Смекни!
smekni.com

Пожарная охрана до 1917 года (стр. 4 из 8)

На земских исправников возлагалось руководство тушением пожаров в лесах и на полях. Те же задачи вошли в обязанность городничего.

Помимо решения организационных вопросов большое внимание уделялось мерам предупреждения пожаров. С 1712 года в новой столице было запрещено строительство деревянных домов. В Москве это положение действовало с 1700 года. Кроме каменных разрешалось строить глинобитные дома. Новое строительство регламентировалось указом 1728 года "О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня". В нем указывались способы возведения печей в домах и соединения их с крышей. Печи разрешалось устанавливать только на несгораемом фундаменте, причем сама печь отделялась от стены дома двумя кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось использовать в качестве материала для крыш только черепицу, и уже имевшиеся деревянные покрытия предлагалось заменить на черепичные. Здания разрешалось строить "в одно жило" (одну линию - В. Т.), промежутки между ними по новому указу составляли не менее 13м.

Во избежание катастрофических пожаров все деревянные постройки, находящиеся вблизи важных и пожароопасных объектов, были снесены. Во все города и села рассылались печатные указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным и праздничным дням.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров (противопожарных стен - В. Т.). Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений.

Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия.

До XVIII века законов, охраняющих лесные богатства от пожаров, не было. Леса было много, и его хватало на все хозяйственные нужды. Однако с XVIII века положение дел стало меняться. Государство начало вводить некоторые ограничения. В 1753 году указом было запрещено разводить огонь в лесу. Это был первый такого рода документ. Спустя несколько лет это требование еще более ужесточили. Было запрещено разводить огонь вблизи лесов и мостов. Контроль за этим возлагался на специальную службу, которая несла дежурство на всех больших дорогах.

За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше. Описания современников больших городов XVIII века сохранили свидетельства страшных пожаров. Основные причины - исключительно деревянные постройки при большой их плотности, отсутствие пожарной охраны, небрежность обращения населения с огнем. Саратов, например, за всю историю выгорал 15 раз. Почти каждый пожар вызывал ответные меры властей по улучшению пожарной безопасности. В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

Обеспокоенные москвичи через своего депутата князя А.Голицина в 1767 году обращаются к комиссии по выработке нового Уложения с "Наказом от жителей города Москвы". В одном из пунктов этого документа говорилось: "Для предосторожности от пожарных случаев, коими здешний город многократно весь почти в пепел обращаем был, необходимо кладку печей, каминов, очагов производить под присмотром мастеров". Кроме этого они обращали внимание комиссии на большую плотность за стройки. 'Так как из-за скученности уже построенных деревянных строений едва ли можно что предпринять, то необходимость заставляет просить, чтобы в знатнейших частях города запрещено было деревянные строения и жителей принудить каменные дома и службы крыть черепицей".

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В Москве процесс создания пожарных команд происходил несколько иначе. В 1784 году город делят на 20 частей, в каждой из которых образована пожарная часть. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладельцев. Содержание и одежду они получали от хозяев. В ведении команд насчитывалось 464 лошади.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену. При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства.

Как правило, на большие пожары выезжали брандмайор и все брандмейстеры. Вместе с ними прибывали и по две смены пожарных с инструментами. Таким образом, на пожаре сосредоточивалось: тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. А при возникновении угрозы разрастания пожара сюда дополнительно прибывала и третья смена со всех частей.

Это приводило к большой сумятице, создавало значительные трудности в управлении и организации тушения. Только в 1808 году устанавливается порядок, определяющий выезд команд при различных пожарах. Кроме того, сюда стекались и большие толпы зрителей, затруднявших работу пожарных. Это побудило Екатерину II издать специальный указ: "Кто бы какого звания не был обоего пола, никому к пожару не ездить и не ходить, кроме тех, чья должность есть быть при таком случае..." Посторонних теперь штрафовали.

Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. Для заведования пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера. Число жителей, выделяемых каждой частью на пожар, определялось количеством жилых комнат домовладения. При этом на воротах каждого дома изображались те инструменты, с которыми жители должны были являться на пожар.

Генерал-губернатор при необходимости мог дополнительно выделить солдат. Кстати, устав пехотной полковой службы 1796 года имел и инструкции по пожарному делу. Так что эта помощь была существенной. Высочайшим приказом начальники пожарных команд при приезде на пожар обязаны были подчиняться местным полицейским властям.

В составе пожарного обоза в каждой из частей имелось два больших пожарных насоса. Помимо этого обозы содержались в городских кварталах. В штатах каждой части находился трубочист.

В сельской местности указом 1797 года крестьянам предписывалось иметь несколько крюков и 3-4 лестницы. Эти инструменты обычно хранились возле церквей или в центре села. На крышах крестьянских домов возле печных труб устанавливали небольшие чаны с водой.

Большую угрозу для сельской местности представляли лесные пожары. Одна из распространенных причин - сжигание леса при расчистке земли под новые пашни. Это происходило повсеместно. Специальным указом ответственность за предупреждение таких пожаров в 1798 году возложена на местные управы. Два года спустя в казенных селениях назначаются пожарные старосты, избираемые на три года из селян. В их обязанность входит контроль за соблюдением противопожарных правил. В частности, запрещалось разводить костры с наступлением весны и до середины октября. В ночное время разводить костер можно было не ближе двух сажень от лесного массива и т.п.

Конец XVIII века ознаменовался в Санкт-Петербурге опустошительными пожарами. Они заставили правительство внести серьезные изменения в организацию пожарной охраны столицы, которая до этого времени обеспечивалась мобилизованными жителями и войсками гарнизона. Правда, уже существовала пожарная экспедиция, но она представляла собой административный орган, т.к. штатного состава в ней не имелось.

Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано; МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.