Смекни!
smekni.com

Брак в Древнем Риме 2 (стр. 4 из 4)

Добродетели жены Идеальная жена Гармоничный брак

Автор: неизвестен
Источник: Jastrow (2006)Погребальная стела для прекрасной жены Атистии
modesta — скромнаяproba — честнаяfrugalis — бережливаяobsequentissima — уступчиваяpia — добродетельнаяfidelissima — абсолютно вернаяcasta — целомудреннаяpudens — стыдливаяofficiosa — услужливая univira — жена одного мужаdomiseda — быть домоседкойpulcherrima — прекраснейшаяprudentissima — самая благоразумнаяrarissima — необыкновеннаяincomparabilis — несравненная sine querella — без ссорconcorditer — в гармонииsine offensa — без обидsine fraude — без обманаsine iracundia — без гнева

Римский брак в культуреБожества, покровители брака:Конкордия — богиня согласия и покровительница супружеского мира.Юнона — богиня брака, семьи и материнства. Священным именем Юноны на свадьбах было Цинксия (лат. Cinxia), так как первоначально заключившие брак были лат. cinguli — «опоясанные»[32]. Другое прозвище Юноны — Унксия (лат. Unxia) напоминает о том, что порог дома должен быть смазан, чтобы предотвратить проникновение злых сил, Афференда (лат. Dea Afferenda) следила за приданым. Боги Юга лат. Dea Iuga[86] и Югатин лат. Deus Jugatinus[37]) — также имена Юноны, которая скрепляла браки[87].Бог Домидук (лат. Domiducus или лат. Interducus) приводил новобрачную к супружескому дому, Домиций помогал ей решиться войти в этот дом, Мантурна склоняла её остаться там жить.Церера — следила за правами замужних женщин.


Автор: Pompejanischer Maler um 60 v. Chr.
Источник: The Yorck Project: 10.000 Meisterwerke der Malerei. DVD-ROM, 2002. ISBN 3936122202. Distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH.Фреска с виллы Мистерий, ПомпеиГименей — в греческой мифологии божество брака, также олицетворение брачных песен, который также почитался в Древнем Риме. Так, сохранилась фреска из Помпей, изображающая Гименея стройным нагим юношей в шафранном плаще, с факелом в одной и венком в другой руке.Пикун и Пилумн (лат. Pilumnus et Picumnus) — в римской мифологии братья, боги брака и рождения.В искусстве:Сохранились немногочисленные фрагменты фресок с изображением dextrarum junctio в римских колумбариях[88].римские фрески, украшавшие дома, например, в Риме — античная фреска «Свадьба Альдобрандини» (Ватиканская апостольская библиотека), некоторые учёные считают фрески с виллы Мистерий в Помпеях, также изображением свадебных обрядов. Значительно больше сохранилось фресок по греческому образцу на тему свадьбы богов, например, свадебная процессия Посейдона и Амфитриты (Помпеи), свадьба Геры и Зевса.римские мраморные саркофаги с изображением свадебных ритуалов, например, свадебного шествия, или где изображены жених и невеста, соединяющими правые руки, при этом в левой руке жених держит свиток (брачный договор). Часто за парой изображена дружка невесты (иногда с чертами богини — покровительницы брака Юноны), которая соединяет руки супругов[9]. Произведений искусства, посвящённых другим свадебным ритуалам римской свадьбы не сохранилось.В литературе:Эпиталама (Свадебная песня) Девушка так же: невинна пока — бесплодно стареет.
Если ж, для брака созрев, достойно в супружество вступит,
Мужу дороже и меньше родителю в тягость.
Гимен, о Гименей, Гимен, явись, Гименей!
Девушка, ты не перечь такому супругу. Нельзя ведь,
Право, перечить тому, за кого сам отец тебя выдал.
Мать и отец заодно — их воле должна быть послушна.
Девство не все ведь твое, а отчасти родителей также:
Треть в нём отцовская есть, материнская треть в нём другая,
Треть лишь одна в нём твоя. Потому не перечь ты обоим,
Тем, что права передали свои и приданое зятю.
Гимен, о Гименей, Гимен, явись, Гименей!Катулл[89]Сохранилась «Свадебная песня» (стих 62) Катулла, написанная на манер греческих эпиталам, представляющая собой попеременное пение юношей и девушек перед наступлением брачной ночи. Стих 61[90] посвящён свадьбе Юнии Аурункулеи и Манлия Торквата (лат. Junia Aurunculeia, Manlius Torquatus), в котором можно найти подтверждение известных древнеримских традиций вступления в брак: выбор даты свадьбы, наряд невесты, обряд похищения, проводы в дом мужа[91].Одними из тем эпиграмм римского поэта Марциала были любовь, брак и распутство[92].В своих комедиях Плавт демонстрирует представления римлян об идеальной женщине и о её зависимом положении в семье, рисует портреты честных и верных жён. Молодые женщины выступают носительницами взглядов на брак как на союз, не зависящий от имущественных условий: «Не за деньги отдавал ты нас, за человека же…»[26].В VI сатире Ювенал описывает слабости и пороки современных ему женщин. Ювенал выступает против брака, описывая женщин-блудниц, «прелестниц пьяных», спальни, «полные перебранок», Рим, где царят «все преступленья и всевозможный разврат»[93].Апулей в «Метаморфозы, или Золотой осёл» описывает подготовку к свадьбе[94].
Примечания Friedl?nder Sitten der R?mer. — K?ln: Im Phaidon, 1957. — С. 241. Валерий Максим. 6, 3, 9. Цицерон. Att, 1 18, 1. Тит Ливий. История Рима от основания города, книга XXXIV, 3, 2. Schall, Ute Am Anfang war die W?lfin: Frauen im alten Rom. — D?sseldorf: Droste, 1994. — С. 43-87. — ISBN 3-7700-1017-5 Ю. К. Колосовская (под ред.) и др. Культура Древнего Рима. — Наука, 1985. — Т. 2. Дигесты XXIII 2, 1 (Дигесты Юстиниана. В 8 т. Т.4. М., 2004. С.275, пер. Д. А. Литвинова). Gunter Pirntke Heiraten im alten Rom (нем.). Sp?th, Thomas/Beate Wagner-Hasel Frauenwelte der Antike. Geshlechterordnung und weibliche Lebenspraxis. — Stuttgart: J. B. Metzler, 2000. — С. 32-53. — ISBN 3-476-01677-3 При этом имел значение факт признания отцом ребёнка, принимавшего его в семью. Дигест 23, 2, 4. Hirsch, Angelika-Benedicta Kleine Kulturgeschichte des Hochzeitsrituals. Heirat im alten rom. — Vandenhoeck&Ruprecht, 2008. — ISBN 3525604378 Weeber, Karl-Wilhelm Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Z?rich: 1997. — ISBN 3-7608-1140-X H.Pleticha, O.Sch?nberger, «Die R?mer», «Der kleine Pauly» Frauen im Alten Rom (нем.). Дигесты XXIII 2, 39-40, 53; Ульпиан Regulae 5.6. 42.34.3 John Murray A Dictionary of Greek and Roman Antiquities//Matrimonium (англ.). Gardner, Jane Women in Roman Law and Society. — Croom Helm, 1986. — ISBN 3-406-39114-1 Дигесты XXIII 1, 12 (Ульпиан). Цицерон. Ad Atticum 6.6. I; Ad familiares 3.12.2. Дигесты XXIII 4, 1 (Яволен). Дигесты XXIII 3, 77 (Трифонин). Эпиграммы (VIII, 12), перевод М. В. Ломоносова. Дигесты XXIII 3, 6 (Помпоний). Fragmenta Vaticana, 100. Ю.А. Топчиян Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода (нем.). Овидий. Фасты. III. 393—396. Плутарх. Римские вопросы. 87. Секст Помпей Фест. О значении слов. Caelebrari hasta (P. 55) или в комментариях к «Римским вопросам» Плутарха. 87. Такое покрывало носила фламиника (жена фламина), для которой развод был невозможен. Сергеенко М. Жизнь древнего Рима. Секст Помпей Фест. О значении слов. Тит Ливий История Рима от основания города. Книга I. считалось, что злые силы не могут подступиться к этому дереву. По мнению Катулла (стих 61, 162), разбрасывание орехов могло также означать прощание жениха с детством (детскими играми). Фест. Р. 55 (Cingillus). Августин. О граде Божием VI 9 Августин. О граде Божием. VI 9. Тертуллиан. К язычникам. Книга II. 11 Геллий Авл. Аттические ночи. Книга 2, 14. Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история. — Современник. Геллий Авл. Аттические ночи. Книга I, 6. По позднее изданному закону Lex Papia Poppaea снова было разрешено наследование. patria potestas означал неограниченная власть главы семьи, к которой также относились женатые сыновья со своими семьями, приёмные сыновья, рабы, скот и остальные владения. Дионисий Галикарнасский. Римские древности, II. 25. 2. Тацит. Анналы, книга IV. 16. Boeth. ad Cic. top. p. 299. Гай. Институции, книга I, 111. Дигесты (Павел) 25.7.4. Геллий. Аттические ночи. 3.2.13. буквально „душевной лёгкости“. Гай. Институции. I. 144. Дигесты XXIII 2, 5 (Помпоний), пер. А. В. Щеголева (Дигесты Юстиниана. В 8 т. Т.4. М., 2004. С. 277). Дигесты XXIII 2, 6 (Ульпиан). Friedl, Raimund Der Konkubinat im kaiserlichen Rom. — T?bingen: Franz Steiner, 1994. Для такого брака требовалось специальное разрешение императора, которое давалось только в исключительных случаях. Дигесты XXV 7, 3, пер. Л. Л. Кофанова; предположительно большая часть фразы, от слов «главным образом» — интерполяция Юстиниана (Дигесты Юстиниана. В 8 т. Т.4. М., 2004. С.543). Гай. Институции. I, 10, 12. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения II 9, 2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности II 25, 7; Валерий Максим II 1, 4; Плутарх. Римские вопросы 59; Авл Геллий. Аттические ночи IV 3, 2. то есть лишить её места хозяйки дома. Законы XII таблиц. Цицерон, Филиппики, II. 28. 69. Валерий Максим VI 3, 10-12; Плутарх. Римские вопросы 14 Плутарх Сравнительные жизнеописания. Эмилий Павл. Римский писатель Валерий Максим описывает случаи злоупотребления этим правом в целях обогащения. Юлий Павел. Сентенции. 5.6.15. так в переводе В. М. Смирина: (Культура древнего Рима. Т.2. С.51), иначе в переводе С. П. Маркиша: «прогнать жену, уличенную в отравительстве, подмене детей или прелюбодеянии» (Плутарх. Ромул 22). О благодеяниях, III. 16. 2. Дигесты XXIV 2, 4 (Ульпиан и Юлиан). Дигесты XXIV 2, 11 (Ульпиан). Дигесты XXIV 2, 3 (Павел). Дигесты XXIV 2, 9 (Павел). Овидий Фасты. книга 1 Дигесты (Ульпиан) 24. I. 32.13. Валерий Максим IV 6, 1-5. Плутарх. Римские вопросы. 65. Овидий. Любовные элегии. Книга I, 8, 43 — 44. В древности «рогоносец» также было названием обманутого мужа. Цитата из речи Катона Старшего (фр. 222 Мальковати) в кн. Авл Геллий. Аттические ночи X 23, 4-5. Дигесты XLVIII 5, 24 (Ульпиан). Дигесты XLVIII 5, 25 (Макр), см. Культура Древнего Рима. Т. 2. С.50. Дигесты. 23. 2. 4. Лишь при Константине мужчины и женщины стали в равной степени отвечать за измену перед судом. Grimal, Pierre Liebe im alten Rom. — Frankfurt/Main: Societas Verlag. Фест, P. 92. Preller, K?hler R?mische Mythologie. August Rossbach R?mische Hochzeits- und Ehedenkm?ler. Катулл Лирика. Хрестоматия по античной литературе. Текст стиха Jennifer Goodall Powers Roman weddings (англ.). Марциал Эпиграммы. Ювенал Сатиры. Сатира шестая. Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел». Латинские источникиГай «Институции». .Авл Геллий «Аттические ночи». (лат.) (англ.)Дионисий Галикарнасский «Римские древности» (англ.). Тит Ливий «История Рима от основания Города». Валерий Максим «FACTORVM ET DICTORVM MEMORABILIVM» (лат.). Павл «Сентенции» (лат.). Плиний Младший Письмо Юнию Маврику (1, 14). — Плиний описывает «идеального» жениха, идеальную жену Кальпурнию (письмо 4, 19, 2-5), стратегии наследования (письмо 8, 10).Светоний Жизнь двенадцати царей. Книга 2. Божественный Август. — брак и политические альянсы (62).Тацит Анналы, книга 4. — о насилии в браке (22,1).Секст Помпей Фест О значении слов. Цицерон Философские трактаты. Об обязанностях. Книга I, 54. — о значении брака и семьи для общества.«Corpus iuris civilis» — свод римского гражданского права, 529—534 года.В «Институциях», учебнике для начинающих юристов, главы о браке: 1,9 — 1,10.Дигесты. — 50 книг, составленных из трудов римских юристов. Книги о браке: XXIII—XXV.«Кодекс Юстиниана». Главы о браке: 5,1 — 5,27.Неизвестный автор Fragmenta Vaticana. De re uxoria ac dotibus. . Литература и ссылкиКультура Древнего Рима / Ю. К. Колосовская и др.. — Наука, 1985. — Т. 2.Сергеенко М. Жизнь древнего Рима.Топчиян, Ю. А. Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода. Carcopino, Jerome Rom. Leben und Kultur in der Kaiserzeit. — Stuttgart: Philipp Reclam, 1992. — ISBN 3-15-010382-7Duby, Georges, Michelle Perro Geschichte der Frauen in der Antike. — Frankfurt/Main: Campus, 1993. — Т. 1. — ISBN 2-7351-0513-XFriedl, Raimund Der Konkubinat im kaiserlichen Rom. — T?bingen: Franz Steiner, 1994.Friedl?nder, Ludwig Sitten der R?mer. — K?ln: 1957. — С. 241.Gardner, Jane Women in Roman Law and Society. — Croom Helm, 1986. — ISBN 3-406-39114-1Goodall Powers, Jennifer Roman weddings (англ.). Hirsch, Angelika-Benedicta Warum die Frau den Hut aufhatte. Kleine Kulturgeschichte des Hochzeitsrituals. — Vandenhoeck&Ruprecht, 2008. — ISBN 3525604378Pirntke, Gunter Heiraten im alten Rom (нем.). Pleticha, H., O. Sch?nberger, «Die R?mer», «Der kleine Pauly» Frauen im Alten Rom (нем.). Schall, Ute Am Anfang war die W?lfin: Frauen im alten Rom. — D?sseldorf: Droste, 1994. — С. 43-87. — ISBN 3-7700-1017-5Smith, William A Dictionary of Greek and Roman Antiquities//Matrimonium (англ.). Sp?th, Thomas/Beate Wagner-Hasel Frauenwelte der Antike. Geshlechterordnung und weibliche Lebenspraxis.. — Stuttgart: J. B. Metzler, 2000. — С. 32- 53. — ISBN 3-476-01677-3Weeber, Karl-Wilhelm Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Z?rich: 1997. — ISBN 3-7608-1140-X