Смекни!
smekni.com

Безопасность как фактор развития (стр. 2 из 3)

Аналогично материальной сфере, нематериальные формы безопасности можно рассматривать как адаптационную реакцию (приспособление) к нематериальным факторам развития. Как указывалось, материальным инструментом такого приспособления является мозг (индивидуальный, групповой, обобщенный), а мыслительная деятельность – есть арена действий нематериальных видов безопасности. Для наглядности рассмотрим один из видов нематериальной опасностей: имеется ввиду – безнаказанность. Данный вид опасности чрезвычайно просто материализуется. Безнаказанность является некой универсальной формой отношений подобно бюрократизму, господству (включая мировое господство) и пр.

Обычно безнаказанность, если ее удается обнаружить, трактуется как отрицательное, опасное явление, как то, с чем нужно бороться, устранять, ликвидировать. На самом деле такой подход нельзя назвать корректным. Безнаказанность – нормальное явление, постепенно и естественно возникающее в процессе обычной трудовой деятельности (материальной тоже) и являющееся закономерным ее продуктом, следствием разделения и специализации труда, одним из позитивных инструментов интенсивного развития, особенно – в умственной сфере. Безнаказанность обычно связанна с достижением превосходства в какой-либо области человеческой деятельности. Соответственно, существует много видов безнаказанности, например, математическая – когда для большинства людей не представляется возможным оценить полученные проработки (включая прямые ошибки и недобросовестные подгонки), что позволяет воспользоваться этим фактом в своих и групповых интересах вплоть до влияния на фактор безопасности. Недаром Нильс Бор утверждал, что «в мире существует сообщество пострашнее бандитского: это сообщество ученых», а по положениям международного патентного права математические достижения не признаются изобретениями наряду с устройствами для грабежа.2 К этой же категории относится безнаказанность в киберпространстве, в сфере физических, инженерных и иных расчетов. Все это может быть использовано для организации различных «аварий», пожаров, разрушения зданий и сооружений, столкновения и «случайной» гибели самолетов и пр.

Безнаказанность действует в течении определенного интервала времени. Понятие абсолютной безнаказанности относится к физическим лицам (группе лиц), когда срок действия безнаказанности превышает срок их физической жизни. Сюда же относится безнаказанность, которая не нарушает прямо или косвенно какой-либо аспект безнаказанности конкретных лиц, групп или всей совокупности населения.

Общество всегда боролось с негативными проявлениями безнаказанности. Разработано множество приемов. Например, способ аналогичный методу оценки качества продуктов: если продукты произведены в условиях, гарантирующих их качество, то они могут оцениваться как пригодные к употреблению.

Из сказанного следует, что характер безнаказанности как любого другого оружия (ядерного, биологического и пр.) определяется тем, в чьих руках оно находится, в чьих интересах и каких целях используется или может быть использовано. Гонка безнаказанности объективный процесс, являющийся фактором лидерства мыслящих биомасс. Но даже простое осознание бесперспективности роста негативных проявлений безнаказанности уже ставит определенную грань, предел этому процессу. С безнаказанностью нужно бороться, но нельзя победить. Все дело, как обычно, в допустимой мере, в ее допустимом уровне.

Наиболее часто безнаказанность выражается в информационной, организационной или властной асимметрии, асимметрии безопасности. Здесь безнаказанность может проявиться в форме угрозы. Так, 28 июня 2002 года по поводу переноса рассмотрения законов об энергетике некоторые граждане чубайсовского типа высказали тезис, что данное решение – это политика, а с политикой они умеют разбираться. Чрезмерная безнаказанность (непогрешимость) может приводить к душевной болезни тщеславия и стремлению положить ее в основу социально-политического устройства общества не только в какой-либо стране, но и в мире в целом. Именно на этой базе осуществляется явно прослеживающееся обособление мирового правительства и его национально-социалистической системы от всего остального человечества.3

Особое место среди нематериальных объектов системы безопасности занимает политическая воля, о чем постоянно напоминает ЦРУ в своих проработках и по текущим вопросам, и, особенно, на перспективу.

Если построить зависимость необходимого уровня мышления от общественно необходимого уровня иерархии, то окажется, что начиная с нуля ( с момента рождения ребенка) с ростом уровня социальной иерархии в этой сфере требуемый уровень мышления сначала резко возрастает, но, достигнув некоторого пика, начинает падать асимптотически приближаясь к нулю в бесконечной иерархии.

Причины роста необходимого уровня мышления на первом этапе этого роста социальной иерархии понятны – они связанны с усложнением и детализацией законов и правил, к которым общество и система безопасности должны адаптироваться и по которым они должны проектироваться и строиться. Далее процесс сложности управления и других социальных процессов продолжает нарастать, но начинает падать масса исполнителей, стоящих на вершине социальной пирамиды, и, главное, несопоставимо с рядовыми решениями начинает увеличиваться время реализации (и, соответственно, падать необходимая скорость мышления). На самом верху социальной иерархии решаются вопросы типа замысла, которые необязательно должны возникать в мозгу высших лиц. Эти предложения-замыслы, обычно содержащие не более трех слов, - возникают в среде предыдущих уровней иерархии, в пиковой зоне. Возникают спонтанно и хаотически. Те, у кого грандиозные замыслы возникают, оказываются неспособными их реализовать, поэтому они без труда и сожаления избавляются от невыносимого для них груза. Отбор замысла (как элемента конструкции неизбежностей) осуществляется фактически независимо от частных лиц обобщенной биосоциальной потребностью, свойственной «обобщенному мозгу», что можно трактовать как «изначальность» замысла и соответствующих ему целей. Указанное – одна из причин, почему наиболее выдающиеся лидеры были не из тех, кто достигает высшего уровня мыслительной иерархии, а из предыдущих слоев – они могли мыслить более примитивно на уровне обобщений. А это очень большой талант и большая редкость. Этот дар необходим на самых верхних этажах социальной иерархии, но, одновременно, это приводит к высокой уязвимости высших лидеров и становится основой для манипулирования ими. Тот, кто сумел оплодотворить своей политической волей большой замысел, выражающий объективную потребность социума, становиться «отцом» очередного этапа общественного развития и нового уровня системы безопасности. Политическая воля нейтральна к замыслу. Она фактически является одним из свойств индивидуума. Политическая воля не может одинаково быть оценена абсолютно всеми, кроме того – она неоднородна по времени.

Если в замысле отсутствует фактор безопасности, то это, в итоге, приводит к отрицанию замысла. Поэтому понятия «замысел» и «безопасность» имеют высокую синонимическую связь. Соответственно, безопасность, как уже говорилось, также можно отнести к некоторой «изначальной» категории.

Современный этап развития общества определяется господством творцов рынка, как директивной системы управления большими массами людей. Система управления рынком сочетает в себе элементы иерархии, имеющие ярко выраженные линейные структуры, сформированные с различной степенью конкретности, и неиерархические подсистемы, действующие независимо в рамках общей задачи, сформулированной с разной степенью конкретности, вплоть до уровня общей идеи. Такие системы позволяют оказывать плановое директивное влияние на политическую волю лидеров стран мира путем манипуляций, путем подавления политической воли, путем назначения «избираемых» лидеров с заданным направление политической воли или вообще обладающих очень низким ее уровнем, а также путем физического устранения неугодных лидеров. Это обстоятельство должно учитываться при построении системы всеобщей безопасности, где фактор политической воли является определяющим. При отсутствии политической воли и соответствующей реализационной структуры, любые проекты, планы и разработки относятся к категории пожеланий.

Активно развивающиеся процессы международного разделения труда, необходимость широкомасштабной координации человеческой деятельности на Земле и в космосе, потребность в более тесном объединении народов Земли в рамках многоплановой международной системы безопасности делают чрезвычайно актуальным вопрос о едином языке. Особенно активные попытки решения этого вопроса предпринимаются в последнее время. Работы ведутся в диапазоне от создания единого обобщенного языка (способа общения) до оккупационного языка. Языковая проблема одна из самых сложных и дорогостоящих. Уже озвучено понятие экономической эффективности языка. Так, изучение прибалтийских языков менее экономически эффективно, чем изучение английского или русского языка.

Обширные языковые эксперименты были проведены международной «рыночной системой» на территории СССР и до, и после его ликвидации. Примерные нормативы массовой подготовки сотен тысяч людей ежегодно к переезду в другую страну на уровне 1980-х годов без отрыва от «производства» оценивались примерно следующими показателями: изучение нового языка – 2 года; изучение новой культуры и быта – 5 лет; отторжение прежней культуры и отношений – 7 лет. Современные нормативы существенно упрощены, но это не уменьшает сложности вопроса, особенно проблемы сохранения ранее накопленного интеллектуального и иного «нематериального» общечеловеческого богатства.