Если нотариусу стало известно, что в состав наследства входит оружие, он должен уведомить об этом органы внутренних дел.
В соответствии со ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.
По договору доверительного управления учредитель управления (в данном случае нотариус) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Особенность данного договора заключается в том, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Автор указывает, что к существенным условиям договора относятся:[14]
1) состав имущества, передаваемого в управление;
2) вознаграждение за доверительное управление;
3) срок договора.
Договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, если в доверительное управление передается недвижимое имущество. Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом влечет его недействительность.
Доверительным управляющим может быть только полностью дееспособный гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность или некоммерческая организация (кроме учреждения). Однако управляющим может быть назначен исполнитель завещания, который будет исполнять полномочия по управлению имуществом на основании свидетельства о праве на наследство. Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.
Автор выделяет, что объектами доверительного управления могут быть:[15]
1) предприятия или другие имущественные комплексы;
2) отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу;
3) ценные бумаги;
4) права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
5) доля в уставном капитале хозяйственного товарищества или общества;
6) исключительные права и другое имущество.
Автор утверждает: имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества доверительного управляющего. Оно отражается на отдельном балансе, по которому ведется самостоятельный учет.
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. При этом права, приобретенные доверительным управляющим в результате его действий по управлению имуществом, включаются в состав переданного в управление наследственного имущества.
В сроки, установленные договором, доверительный управляющий должен представлять отчет о своей деятельности.
Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:
1) смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
2) отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
3) смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, а также признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
4) отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
5) отказа учредителя управления от договора по иным причинам.[16]
При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.
Автор указывает: в случае прекращения договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если иное не предусмотрено договором.
Ответственность доверительного управляющего наступает в следующих случаях:[17]
1) если он не проявил при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления;
2) если он совершил сделку с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений.
При этом доверительный управляющий возмещает выгодоприобретателю только упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления – как убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, так и упущенную выгоду.
Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
По общему правилу имущество из состава наследства, для которого не установлен особый порядок хранения (п. 2 и 3 ст. 1172 ГК РФ) и которое не требует управления им, передается нотариусом по договору хранения кому-либо из наследников, а при невозможности передачи его наследникам – другому лицу по усмотрению нотариуса, аналогичные правила установлены и на случай наследования по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, с тем, однако, отличием, что помимо передачи имущества по договору хранения наследнику или иному лицу исполнитель завещания может осуществлять хранение самостоятельно (п. 4 ст. 1172 ГК РФ).
Автор выделяет: нотариус, выступающий в качестве поклажедателя, вправе по своему усмотрению выбрать хранителя при невозможности передать имущество по договору хранения кому-либо из наследников.
Невозможность передачи имущества на хранение наследнику будет иметь место и в случае, когда никто из наследников на это не соглашается, поскольку к наследнику, как и к любому иному лицу, с которым нотариус (исполнитель завещания) заключает соответствующий договор, в полной мере относятся общие правила о свободе договора: участники гражданско-правовых отношений вправе самостоятельно решать, с кем и на каких условиях они хотят заключить договор (ст. 1, 421 ГК РФ).
Автор указывает, что в законе (абз. 1 п. 4 ст. 1172) прямо говорится о передаче наследственного имущества наследникам по договору хранения. Включение таких наследников в число лиц, с которыми нотариус или исполнитель завещания может заключить договор хранения, позволяет обеспечивать эффективное хранение, поскольку наследники, даже еще не принявшие наследство, имеют непосредственную заинтересованность в сохранении наследственного имущества.
Очевидно, что договор хранения, по которому хранителем является один из наследников, может иметь некоторые особенности, связанные с решением вопроса о вознаграждении за хранение и об ответственности за утрату, недостачу или повреждение принятого на хранение наследственного имущества. Наследник, безусловно, имеет право на получение вознаграждения за хранение (если только иное не предусмотрено договором хранения). Однако следует иметь в виду, что являвшийся хранителем наследник действовал в том числе и в собственных интересах. Поэтому при последующем распределении между наследниками расходов по хранению исключить из них долю, приходящуюся на наследника-хранителя.[18]
Автор дополняет, что закон не предусматривает каких-либо особенностей для договора хранения наследственного имущества, за исключением установления Правительством РФ предельных размеров вознаграждения за хранение (п. 6 ст. 1171 ГК РФ). Однако независимо от размеров вознаграждения данные расходы должны возмещаться (п. 2 ст. 1174 ГК РФ) за счет наследственного имущества до уплаты долгов кредиторам, но после возмещения расходов, связанных с болезнью и похоронами наследодателя, пропорционально стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества.
Автор указывает: в остальном к отношениям между нотариусом, выступающим в качестве поклажедателя, и хранителем подлежат применению положения § 1 гл. 47 ГК РФ о договоре хранения, в частности определяющие обязанности сторон (ст. 889, 890, 891–900, 904 ГК РФ), основания и размер ответственности хранителя (ст. 901,902 ГК РФ) и поклажедателя (ст. 903 ГК РФ).
Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им производятся в порядке, установленном ст. 1174 ГК РФ.
Автор обосновывает: такие расходы не относятся к долгам наследодателя. К необходимым расходам, которые следует произвести всвязи со смертью наследодателя, относятся:
1) расходы в связи с предсмертной болезнью умершего;
2) расходы на достойные похороны (в том числе оплата места погребения наследодателя);