В 2001-2004 гг. аналогичная практика распространялась на «шахидов» или одиночек-смертников, выявленных спецслужбами Израиля, США, России и т.п. В дальнейшем - по мере использования террористами компонентов ОМП - превентивные меры, скорее всего, распространятся и на «сугубо технических» исполнителей терактов. Например, речь может идти о контрабандистах, сознательно идущих на провоз через территории многих стран делящихся/радиоактивных материалов для их подрыва в США или иной стране.
Кроме этого, 16 сентября 2003 года усилиями Госдепартамента США, министерства внутренней безопасности, ЦРУ и ФБР создан совместный «Центр экранирования террористов» (Terrorist Screening Center -TSC). В этом Центре происходит отсеивание полученной от технической (спутниковой) и «народной» разведки данных о террористах. На этот «экран» поставляют свою информацию тысячи экспертов, их агентов и добровольцев. После оценки достоверности уже отфильтрованных компьютерными программами данных о намерениях террористов Администрация США принимает решения о нейтрализации реальных угроз.
В министерстве внутренней безопасности США создано специальное подразделение по информационному анализу и защите объектов инфраструктуры (Information Analysis and Infrastructure Protection - IA/IP). Оно позволяет руководителям министерства своевременно оценивать поступающие из всех уголков мира данные о замыслах террористов.
Еще одна организационная новинка в США - создание Центра обобщенных данных об угрозах террористов (Terrorist Threat Integration Center - TTIC). Он создан для обеспечения одними и теми же данными различных силовых ведомств США для принятия ими собственных быстрых решений на отдельно выделенных им «фронтах» борьбы с терроризмом. Сложение мозаичных данных о замыслах террористов позволяет принимать превентивные действия против них. Такой был сделан американцами вывод из уроков 11 сентября 2001 года.
Центр TSC разрабатывает разнообразные индикаторы враждебности по отношению к лицам и организациям, представляющим интересы США. Пока не ясно, насколько глубоко отличаются «важные» и «жизненно важные» интересы в год президентских выборов в США в ряде регионов мира. В американских СМИ утверждалось, что «евреи будут голосовать за демократов». Тогда как будет реагировать Администрация республиканцев на угрозы интересам США на Ближнем Востоке?
Тем не менее, по установленным якобы «внепартийным» индикаторам угроз интересам США становится возможным остановить террористов до того, как они нанесут удары. Генеральный прокурор США Эшкрофт (Ashcroft) прямо заявил: «Прямо сейчас у нас имеются несколько списков подозреваемых в терроризме лиц и соответствующие решения по ним. Центр экранирования террористов - это магазин по разовой закупке всего необходимого и сразу». Госсекретарь Пауэлл также считает, что его ведомство с чувством гордости становится частью такого Центра, «определяя террористов при выдаче им виз до того, как они смогут нанести нам вред». Благодаря сотрудничеству с ФБР, министерством юстиции, разведывательным сообществом и министерством внутренней безопасности, в Госдепартаменте США имеется программа «отбить отпай на цоколе лампы» (TIPOFF program). Она распространяется на 100 000 имен установленных террористов, полученных из электронных баз данных TTIC и TSC.
Как подчеркнул глава ЦРУ Тенет, «Центр TSC увеличит шансы задержания или ареста террористов до того, как они нанесут удары». А директор ФБР Мюллер подчеркнул оперативность этих действий: «Вся информация постоянно обновляется в режиме реального времени и круглосуточно...Более того, у нас есть доступ к экспертам, готовых выехать по первому вызову и предотвратить атаки террористов в любое время дня и ночи». Аналогичные заявления о том, что через зоны внимания их ведомств «не то что подозрительные террористы - муха не пролетит» делают руководители Администрации по обеспечению безопасности транспортных перевозок (Transportation Security Administration), национальной Администрации по вопросам ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration) и т.п.
Техническое обеспечение интеграции силовых структур США для успешного слежения за постоянно обновляемыми списками подозреваемых в терроризме лиц из числа иностранцев осуществляет специальное подразделение ФБР (Foreign Terrorist Tracking Task Force - FTTTF). Оно действует с 1 декабря 2003 года. А сам Центр TSC в настоящее время (к марту 2004 года) находится под коллективным управлением руководителей министерства внутренней безопасности, госдепартамента, Генерального прокурора и директора ЦРУ (по директиве Президента США №6, изданной для министерства внутренней безопасности - HSPD 6). На этой юридической основе подписываются меморандумы о намерениях и взаимопонимании с другими странами и их ведомствами, осуществляющими контртеррористические действия.
Заключение или о резервах контртерроризма
Провалы многих антитеррористических мероприятий в США и других странах НАТО убедительно доказывают, что без широкой общественной поддержки профессионалы-силовики не в состоянии победить, например, ядерных/радиационных террористов в «асимметричной войне».9 Естественно, в эру «цифровой революции» такая поддержка имеет соответствующие формы и методы.10
Если в США идеология контртерроризма охотно воспринимается Администрацией Дж. Буша, то у представителей Демократической партии США иное, часто негативное отношение к контртерроризму. Этому есть и партийные и иные объяснения. Кроме того, идеи контртерроризма еще не получили широкого признания и одобрения ООН - этого главного законодателя международного права. Между тем, налицо новые формы и методы обеспечения глобальной безопасности. Значит, время пересмотра полувековых норм и законов ООН в отношении превентивных мер против терроризма настало.
Приложение I.
Определение понятий:
- терроризм подвергает жизни людей риску, угрожает экономике и политике большими потерями. В частности, подрывает открытость и терпимость общества, без которых нет движения к его процветанию, как утверждал еще в середине 1990-х гг. проповедник либерально-демократических ценностей Ф. Фукуяма.11 Кстати, в 2002 году он признался, что «был не совсем прав» в оценке «конца истории», касавшегося систем тоталитаризма и автократии при «неизбежной» победе экономического либерализма;
- глобальный терроризм, используя всемирную компьютерную Сеть и иные электронные коммуникации, стремится реализовать неограниченное насилие для нанесения широкомасштабных потерь отдельным странам и даже сообществам (например, «золотому миллиарду»), а не только отдельным индивидам, группам граждан и слоям населения, прежде выделяемых традиционными террористами по идеологическим, этническим и религиозным признакам;
- ядерный/радиационный терроризм - современный вид угроз с применением расщепляющихся/радиоактивных материалов при использовании (угрозах использования) в сочетании с общедоступными взрывчатыми средствами. Все больше координируется глобальными террористами при масштабных и хорошо спланированных хищениях и контрабанде радиоактивных материалов. Он все более разнообразен, менее видим и более непредсказуем, чем традиционный терроризм. Поэтому контртерроризм нацелен на предупреждение ядерного/радиационного терроризма как важной составной части глобального терроризма;
- идеология нетерпимости составляет сущность терроризма. Поэтому и идеология контртерроризма основана на отрицании права на существование неправительственных движений, организаций, намеренно выходящих за правовое пространство, особенно, если ими планируется применение компонентов оружия массового поражения;
- если антитеррроризм готовит к ответным ударам (responsive strikes) , то идеология и практика контртерроризма направлена на опережение (pre-emption) и прерывание ударов террористов на максимально ранней стадии;
- технология контртерроризма - это, прежде всего, цифровые (digital) средства динамичного, в режиме реального времени компьютерного прогнозирования и моделирования атак террористов для принятия контрмер. В этом ряду находится система раннего предупреждения (early warning system) о готовящихся атаках террористов. В нее через неправительственные организации вовлекаются массы населения, составляющие качественно иные, прежде невиданные ресурсы агентурной разведки (Human Intelligence).