Смекни!
smekni.com

РЕС ПУБ ЛИ КАН СКИЙ ЦЕНТР (стр. 9 из 11)

По тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к ле­нин­ским ра­бо­там, де­мо­кра­ти­че­ский путь аг­рар­но­го раз­ви­тия ус­лов­но на­зы­ва­ет­ся аме­ри­кан­ским, кон­сер­ва­тив­ный - прус­ским.

Сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма на­хо­ди­лась на прус­ском ва­ри­ан­те. Она и бы­ла за­ду­ма­на во спа­се­ние по­ме­щи­ков. Сто­лы­пин сде­лал раз­ру­ше­ние об­щи­ны пер­во­оче­ред­ной за­да­чей сво­ей ре­фор­мы. Пред­по­ла­га­лось, что пер­вый этап - че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние на­де­лов от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми - на­ру­шит един­ст­во кре­сть­ян­ско­го ми­ра. Кре­сть­я­не, имев­шие зе­мель­ные из­лиш­ки про­тив нор­мы, долж­ны бы­ли по­спе­шить с ук­ре­п­ле­ни­ем сво­их на­де­лов. Сто­лы­пин го­во­рил, что та­ким спо­со­бом он хо­чет "вбить клин" в об­щи­ну. По­сле это­го пред­по­ла­га­лось при­сту­пить ко вто­ро­му эта­пу - раз­бив­ка де­ре­вен­ско­го на­де­ла на от­ру­ба или ху­то­ра. По­след­ние счи­та­лись наи­бо­лее удоб­ной фор­мой зем­ле­вла­де­ния, ибо кре­сть­я­нам, рас­со­сре­до­то­чен­ным по ху­то­рам труд­но бы­ло бы под­ни­мать мя­те­жи.

Что же долж­но бы­ло поя­вить­ся на мес­те об­щи­ны - уз­кий слой сель­ских ка­пи­та­ли­стов или ши­ро­кие мас­сы про­цве­таю­щих фер­ме­ров. Не пред­по­ла­га­лось ни то­го, ни дру­го­го. Пер­во­го не хо­те­ло са­мо пра­ви­тель­ст­во. Со­сре­до­то­че­ние зем­ли в ру­ках ку­ла­ков долж­но бы­ло ра­зо­рить мас­су кре­сть­ян. Не имея средств про­пи­та­ния, они хлы­ну­ли бы в го­род. Про­мыш­лен­ность, до 1910 г. пре­бы­вав­шая в де­прес­сии, не смог­ла бы спра­вить­ся с на­плы­вом ра­бо­чей си­лы в та­ких мас­шта­бах, а на­ли­чие мас­сы без­дом­ных и без­ра­бот­ных гро­зи­ло но­вы­ми со­ци­аль­ны­ми по­тря­се­ния­ми. По­это­му пра­ви­тель­ст­во до­пол­ни­ло указ, вос­пре­тив ску­пать в пре­де­лах од­но­го уез­да бо­лее шес­ти выс­ших ду­ше­вых на­де­лов, оп­ре­де­лен­ных по ре­фор­ме 1861 го­да. По раз­ным гу­бер­ни­ям этот пре­дел ко­ле­бал­ся в раз­ме­рах от 12 до 18 де­ся­тин. Ус­та­нов­лен­ный для "креп­ких хо­зя­ев" по­то­лок ока­зал­ся низ­ким. Что ка­са­ет­ся пре­вра­ще­ния ни­ще­го рос­сий­ско­го кре­сть­ян­ст­ва в "про­цве­таю­щее фер­мер­ст­во", то та­кая воз­мож­ность ис­клю­ча­лась вслед­ст­вии со­хра­не­ния по­ме­щичь­их ла­ти­фун­дий. Пе­ре­се­ле­ние в Си­бирь и про­да­жа зе­мель че­рез Кре­сть­ян­ский банк то­же не ре­ша­ли про­бле­му кре­сть­ян­ско­го ма­ло­зе­ме­лья. Ре­зуль­та­том та­кой ре­фор­мы мог­ло стать пол­ное и окон­ча­тель­ное ут­вер­жде­ние в Рос­сии по­ме­щичь­е­ку­лац­ко­го ("прус­ско­го") ти­па ка­пи­та­лиз­ма и пау­пе­ри­за­ция боль шей час­ти сель­ско­го на­се­ле­ния. Ка­пи­та­лиз­му по­тре­бо­ва­лись бы мно­гие де­ся­ти­ле­тия для пе­ре­ра­бот­ки всей этой пау­пе­ри­зи­ро­ван­ной со­ци­аль­ной сре­ды, край­не сла­бой в про­из­вод­ст­вен­ном и куль­тур­ном от­но­ше­нии, по­ра­жен­ной аг­рар­ным пе­ре­на­се­ле­ни­ем.

В ре­аль­ной жиз­ни из об­щи­ны вы­хо­ди­ла в ос­нов­ном бед­но­та, а так­же не­ко­то­рые го­ро­жа­не, вспом­нив­шие, что в не­дав­но по­ки­ну­той де­рев­не у них есть на­дел, ко­то­рый мож­но те­перь про­дать. В 1914 г. бы­ло про­да­но 60% пло­ща­дей че­рес­по­лос­но ук­ре­п­лен­ных в том го­ду зе­мель. По­ку­па­те­лем зем­ли ино­гда ока­зы­ва­лось кре­сть­ян­ское об­ще­ст­во, и то­гда они воз­вра­ща­лись в мир­ской ко­тел. Ча­ще по­ку­па­ли зем­лю за­жи­точ­ные кре­сть­я­не, ко­то­рые са­ми не все­гда спе­ши­ли с вы­хо­дом из об­щи­ны. По­ку­па­ли и дру­гие об­щин­ни­ки. В ру­ках од­но­го и то­го же хо­зяи­на ока­зы­ва­лись зем­ли и ук­ре­п­лен­ные, и об­ще­ст­вен­ные, что за­пу­ты­ва­ло по­зе­мель­ные от­но­ше­ния. По­сколь­ку сто­лы­пин­ская ре­фор­ма в це­лом не раз­ре­ши­ла аг­рар­но­го во­про­са и зе­мель­ное утес­не­ние воз­рас­та­ло, не­из­беж­ной бы­ла но­вая вол­на пе­ре­де­лов, ко­то­рая долж­на бы­ла сме­сти мно­гое из сто­лы­пин­ско­го на­сле­дия. И дей­ст­ви­тель­но, зе­мель­ные пе­ре­де­лы, в раз­гар ре­фор­мы поч­ти пре­кра­тив­шие­ся, с 1912 г. во­зоб­но­ви­лись.

На ху­то­ра и от­ру­ба то­же да­ле­ко не все­гда вы­хо­ди­ли "креп­кие му­жи­ки". Зем­ле­уст­ром­тель­ные ко­мис­сии пред­по­чи­та­ли не во­зить­ся с от­дель­ны­ми до­мо­хо­зяе­ва­ми, а раз­би­вать на ху­то­ра или от­ру­ба все се­ле­ние. Что­бы до­бить­ся от кре­сть­ян со­гла­сия на раз­бив­ку, вла­сти при­бе­га­ли к бес­це­ре­мон­ным ме­рам дав­ле­ния. Кре­сть­я­нин же со­про­тив­лял­ся не по "тем­но­те сво­ей", как счи­та­ли вла­сти, а ис­хо­дя из здра­вых жи­тей­ских со­об­ра­же­ний. Кре­сть­ян­ское зем­ле­де­лие очень за­ви­се­ло от ка­при­зов по­го­ды. Имея по­ло­сы в раз­ных мес­тах, кре­сть­я­нин обес­пе­чи­вал се­бе еже­год­ный сред­ний уро­жай: в за­суш­ли­вый год вы­ру­ча­ли по­ло­сы в ни­зи­нах, в дожд­ли­вый - на взгор­ках. По­лу­чив весь на­дел в од­ном от­ру­бе, кре­сть­я­нин ока­зы­вал­ся во вла­сти сти­хии. Ху­то­ра и оту­ба во­об­ще не обес­пе­чи­ва­ли подъ­е­ма аг­ри­куль­ту­ры, пре­иму­ще­ст­во их пе­ред че­рес­по­лос­ной сис­те­мой хо­зяй­ст­ва не до­ка­за­но. Ме­ж­ду тем ху­то­ра и от­ру­ба счи­та­лись то­гда един­ст­вен­ным, при­чем уни­вер­саль­ным сред­ст­вом по­вы­ше­ния кре­сть­ян­ской аг­ри­куль­ту­ры. А аль­тер­на­тив­ные сред­ст­ва, вы­дви­ну­тые са­мой жиз­нью, по­дав­ля­лись. Ре­фор­ма за­тор­мо­зи­ла на­чав­ший­ся с кон­ца XIX в. пе­ре­ход сель­ско­го об­ще­ст­ва от ус­та­ре­лой трех­поль­ной сис­те­мы к мно­го­поль­ным се­во­обо­ро­там. За­дер­жи­вал­ся и пе­ре­ход на "ши­ро­кие по­ло­сы", при по­мо­щи ко­то­рых кре­сть­я­не бо­ро­лись с чрез­мер­ной "уз­ко­по­ло­си­цей".

В боль­шин­ст­ве сво­ем кре­сть­я­не за­ня­ли не­бла­го­же­ла­тель­ную и да­же вра­ж­деб­ную по­зи­цию в от­но­ше­нии сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, ру­ко­во­дству­ясь дву­мя со­об­ра­же­ния­ми. Во-пер­вых, и это са­мое глав­ное, кре­сть­я­не не хо­те­ли ид­ти про­тив об­щи­ны, а сто­лы­пин­ская идея о "под­держ­ке силь­ных" про­ти­во­ре­чи­ла взгля­ду кре­сть­я­ни­на на жизнь. Он не же­лал пре­вра­щать­ся в по­лу­соб­ст­вен­ни­ка зем­ли за счет сво­их со­се­дей. Во-вто­рых, бо­лее сво­бод­ная по­ли­ти­че­ская ат­мо­сфе­ра, воз­ник­шая по­сле ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря, от­кры­ва­ла пе­ред кре­сть­ян­ст­вом но­вые воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия с по­мо­щью коо­пе­ра­тив­ной сис­те­мы, что бо­лее со­от­вет­ст­во­ва­ло ин­те­ре­сам кре­сть­ян­ст­ва.

Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная аб­ст­ракт­ность за­мыс­ла сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы в зна­чи­тель­ной ме­ре объ­яс­ня­лась ,кро­ме дру­гих при­чин, тем, что ее раз­ра­ба­ты­ва­ли лю­ди, не­дос­та­точ­но хо­ро­шо знав­шие де­рев­ню.

Не­смот­ря на ста­ра­ния пра­ви­тель­ст­ва, ху­то­ра при­жи­ва­лись толь­ко в не­ко­то­рых за­пад­ных гу­бер­ни­ях, вклю­чая Псков­скую. От ру­ба, как ока­за­лось, бо­лее по­до­шли для гу­бер­ний се­вер­но­го при­чер­но­мо­рья, Се­вер­но­го Кав­ка­за и степ­но­го За­вол­жья. От­сут­ст­вие силь­ных об­щин­ных тра­ди­ций там со­че­та­лось с выс­шим уров нем раз­ви­тия аг­рар­но­го ка­пи­та­лиз­ма, ис­клю­чи­тель­ным пло­до­ро­ди­ем поч­вы, ее од­но­род­но­стью на боль­ших про­сто­рах и низ­ким уров­нем аг­ри­куль­ту­ры. В этих ус­ло­ви­ях пе­ре­ход на от­ру­ба про­шел без­бо­лез­нен­но и бы­ст­ро при­нес про­из­вод­ст­вен­ную поль­зу.

Сто­лы­пин очень гор­дил­ся сво­ей ро­лью зе­мель­но­го ре­фор­ма­то­ра. Он да­же при­гла­сил за­ру­беж­ных спе­циа­ли­стов по аг­рар­но­му во­про­су, что­бы они изу­чи­ли ра­бо­ту, про­де­лан­ную им и его пра­ви­тель­ст­вом в де­рев­не. За 5 лет, с 1907 по 1911г.г. сис­те­ма кре­сть­ян­ско­го зем­ле­поль­зо­ва­ния пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. Не­мец­кий экс­перт по аг­рар­но­му во­про­су про­фес­сор Ауф­ха­ген поз­же пи­сал: "Сво­ей зе­мель­ной ре­фор­мой Сто­лы­пин раз­жег в де­рев­не пла­мя гра­ж­дан­ской вой­ны."

К 1 ян­ва­ря 1916 го­да из об­щи­ны в че­рес­по­лос­ное ук­ре­п­ле­ние вы­шло 2 млн. до­мо­хо­зя­ев. Им при­над­ле­жа­ло 14.1 млн дес. зем­ли. 469 тыс. до­мо­хо­зя­ев по­лу­чи­ли удо­сто­ве­ри­тель­ные ак­ты на 2.8 млн. дес., 1.3 млн. до­мо­хо­зя­ев пе­ре­шли к ху­тор­ско­му и от руб­но­му вла­де­нию ( 12.7 млн. де­ся­тин). Эти циф­ры нель­зя ме­ха­ни­че­ски скла­ды­вать, т.к. не­ко­то­рые до­мо­хо­зяе­ва, ук­ре­пив на­де­лы, вы­хо­ди­ли по­том на ху­то­ра и от­ру­ба, а дру­гие шли на ху­то­ра и от­ру­ба сра­зу, без про­ме­жу­точ­ной ста­дии. По под­сче­там ле­нин­град­ско­го ис­то­ри­ка В.С.Дя­ки­на, все­го из об­щи­ны вы­шло око­ло 3 млн. до­мо­хо­зя­ев, что со­став­ля­ет при­мер­но 1/3 от об­щей их чис­лен­но­сти в тех гу­бер­ни­ях, где про­во­ди­лась ре­фор­ма. Но не­ко­то­рые из вы­де­лен­цев фак­ти­че­ски дав­но уже не бы­ли до­мо­хо­зяе­ва­ми, т.к. по­сто­ян­но жи­ли в го­ро­де, а ук­ре­пи­ли свой за­бро­шен­ный на­дел толь­ко для то­го, что­бы его про­дать. Дру­гие до­мо­хо­зяе­ва ( око­ло 16%), про­дав ук­ре­п­лен­ный на­дел, пе­ре­се­ли­лись в Си­бирь.

Из об­ще­ст­вен­но­го обо­ро­та бы­ло изъ­я­то 22% зе­мель. Зна­чи­тель­ная их часть по­шла в про­да­жу. Ино­гда зем­лю по­ку­па­ло сель­ское об­ще­ст­во, и она воз­вра­ща­лась в мир­ской ко­тел. Бы­ва­ло, что "ми­ро­еды" ску­па­ли че­рес­по­лос­ные на­де­лы и от­да­ва­ли их в арен­ду кре­сть­я­нам-об­щин­ни­кам. Но по­след­ние и са­ми по­ку­па­ли зем­лю. Вла­дея об­щин­ным на­де­лом они, слу­ча­лось , име­ли и не­сколь­ко "ук­ре­п­лен­ных" по­лос. Все за­пу­ты­ва­лось и все по­лу­ча­лось со­всем не так, как за­ду­ма­ло пра­ви­тель­ст­во. Глав­ное же, вла­стям не уда­лось ни раз­ру­шить об­щи­ну, ни соз­дать ус­той­чи­вый и дос­та­точ­но мас­со­вый слой кре­сть­ян-соб­ст­вен­ни­ков. Так что мож­но го­во­рить об об­щей не­уда­че сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы.