен­до­ва­ла на по­ме­щи­чьи зем­ли. Ли­к­ви­да­ция по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния от­кры­ва­ла путь для наи­бо­лее де­мо­кра­тич­но­го ре­ше­ния аг­рар­но­го во­про­са. Кре­сть­я­нин, по­лу­чив зем­лю и из­ба­вив­шись от ка­баль­ных форм экс­плуа­та­ции, имел бы воз­мож­ность под­нять уро­вень сво­его хо­зяй­ст­ва. В та­ких ус­ло­ви­ях об­щи­на долж­на бы­ла ли­бо ус­ко­рить свою пе­ре­строй­ку, ли­бо ти­хо уй­ти со сце­ны. По­сле ли­к­ви­да­ции по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния кре­сть­я­нин уже не ис­пы­ты­вал бы в ней ост­рой ну­ж­ды.

В свою оче­редь, по­ме­щи­ки бы­ли не до­воль­ны су­ще­ст­во­ва­ни­ем об­щи­ны. По по­во­ду ус­ло­вий най­ма и арен­ды по­ме­щик пред­по­чел бы до­го­ва­ри­вать­ся не со всем кре­сть­ян­ским ми­ром, а с ка­ж­дым кре­сть­я­ни­ном в от­дель­но­сти. Боль­шие опа­се­ния вы­зы­вал у по­ме­щи­ков зе­мель­но-рас­пре­де­ли­тель­ный ме­ха­низм об­щи­ны, ко­то­рый толь­ко си­лой всей го­су­дар­ст­вен­ной ма­ши­ны удер­жи­вал­ся на гра­ни­це по­ме­щичь­их вла­де­ний. А в пе­ри­од ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. по­ме­щи­ки в один го­лос за­го­во­ри­ли о не­об­хо­ди­мо­сти ско­рей­шей ли­к­ви­да­ции об­щи­ны. Ведь имен­но она бы­ла ини­циа­то­ром раз­гро­ма по­ме­щичь­их уса­деб, за­хва­та или унич­то­же­ния по­ме­щичь­е­го иму­ще­ст­ва. Ко­неч­но, это бы­ло вар­вар­ст­во, но са­ми по­ме­щи­ки бы­ли во мно­гом ви­но­ва­ты в том, что в Рос­сии со­хра­ня­лась, по вы­ра­же­нию В.И. Ле­ни­на, "са­мая ди­кая де­рев­ня". Тем не ме­нее по­ме­щи­ки вы­став­ля­ли об­щи­ну ви­нов­ни­цей всех не­уст­ройств и низ­ко­го уров­ня сель­ско­го хо­зяй­ст­ва в Рос­сии. Ли­к­ви­да­ция об­щи­ны при­ве­ла бы к раз­дроб­ле­нию кре­сть­ян­ст­ва, что от­кры­ва­ло пе­ред по­ме­щи­ка­ми воз­мож­но­сти спо­кой­но­го хо­зяй­ст­во­ва­ния и пе­ре­строй­ки сво­их име­ний на ка­пи­та­ли­сти­че­ский лад.

Слиш­ком мед­лен­ное по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие Рос­сии оп­ре­де­ля­лось, в ос­нов­ном, ее аг­рар­ным уст­рой­ст­вом. Сол­же­ни­цин объ­яс­ня­ет : "рос­сий­ская го­су­дар­ст­вен­ная власть срос­лась с иму­щим на­пу­ган­ным дво­рян­ст­вом, весь пра­вя­щий слой дро­жал и ко­ры­ст­но дер­жал­ся за свои зем­ли - дво­рян­ские, ве­ли­ко­кня­же­ские, удель­ные. Толь­ко нач­нись где-ни­будь ка­кое-ни­будь дви­же­ние зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти - ах, как бы не дош­ло и до на­шей". Дер­жась за влась и за зем­лю, са­мо­дер­жа­вие, по­ме­щи­ки, во­ен­ная и гра­ж­дан­ская бю­ро­кра­тия на­дея­лись : "бу­дет вот так са­мо-са­мо-са­мо плыть еще три­ста лет". [6]

Толь­ко во­ен­ные по­ра­же­ния вы­ну­ж­да­ли ца­ризм к ус­туп­кам. По­ра­же­ние в Крым­ской вой­не - и ос­во­бо­ж­де­ние кре­по­ст­ных. По­ра­же­ние в вой­не по­ка­за­ло об­щую сла­бость вла­сти; даль­ше от­кла­ды­вать ре­фор­мы бы­ло не­воз­мож­но. Алек­сандр II про­из­нес свою зна­ме­ни­тую фра­зу : " Луч­ше мы ос­во­бо­дим кре­сть­ян свер­ху, не­же­ли ждать, ко­гда они са­ми ос­во­бо­дят се­бя сни­зу".

От­ме­на кре­по­ст­но­го пра­ва по­тре­бо­ва­ла ре­фор­мы ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и су­да; но соз­дав ор­ган ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния- зем­ст­ва, Алек­сандр II ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зы­вал­ся "увен­чать зда­ние" об­ще­рос­сий­ским пред­ста­ви­тель­ным со­б­ра­ни­ем. Он не до­пус­кал и мыс­ли, чтоб да­же ми­ни­ст­ры при­хо­ди­ли к еди­но­му мне­нию по ка­ким-ли­бо во­про­сам без не­го.

Ре­фор­мы 60-х го­дов ос­та­ви­ли Рос­сию та­кой же са­мо­дер­жав­ной мо­нар­хи­ей, ко­то­рой она бы­ла и до них. Ос­та­лись со­слов­ные при­ви­ле­гии дво­рян­ст­ва и ог­ра­ни­че­ния в гра­ж­дан­ских и им­му­ще­ст­вен­ных пра­вах кре­сть­ян.

Бу­ду­щую ре­во­лю­цию мог­ло пре­дот­вра­тить по­сте­пен­ное пре­вра­ще­ние не­ог­ра­ни­чен­ной мо­нар­хии в кон­сти­ту­ци­он­ную. Но доб­ро­воль­но от не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти не от­ка­зы­ва­ют­ся. Ос­нов­ная мас­са по­ме­ст­но­го дво­рян­ст­ва бы­ла за­ин­те­ре­со­ва­на в со­хра­не­нии са­мо­дер­жа­вия и со­слов­но­го строя. На них дер­жа­лось эко­но­ми­че­ское бла­го­по­лу­чие по­ме­щи­ков и их влия­ние в стра­не. Тре­бо­вать кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бо­ды пред­при­ни­ма­тель­ст­ва-де­ло бур­жуа­зии. Она в Рос­сии бы­ла сла­ба и в се­ре­ди­не XIX ве­ка го­ло­са не име­ла. Ре­фор­ма 1861 го­да смя­ла часть пре­град на пу­ти ее рос­та. Но не все. Сре­ди про­че­го ос­та­лась об­щи­на.

Ес­те­ст­вен­но, что лю­ди, на­хо­див­шие­ся в цар­ском ок­ру­же­нии, вы­дви­нув­шие­ся бла­го­да­ря сво­ему уму и об­ра­зо­ван­но­сти (как Вит­те) или бой­цов­ским ка­че­ст­вам и де­ло­ви­то­сти (как Сто­лы­пин), по­ни­мая не­об­хо­ди­мость пре­об­ра­зо­ва­ний в де­рев­не, осу­ще­ст­в­ля­ли та­кие ре­фор­мы и про­во­ди­ли их та­ким об­ра­зом, что­бы со­хра­нить гос­под­ство пра­вя­ще­го клас­са.

Так в ста­тье "Сто­лы­пин и ре­во­лю­ция" Ле­нин на­звал Сто­лы­пи­на "упол­но­мо­чен­ным или при­каз­чи­ком" рус­ско­го дво­рян­ст­ва, воз­глав­ляе­мо­го "пер­вым дво­ря­ни­ном и круп­ней­шим по­ме­щи­ком Ни­ко­ла­ем Ро­ма­но­вым".

3. ВРЕ­МЯ И РЕ­ФОР­МЫ С. Ю. ВИТ­ТЕ

С.Ю.Вит­те ро­дил­ся в Тиф­ли­се 17 ию­ня 1849 го­да и вос­пи­ты­вал­ся в се­мье сво­его де­да А.М.Фа­дее­ва, тай­но­го со­вет­ни­ка, быв­ше­го в 1841-1846 гг. са­ра­тов­ским гу­бер­на­то­ром, а за­тем чле­ном со­ве­та управ­ле­ния Кав­каз­ско­го на­ме­ст­ни­ка и управ­ляю­щим экс­пе­ди­ци­ей го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ За­кав­каз­ско­го края.

Он про­ис­хо­дил из ма­ло­из­ве­ст­ных об­ру­сев­ших нем­цев, став­ших дво­ря­на­ми в 1856 г. (хо­тя он сам на­са­ж­дал вер­сию по­том­ст­вен­но­го дво­рян­ст­ва и вер­но­сти пра­во­сла­вию ). Ран­ние го­ды Вит­те про­шли в Тиф­ли­се и Одес­се, где, в 1870 он кон­чил курс на­ук в но­во­рос­сий­ском уни­вер­си­те­те по ма­те­ма­ти­че­ско­му фа­куль­те­ту со сте­пе­нью кан­ди­да­та, на­пи­сав дис­сер­та­цию "О бес­ко­неч­но ма­лых ве­ли­чи­нах". Мо­ло­дой ма­те­ма­тик по­мыш­лял ос­тать­ся при уни­вер­си­те­те для под­го­тов­ки к про­фес­сор­ско­му зва­нию. Но юно­ше­ское ув­ле­че­ние ак­три­сой Со­ко­ло­вой от­влек­ло его от на­уч­ных за­ня­тий и под­го­тов­ки оче­ред­ной дис­сер­та­ции по ас­тро­но­мии. К то­му же про­тив уче­ной карь­е­ры Вит­те вос­ста­ли его мать и дя­дя, зая­вив, что "это не дво­рян­ское де­ло". 1 ию­ля 1871 го­да Вит­те был при­чис­лен чи­нов­ни­ком в кан­це­ля­рии Но­во­рос­сий­ско­го и Бес­са­раб­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра, а еще че­рез два го­да на­зна­чен сто­ло­на­чаль­ни­ком. В управ­ле­нии Одес­ской же­лез­ной до­ро­ги, ку­да его оп­ре­де­лил на служ­бу дя­дя, он на прак­ти­ке изу­чил же­лез­но­до­рож­ное де­ло, на­чав с са­мых низ­ших сту­пе­ней, по­бы­вав в ро­ли кон­тор­щи­ка гру­зо­вой служ­бы и да­же по­мощ­ни­ка ма­ши­ни­ста, но ско­ро, за­няв долж­ность на­чаль­ни­ка дви­же­ния, пре­вра­тил­ся в круп­но­го же­лез­но­до­рож­но­го пред­при­ни­ма­те­ля. Од­на­ко в ап­ре­ле 1877 го­да он по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии с го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы.