Смекни!
smekni.com

РЕС ПУБ ЛИ КАН СКИЙ ЦЕНТР (стр. 8 из 11)

I Ду­ма бы­ла рас­пу­ще­на 8 ию­ля 1906 г., со­гла­ше­ние по­сте­пен­но ис­пол­ня­лось. На­ли­цо бы­ла кон­со­ли­да­ция контр­ре­во­лю­ци­он­ных сил, че­му не­ма­ло со­дей­ст­во­вал ми­нистр внут­рен­них дел. Это бы­ло за­ме­че­но в вер­хах, где Тре­пов про­дол­жал свои ком­би­на­ции. Рос­пуск Ду­мы стал вы­зо­вом об­ще­ст­вен­но­му мне­нию. Те­перь цар­ский двор ре­шил, что­бы "по­тра­фить" ли­бе­ра­лам, за­ме­нить не­по­пу­ляр­но­го Го­ре­мы­ки­на не столь оди­оз­ной фи­гу­рой. Пред­се­да­те­лем Со­ве­та ми­ни­ст­ров стал Сто­лы­пин, со­хра­нив­ший за со­бой и порт­фель ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел.

При­ход на пост пред­се­да­те­ля Со­ве­та ми­ни­ст­ров П.А. Сто­лы­пи­на вы­звал у Вит­те на пер­вых по­рах одоб­ре­ние и на­де­ж­ды на ус­пех пе­ре­го­во­ров о вхо­ж­де­нии ли­бе­раль­ной оп­по­зи­ции в ка­би­нет. По дея­тель­но­сти Сто­лы­пи­на, Вит­те был о нем хо­ро­ше­го мне­ния.

Ру­ко­во­ди­те­ли Со­ве­та объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва ви­де­ли в Сто­лы­пи­не че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го спа­сти от унич­то­же­ния сис­те­му зем­ле­вла­де­ния. Ок­тяб­ри­сты и дру­гие уме­рен­ные сто­рон­ни­ки кон­сти­ту­ции, на­пу­ган­ные ре­во­лю­ци­он­ны­ми край­но­стя­ми, ух­ва­ти­лись за Сто­лы­пи­на, как уто­паю­щий хва­та­ет­ся за со­ло­мин­ку. Они при­вет­ст­во­ва­ли его про­грам­му, ви­дя в ней стрем­ле­ние ук­ре­пить свя­зи пра­ви­тель­ст­ва с пред­ста­ви­те­ля­ми уме­рен­но-ли­бе­раль­ных и уме­рен­но-кон­сер­ва­тив­ных кру­гов, что, в свою оче­редь, спо­соб­ст­во­ва­ло бы ук­ре­п­ле­нию кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии и окон­ча­тель­ной ли­к­ви­да­ции ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния. Сто­лы­пин ка­зал­ся им рус­ским Тье­ром. Тьер, од­на­ко, в сво­их пла­нах ис­хо­дил из су­ще­ст­во­ва­ния во Фран­ции силь­но­го кре­сть­ян­ско­го со­сло­вия с хо­ро­шо раз­ви­тым ин­стинк­том соб­ст­вен­но­сти. Та­ко­го кре­сть­ян­ст­ва в Рос­сии еще не су­ще­ст­во­ва­ло, и для его соз­да­ния по­тре­бо­ва­лись бы мно­гие сто­ле­тия.

Рос­пуск пер­вой Ду­мы - это был смер­тель­ный удар по ве­ре кре­сть­ян­ст­ва в ца­ря как спра­вед­ли­во­го и бес­при­стра­ст­но­го за­щит­ни­ка ин­те­ре­сов на­ро­да. По­сле рос­пус­ка I Ду­мы и при­ня­тия быв­ши­ми чле­на­ми Ду­мы "Вы­борг­ско­го воз­ва­ния", при­звав­ше­го на­се­ле­ние к "пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию" пу­тем от­ка­за от уп­ла­ты на­ло­гов и от служ­бы в ар­мии, по го­ро­дам и сель­ским рай­онам, а так­же в ар­мии про­ка­ти­лась но­вая вол­на ре­во­лю­ци­он­ных воз­му­ще­ний.

5. СТО­ЛЫ­ПИН­СКАЯ АГ­РАР­НАЯ РЕ­ФОР­МА

В на­ме­ре­ния Сто­лы­пи­на не вхо­ди­ло ни вос­ста­нов­ле­ние аб со­лю­тиз­ма, ни унич­то­же­ние на­род­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва - он стре­мил­ся лишь к ус­та­нов­ле­нию в Рос­сии кон­сер­ва­тив­ной, но стро­го кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. Его меч­той бы­ла мо­гу­чая, цен­тра­ли­зо­ван­ная им­пе­рия, эко­но­ми­че­ски здо­ро­вая и куль­тур­но раз­ви­тая. "Вы хо­ти­те ве­ли­ких пе­ре­мен,-ска­зал Сто­лы­пин, об­ра­ща­ясь к ле­во­му, на­по­ло­ви­ну со­циа­ли­сти­че­ско­му боль­шин­ст­ву II Ду­мы,- а я хо­чу ве­ли­кую Рос­сию."

Имен­но эта уто­пи­че­ская меч­та бро­си­ла стра­ну в оке­ан но­вых по­тря­се­ний, ибо фа­таль­ная ошиб­ка Сто­лы­пи­на за­клю­ча­лась в его не­по­ни­ма­нии ре­аль­но­го по­ло­же­ния Рос­сии, ко­гда выс­шее со­сло­вие, ко­то­рое еще не сфор­ми­ро­ва­лось, как еди­ная си­ла, не мог­ло стать по­сред­ни­ком в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду пра­вя­щим мень­шин­ст­вом и тру­дя­щи­ми­ся мас­са­ми.

Прав­да, бы­строе раз­ви­тие го­ро­дов и про­мыш­лен­но­сти ве­ло к то­му, что го­род­ское "третье со­сло­вие" на­чи­на­ло иг­рать оп­ре­де­лен­ную роль в со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской жиз­ни стра­ны. В де­рев­не же та­кой со­ци­аль­ной стра­ты не бы­ло. Вы­бо­ры в I Ду­му по­ка­за­ли, что кре­сть­я­не не спо­соб­ны бы­ли иг­рать роль со­ци­аль­но кон­сер­ва­тив­но­го клас­са.

В то же вре­мя ча­ст­ная соб­ст­вен­ность дво­рян на зем­лю прак­ти­че­ски из­жи­ла се­бя. Эта сис­те­ма ста­ла на­столь­ко эко­но­ми­че­ски не­эф­фек­тив­ной, что ее до­ля в об­щем про­из­вод­ст­ве не со­став­ля­ла и 10%. Хо­те­ли они то­го или нет, но и пра­ви­тель­ст­во и кон­сер­ва­то­ры бы­ли вы­ну­ж­де­ны в кон­це кон­цов при­нять факт ес­те­ст­вен­но­го упад­ка зем­ле­вла­дель­че­ско­го дво­рян­ст­ва.

По­сле рос­пус­ка I Ду­мы ре­ше­ние зе­мель­ной про­бле­мы пе­ре­шло в ру­ки Сто­лы­пи­на. Сто­лы­пин имел твер­дые взгля­ды от­но­си­тель­но об­щи­ны, ху­то­ров, от­ру­бов и пу­тей их на­са­ж­де­ния, что со­ста­ви­ло стер­жень его аг­рар­ной про­грам­мы. Кро­ме то­го, он был сто­рон­ни­ком серь­ез­ных мер по рас­про­стра­не­нию на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ока­зав­шись во гла­ве пра­ви­тель­ст­ва, он за­тре­бо­вал из всех ве­домств те пер­во­оче­ред­ные про­ек­ты, ко­то­рые дав­но бы­ли раз­ра­бо­та­ны, но ле­жа­ли без дви­же­ния. В ито­ге Сто­лы­пи­ну уда­лось со­ста­вить це­ло­ст­ную про­грам­му уме­рен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. 24 ав­гу­ста 1906 г. пра­ви­тель­ст­во опуб­ли­ко­ва­ло дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой пы­та­лось оп­рав­дать свою по­ли­ти­ку мас­со­вых ре­прес­сий и воз­ве­ща­ло о на­ме­ре­нии про­вес­ти важ­ные со­ци­аль­но­по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы. Под­роб­нее пре­об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма бы­ла из­ло­же­на Сто­лы­пи­ным во II Ду­ме 6 мар­та 1907 го­да.

Не­ко­то­рые ме­ро­прия­тия пра­ви­тель­ст­во на­ча­ло про­во­дить в спеш­ном по­ряд­ке, не до­жи­да­ясь со­зы­ва Ду­мы. 27 ав­гу­ста 19­06г был при­нят указ о пе­ре­да­че Кре­сть­ян­ско­му бан­ку для про­да­жи кре­сть­я­нам час­ти го­су­дар­ст­вен­ных зе­мель. 5 ок­тяб­ря по­сле­до­вал указ об от­ме­не не­ко­то­рых ог­ра­ни­че­ний кре­сть­ян в пра­вах, чем бы­ли окон­ча­тель­но от­ме­не­ны по­душ­ная по­дать и кру­го­вая по­ру­ка, сня­ты не­ко­то­рые ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния кре­сть­ян и из­бра­ния ими мес­та жи­тель­ст­ва, от­ме­нен за­кон про­тив се­мей­ных раз­де­лов, сде­ла­на по­пыт­ка умень­шить про­из­вол зем­ских на­чаль­ни­ков, рас­ши­ре­ны пра­ва кре­сть­ян на зем­ских вы­бо­рах. Указ 17 ок­тяб­ря 1906 г. кон­кре­ти­зи­ро­вал при­ня­тый в 1905 г. по ини­циа­ти­ве Вит­те указ о сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния, оп­ре­де­лив пра­ва и обя­зан­но­сти ста­ро­об­ряд­че­ских и сек­тант­ских об­щин. Пред­ста­ви­те­ли офи­ци­аль­ной церк­ви ни­ко­гда не про­сти­ли Сто­лы­пи­ну то­го, что ста­ро­об­ряд­цы по­лу­чи­ли та­кой ус­тав в то вре­мя как со­от­вет­ст­вую­щее по­ло­же­ние о про­во­слав­ном при­хо­де за­стря­ло в кан­це­ля­ри­ях. 9 но­яб­ря 1906 г. был из­дан указ "О до­пол­не­нии не­ко­то­рых по­ста­нов­ле­ний дей­ст­вую­ще­го за­ко­на, ка­саю­щих­ся кре­сть­ян­ско­го зем­ле­вла­де­ния и зем­ле­поль­зо­ва­ния". Пе­ре­ра­бо­тан­ный в III Ду­ме, он стал дей­ст­во­вать как за­кон от 14 ию­ня 1910 го­да. 29 мая 1911 г. был при­нят за­кон "О зем­ле­уст­рой­ст­ве".

По­след­ние три ак­та со­ста­ви­ли юри­ди­че­скую ос­но­ву ме­ро­прия­тий, во­шед­ших в ис­то­рию как "сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма".

Эко­но­ми­че­ская це­ле­со­об­раз­ность этой ре­фор­мы, на­зван­ной сто­лы­пин­ской, хо­тя ее про­ект был раз­ра­бо­тан еще до не­го, не вы­зы­ва­ет со­мне­ний [5]. Ре­фор­ма до­вер­ша­ла то, что нуж­но бы­ло сде­лать еще в 1861 го­ду. В ре­фор­ме бы­ли за­ло­же­ны идеи Ва­луе­ва, Ба­ря­тин­ско­го, Бун­ге и др.(это еще XIX в.). В на­ча­ле XX в Вит­те счи­тал, что вы­ход из об­щи­ны мо­жет быть толь­ко доб­ро­воль­ным, по­это­му ре­зуль­тат еще бу­дет ви­ден очень и очень не ско­ро. Еще вес­ной 1905 г. Кри­во­ше­ин А.В. (ми­нистр зем­ле­де­лия в пра­ви­тель­ст­ве Сто­лы­пи­на) пре­ду­пре­ж­дал, что очень нуж­ный пе­ре­ход к ху­то­рам и от­ру­бам - "за­да­ча не­сколь­ких по­ко­ле­ний". Но ме­ж­ду все­ми преж­ни­ми за­яв­ле­ния­ми и ука­зом 9 но­яб­ря ле­жа­ли со­бы­тия 1905-1906 гг. Рас­се­лить кре­сть­ян ху­то­ра­ми и мел­ки­ми по­сел­ка­ми тре­бо­ва­лось не толь­ко по эко­но­ми­че­ским, но и по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам. "Ди­кая, по­лу­год­ная де­рев­ня, не при­вык­шая ува­жать ни свою, ни чу­жую соб­ст­вен­ность, не боя­щая­ся, дей­ст­вуя ми­ром, ни­ка­кой от­вет­ст­вен­но­сти,под­чер­ки­вал Сто­лы­пин,- все­гда бу­дет пред­став­лять со­бой го­рю­чий ма­те­ри­ал, го­то­вый вспых­нуть по ка­ж­до­му по­во­ду". И ца­ризм, ощу­тив спол­на эту уг­ро­зу, стал кру­шить об­щи­ну.

Эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма бы­ла це­ле­со­об­раз­на, боль­ше то­го, до за­ре­зу не­об­хо­ди­ма. В слу­чае уда­чи она су­ли­ла тем, кто к ней при­спо­со­бил­ся, бо­лее ин­тен­сив­ные фор­мы хо­зяй­ст­во­ва­ния, бо­лее вы­со­кие уро­жаи, бо­лее вы­со­кий уро­вень жиз­ни. Она су­ли­ла проч­ный внут­рен­ний ры­нок для про­мыш­лен­но­сти, уве­ли­че­ние хлеб­но­го экс­пор­та и за его счет - по­га­ше­ние ог­ром­но­го внеш­не­го дол­га. Но все это - в слу­чае уда­чи.

Ме­ж­ду тем ре­фор­ма уже за­ду­ма­на бы­ла не­удач­но. Сто­лы­пин то­ро­пил­ся, под­го­нял эко­но­ми­че­ские про­цес­сы по­ли­цей­ским вме­ша­тель­ст­вом. А вра­ж­да и на­си­лие - пло­хие со­юз­ни­ки в де­лах эко­но­ми­ки.

В ру­ках Сто­лы­пи­на, а точ­нее в ру­ках "Со­ве­та объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва", ко­то­рый под­дер­жи­вал его, зе­мель­ная ре­фор­ма, хо­тя и име­ла здо­ро­вую ос­но­ву, но по су­ти де­ла пре­вра­ща­лась в ору­дие даль­ней­ше­го клас­со­во­го уг­не­те­ния. Вме­сто то­го что­бы со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го фер­мер­ст­ва, за что ра­то­вал Вит­те, по­ло­жить ко­нец при­ну­ди­тель­но­му ха­рак­те­ру об­щин­ной сис­те­мы и за­ко­нам, ущем­ляю­щим гра­ж­дан­ские пра­ва кре­сть­ян, сто­лы­пин­ский за­кон на­силь­ст­вен­но ли­к­ви­ди­ро­вал об­щи­ну в ин­те­ре­сах кре­сть­ян­ско­го "бур­жу­аз­но­го" мень­шин­ст­ва.