Смекни!
smekni.com

Эребуни (стр. 3 из 3)

Архитектура храмов Эребуни


Автор: Antonov14
Источник: собственная работа

Автор: Antonov14
Источник: собственная работа

Автор: EvgenyGenkin
Источник: собственная работа
Фрагмент перистильного двора храма бога Халди, реконструкция. Изображение бога Халди, настенная роспись храма, реконструкция. Вход в храм «Суси».

Монументальные росписиПо-видимому, благодаря тому, что урарты оставили Эребуни без боя, именно в этом городе лучше всего сохранились монументальные внутренние росписи стен, следы которых были обнаружены археологами почти во всех урартских городах[3]. Первые росписи были обнаружены в первый год раскопок, в 1950 году, в храме бога Халди. После этого археологи, исследовавшие Эребуни, проделали большую работу по сохранению упавших кусков стен и штукатурки с фрагментами росписей и по их консервации. Урартская технология окрашивания сохранила до наших дней яркую гамму красок настенных росписей. Уцелевшие оригинальные фрагменты росписей хранятся в музеях Армении, в основном в Историческом музее Армении. В музее «Эребуни», на развалинах самого Эребуни и в других музеях также выставлены многочисленные копии и реконструкции этих росписей.

Монументальные росписи из крепости Эребуни


Источник

Источник

Источник: Неизвестно

Источник: Неизвестно

Водоснабжение города


Источник: НеизвестноФрагмент каменного водопровода ЭребуниКак и в других урартских крепостях, в крепости Эребуни были тщательно продуманы и организованы системы водоснабжения и водоотвода. Водоснабжение крепости обеспечивал подземный самотечный водопровод из круглых каменных труб, стыкующихся друг с другом. Внешний диаметр труб составлял 40 см, внутренний 10 см, стыки между ними заделывались глиной. Источником воды для водовода вероятно являлись источники Гарнийских гор, расположенные в 7 км от Эребуни[33]. Остатки веток древнего урартского водопровода были обнаружены при раскопках на холме Арин-Берд. Водовод был тщательно скрыт и имел также стратегическое значение, особенно на случай осады крепости[3].Также тщательно был организован отвод сточных вод из крепости. Например, в большом внутреннем дворе крепости и в перистильном дворе сохранились колодцы для сбора дождевой воды с последующим водоотводом.Вода из водовода крепости вероятно не использовалась в городских кварталах города, так как её не хватало. На территории города был обнаружен каменный чан, фильтрующий воду из более загрязненных источников[34]. Наследие ЭребуниКрепость Эребуни на холме Арин-Берд с некоторой степенью условности считается (словами Б. Б. Пиотровского) «древним ядром» современного Еревана. С одной стороны крепость Эребуни была покинута урартами в VI веке до н. э., а затем занята персами в V—IV веках до н. э. и в IV веке до н. э. окончательно заброшена[3][18]. Известно также, что после завоевания Империи Ахеменидов Александром Македонским греческий центр в Армении уже находился вблизи современного Вагаршапата, в 20 километрах от Эребуни[10]. Таким образом, нет прямой связи между Эребуни покинутым в IV веке до н. э. и Ереваном, впервые упоминаемым в 609 году нашей эры (но, возможно, существующим с III века нашей эры). С другой стороны, возможна этимологическая связь между словами «Ереван» («Эривань») и «Эребуни» (несмотря на первоначальное чтение «Ирпуни»), которая позволяет допустить определённую связь между Эребуни и Ереваном[18]. Кроме этого, несомненно культурное влияние Урарту на Армению в целом и на Ереван в частности. Исследователи также видят в перестройках Эребуни эпохи Ахеменидов и в серебряных изделиях этого времени, обнаруженных в Эребуни, следы культурного влияния Урарту на Империю Ахеменидов[3][25]. Эребуни в настоящее времяВсе археологические работы в крепости Эребуни, расположенной на вершине холма, в настоящее время законсервированы. Многие объекты крепости, включая большие участки фундаментов стен, фундаментов храмов частично реставрированы. Отдельные элементы храма бога Халди и хозяйственных помещений крепости, где наилучшим образом сохранились участки кирпичной кладки, фрагментарно реставрированы и частично реконструированы, чтобы продемонстрировать посетителям принцип их устройства в урартское время[35].У подножья северо-западной части холма в 1968 году открыт Музей «Эребуни», где собраны находки собственно из Эребуни и из соседнего Тейшебаини, при этом оригиналы некоторых наиболее ценных предметов материальной культуры из обоих городов заменены копиями, а сами предметы находятся в Историческом музее Армении или в его запасниках[11].У противоположного склона холма, где в урартское время располагались городские постройки, в 2002 году возобновились археологические раскопки, финансируемые Фондом Сороса, в которых участвуют армянские и западные археологи[11].Слово «Эребуни» популярно в современной Армении и часто используется в названиях коммерческих структур и торговых марок. Один из районов Еревана носит название «Эребуни», так же назван один из аэропортов этого города. Примечания Согласно новому прочтению, например см. Арутюнян Н.В., Оганесян К.Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3. — С. 107 — 112.. Ранее читалось урартск. URUir-pu-?-ni, см. например Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории. — Москва: 1953 — 1954. — № 1 — 4, 1953; 1, 1954.). Детерминатив URU как и в других клинописных языках Месопотамии означает «город». Никольский М.В. Клинообразная надпись из Ганли-тапа около Эривани // Древности восточные. — Издательство Московского археологического общества, 1894. — В. II. Оганесян К.Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950—1959 гг.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1961. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — С. 22—23. — 286 с. — 3500 экз. Компиляция Б. Б. Пиотровского на основании публикаций Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории. — Москва: 1953 — 1954. — № 1 — 4, 1953; 1, 1954. и Оганесян К.Л. Арин-Берд (Ганли-тапа) — урартская крепость города Ирпуни // Известия академии наук Армянской ССР. — Ереван: 1951. — № 8. Капанцян Г.Р. Новая клинопись // Коммунист : газета. — Ереван: 1950. — Т. X. — № 4. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Алаев Л.Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 23. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — 144 с. — 1500 экз. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — С. 31. — 286 с. — 3500 экз. Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII—VI в. до н. э.. — Москва: Искусство, 1979. Каталог археологических предметов музея «Эребуни». — Ереван: издательство Управления по охране памятников истории и культуры Республики Армения, 2002. — 80 с. — ISBN 99930-2-535-6 Отождествление Хати, урартск. ??ti, с Мелитеной сделано на основе Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне / Еремян С.Т.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 233. — 266 с. — 1000 экз. и Дьяконов И.М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н.э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории. — Москва: Наука, 1981. — № 2. — С. 34—63. Перевод Г. А. Меликишвили из книги: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960. На самом деле «susi-» — урартский детерминатив, который вероятно обозначает просто «храм», однако это обстоятельство ещё не было известно учёным в начальный период раскопок в Эребуни, и за данным храмом бога Иварша во всей последующей литературе сохранилось условное название «Суси». Перевод Г. А. Меликишвили из статьи: Меликишвили Г. А. К вопросу о хетто-цупаннийских переселенцах в Урарту // Вестник древней истории. — Москва: 1958. — № 2. Меликишвили Г. А. К вопросу о хетто-цупаннийских переселенцах в Урарту // Вестник древней истории. — Москва: 1958. — № 2. Арутюнян Н.В. Биайнили (Урарту). — Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1970. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с. — 3500 экз. Лосева И.М. Раскопки цитадели урартского города Ирпуни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — Москва: 1955. — № 58. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 91—113. — 144 с. — 1500 экз. Мартиросян А.А. Аргиштихинили. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1974. Перевод Н. В. Арутюняна из статьи: Арутюнян Н.В. Оганесян К. Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3. Оганесян К.Л. Раскопки урартского города Эребуни // Советская археология. — 1960. — № 3. Лосева И.М. Новые археологические исследования отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина на холме Арин-берд // Советская археология. — Москва: 1958. — № 2. Аракелян Б.Н. Клад серебряных изделий из Эребуни // Советская археология. — 1971. — № 1. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 33. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 34. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 16. — 144 с. — 1500 экз. James Russell The Formation of the Armenian Nation // Govannisian R.G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century.. — New York: University of California, Los Angeles, St. Martin’s Press. — Т. 1. — ISBN 0-312-10169-4. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 40. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 63—64. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 64. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 125. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 125—126. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 131—138. — 144 с. — 1500 экз. ЛитератураОганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — 144 с. — 1500 экз.Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII—VI в. до н. э.. — Москва: Искусство, 1979.Оганесян К.Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950—1959 гг.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1961.Крепость Эребуни / Гаркавец А.Н.. — Алматы: Баур, 2005. — 192 с. — ISBN 5-7667-3603-7Арутюнян Н.В. Город Эребуни согласно клинописным источникам // Древний Восток. Города и торговля. — Ереван: 1973.Арутюнян Н.В. Оганесян К. Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3.Лосева И.М. Новые археологические исследования отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина на холме Арин-берд // Советская археология. — Москва: 1958. — № 2.Оганесян К.Л. Раскопки урартского города Эребуни // Советская археология. — 1960. — № 3.