Принцип гуманизма находит отражение и в положениях об обратной силе уголовного закона. Обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления и которое содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., заключенного государствами под эгидой ООН [11, с. 45-46]. На практике и в доктрине возникал вопрос об обратной силе законов, не меняющих наказание, но устанавливающих более длительные сроки давности уголовного преследования или более жесткие условия условно - досрочного освобождения осужденных, отбывающих наказание. Этот вопрос законодательно разрешен в ст. 9 УК Республики Беларусь, где указано, что обратную силу имеет закон, не только смягчающий наказание, но и "иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление". Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сроком наказания и, наоборот, сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу их санкции [12, с. 52]. Последняя позиция представляется предпочтительной, поскольку в необходимых случаях суд может назначить наказание ниже низшего предела санкции или даже назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом. Назначить же наказание более строгое, чем установлено законом, суд не может ни при каких обстоятельствах. В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
Таким образом, применение нового уголовного закона должно быть наиболее благоприятным для осужденного. Именно в этом заключается смысл обратной силы уголовного закона. В случае совершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжается непрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Так же должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон. Сущность принципа гуманизма заключается в признании ценности человека (однако не только преступника, но и в первую очередь того, кто пострадал от него). В частности, он выражается в том, что уголовная мера, влекущая существенное ущемление правового статуса осужденного, преследует единственную цель - оградить интересы других, правопослушных граждан, от преступных посягательств. В целях положительного влияния на виновного к нему должна применяться минимально необходимая мера уголовного наказания. С этих позиций следует признать вполне гуманным положение, согласно которому не влечет уголовной ответственности деяние, которое хотя формально и содержит в себе признаки состава преступления, но по своей малозначительности не является общественно опасным.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что принцип гуманизма означает:
- закон обеспечивает безопасность личности, в том числе и лица, совершившего преступление, а наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Принцип гуманизма, являясь уголовно-правовым выражением этической категории, исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу человека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого принципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах.
Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовой охраны личности.
Во-вторых, специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику.
1. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от 08.07.2008 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2008. -№ 170, 2/1464.
3. О судебной практике по делам преступлениях несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 г. № 3 (с изм. и доп. от 28.09. № 9) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. № 167, 6/494.
4. О судебной практике по делам убийстве: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - №
5. Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. – М.: Изд. группа ИНОФРА · М – Норма. 1995. – 243 с.
6. Крымiнальнае права Беларусi (закон, злачынства, адказнасць): Вучэб. дапам. / Пад рэд. А.У. Баркова. – Мн.: Амалфея. 1997. – 466 с.
7. Конопелько, С.П. Уголовное право. Особенная часть: Учеб.-метод. Комплекс для студентов. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 332 с.
8. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: Основы правового положения, правовой защиты и ответственности: Науч.-практ. коммент. к законодательству и иным нормат. актам о несовершеннолетних / По общ. ред. И.О. Грунтова. Мн.: - Книжный Дом. 1999. 589 с.
9. Примаченок А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / А.А. Примаченок. – 2-е изд., доп. – Мн.: Молодежное. 2006. – 80 с.
10. Примаченок А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.А. Примаченок. – 2-е изд., доп. – Мн.: Молодежное. 2006. – 136 с.
11. Уголовное право. Общая часть. Учебник / под. ред. Н.И. Ветрова. – М.: Новый Юристъ, КноРус. 1997. – 592 с.
12. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вызов / отв. ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. – М.: Изд. группа ИНОФРА · М – Норма. 1997. – 516 с.
13. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под общ. ред. А.И. Лукашова. Мн.: Тесей. 2001. – 808 с.
14. Уголовное право. Общая и Особенная часть: Учеб. Для вузов / Под общ. Ред. Д.ю.н. М.П. Журавлева и к.ю.н. С.И. Никулина. – 2-е изд., перераб. И под. – М.: Норма, 2007. – 816 с.