Смекни!
smekni.com

Фатеева Наталья Николаевна (стр. 1 из 2)

Народная артистка России

Родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Отец - Фатеев Николай Демьянович, военнослужащий. Мать - Фатеева Екатерина Васильевна, работала в легкой промышленности, была директором ателье мод. Сын - Владимир (1959 г.рожд., от брака с кинорежиссером В. П. Басовым), актер и режиссер, поставил фильмы "Бездна", "Одинокий игрок", "Вместо меня", телесериал "Любовь.RU". Дочь - Наталья, (1969 г.рожд., от брака с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом Б. Ф. Егоровым), работает в финской строительной фирме "Сканска".

В семье, где родилась Наталья Фатеева, никто и никогда профессионально с искусством связан не был, хотя многие родственники были людьми артистичными и музыкальными. Со слов Натальи, по материнской линии их род был домовитый, зажиточный, крестьянский. По линии отца у всех была склонность к творчеству, лицедейству. Отец мог подобрать любую мелодию на фортепиано, по натуре был артистичен. Его сестры пели в церковном хоре. Неудивительно, что с юных лет Наташа мечтала стать актрисой. Она буквально поселилась в знаменитом Харьковском оперном театре, пересмотрела и переслушала все спектакли, а некоторые арии запомнила наизусть. Родители не очень приветствовали увлечение дочери сценой, считая актерство занятием малопригодным для жизни. Они все время напоминали ей, что главное - хорошо учиться. Но с учебой особых проблем не было.

В школе был драматический кружок, но туда ее не взяли из-за слишком высокого для ее лет роста. Зато без труда приняли в секцию легкой атлетики на стадионе "Динамо". Юная Фатеева достигла немалых успехов в спорте - стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в длину и даже по толканию ядра. Но в душе у разносторонне способной девочки теплилась лишь одна мечта - сцена. И она осуществилась. В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей поступила в Харьковский театральный институт, блестяще выдержав экзамены - получила пятерки по всем предметам. В 1954 году Наталья окончила институт. Так началась артистическая карьера Фатеевой.

Разумеется, мимо молодой актрисы с потрясающей внешностью не мог пройти кинематограф. В 1956 году Наталья дебютировала на Киностудии имени Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме "Есть такой парень". После успешного дебюта актрису стали вызывать на кинопробы и другие студии страны. В один из таких приездов в Москву Фатееву познакомили с Сергеем Герасимовым, чутким режиссером и педагогом, который взял молодую актрису в свою мастерскую, причем сразу на 4-й курс, чего не случалось за всю историю ВГИКа. В 1958 году Наталья окончила ВГИК, мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.

В период учебы Фатеева снималась в фильмах "Капитан "Старой черепахи" (1956), "Случай на шахте восемь" (1957), "Дело "пестрых" (1958) - фильмах традиционных, средних, как сказали бы сегодня - репертуарных. Показательным в этом смысле был фильм И. А. Пырьева "Наш общий друг" (1961), главную роль в котором сыграла Фатеева. Ее героиня - телятница Лиза Горлова - натура энергичная, лукавая и бесподобно красивая. Вокруг нее стаями вьются ухажеры, а она любит женатого парторга. Не из-за испорченности, а из-за своеобразного свободолюбия, к которому она приучилась в сиротском детстве. Но по законам того времени ее чувство обречено. Она вынуждена отказаться от любви и уехать из колхоза.

Эта роль принесла Фатеевой признание и популярность. Не только зрителей, но и критиков впечатлила здоровая, радостная, гармоничная красота актрисы. Но в кино уже утверждалась новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек - не с экрана, а с улицы. И хотя Наталья Фатеева, Алла Ларионова, Изольда Извицкая и другие первостатейные красавицы по-прежнему блистали на экранах, время требовало нового героя, новых лиц. Так, во всяком случае, казалось. Успех обернулся драмой. Наталья вспоминает, что тогда "в моде был серый цвет", к ее редкой внешности относились порой даже с пренебрежением и ей постоянно приходилось доказывать, что она не только красива, но еще и что-то собой представляет как актриса.

Конечно, кинематограф не мог отвергнуть Фатееву. Многие режиссеры осознавали, что эта актриса может прикрыть и их неумение, и слабость драматургии. Наталья Фатеева это отчетливо осознавала и отказывалась лишь от тех предложений, которые казались ей пошлыми как по отношению к жизни, так и к ней самой. Но она - актриса и обязана сниматься, выступать на сцене, встречаться со зрителями. И Фатеева приняла предложенные правила игры, научилась использовать каждую новую работу, чтобы самостоятельно докапываться до той углубленности, лаконичности и точности, когда даже в небольшой роли видна судьба, биография героя. Она научилась не думать ни о количестве метров пленки с ее изображением, ни о количестве кадров. Естественно, у внимательных кинематографистов эта одержимость профессией, делом молодой актрисы не осталась незамеченной.

В 1958-1959 годах Наталья Фатеева параллельно с кино играла в Театре-студии киноактера, с которым связана и по сей день. Среди наиболее ярких ролей - мадам де Реналь в "Красном и черном" С. Герасимова.

С 1959 по 1961 год Фатеева работала в Театре имени Ермоловой, где сыграла главные роли в спектаклях "Два упрямца" Назыма Хикмета с В. Якутом и "Три товарища" Э.М. Ремарка с В. Андреевым. В середине 1990-х играла в антрепризе "Арт центр" французскую пьесу "Сюрпризы семейного уик-энда" с А. Кузнецовым, И. Ясуловичем и В. Малявиной.

В начале 1960-х годов Наталья Фатеева сыграла главные роли в трех заметных и запомнившихся фильмах: "Битва в пути" (1961), "Три плюс два" (1963) и "Здравствуй, это я!" (1965). И хотя у героинь этих фильмов разные судьбы и разные профессии, их полюбили одинаково. Наверное потому, что актрисе удалось показать этих женщин - каждую по-своему - нежными, искренними, красивыми и душой, и лицом.

Таких женщин не забывают. Не случайно многие фильмы с участием Фатеевой становились лидерами национального проката. "Дети Дон Кихота" (1965) , "День ангела" (1968), "Песни моря" (1970), "Джентльмены удачи" (1971), "Табачный капитан" (1972), "Розыгрыш" (1976), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) - в этих фильмах проявилась и еще одна черта актерской индивидуальности Фатеевой: она - актриса многоплановая и многожанровая, может сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на "производственную" тему, в мюзикле и даже в детективе.

Почти каждая ее героиня стоит перед выбором между чувством и долгом. И каждой приходится его делать. Если в 1960-е годы героини Фатеевой отказывались от любви во имя некой абстрактной идеи, как того требовали идеологические установки времени, то в 1970-1980-е годы они уже боролись за свое женское счастье.

Весьма показательна в этом смысле одна из лучших работ Фатеевой в кино - роль Аллы в телефильме Константина Худякова "С вечера до полудня" по пьесе Виктора Розова. Ее героиня - современная эмансипированная женщина, которая отстаивает свои права жить своей жизнью, любить, кого хочет, а не потакать мужчине или еще кому-либо в их слабостях и превратных взглядах на жизнь. Фатеева оказалась убедительной и психологически достоверной, причем настолько, что зритель во многом разделил взгляды ее героини, распознал стержень сильного человека. Ее Алла, пожив за границей и увидев там некоторых соотечественников как людей порочных, бездуховных, возвращается с открытым сердцем в старинный дом московских интеллигентов, который когда-то покинула. Без прошлых обид, с желанием показать своему сыну мир другими глазами и осознанием того, что человек, которого она бросила, был единственным, кого она любила.

Умение быть "адвокатом" своих героинь вообще характерно для творчества Фатеевой. Казалось бы, она могла для этого пользоваться лишь своими внешними данными - безусловная радостная красота, которой обладает актриса, и так свидетельствует о внутренней гармонии. Однако для нее важнее создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа, как это сделала она, например, в популярном телесериале С. Говорухина "Место встречи изменить нельзя" (1979). Ее модистка Соболевская остро переживает ситуацию, когда единственный мужчина, соответствующий ее романтическому идеалу, оказывается отпетым бандитом и убийцей подруги. В этом образе актриса подробно и углубленно, шаг за шагом создает объемный психологический портрет женщины с непростой судьбой. Она прожила всю войну в одиночестве и теперь грустит о неудавшейся личной жизни, выдает желаемое за действительное, романтически фантазирует о своем любовнике. Соболевская любит и ревнует Фокса и боится его. Но не желает помочь милиции, считая это неинтеллигентным, чуть ли не предательством по отношению к близкому когда-то человеку. И понимает: все происшедшее с ней - фантастический обман.

Большинство героинь Натальи Фатеевой - наши современницы: учительницы, экономистки, инженеры, спортсменки, колхозницы и даже укротительница. Актриса всегда стремилась сделать их людьми чистыми, значительными, одухотворенными. Как и тех своих женщин, которые жили во времени, отдаленном многими десятилетиями. Среди исторических персонажей Фатеевой - Матильда Кшесинская ("Анна Павлова"), жена Меншикова ("Тайны дворцовых переворотов"), Симона Валери ("День ангела"), Варя Федорова ("Исход"), Актриса ("Анна Карамазофф"). Играя эти роли, актриса старалась быть максимально достоверной. За счет пластики, интонации, жеста она добивалась безусловной точности в любой, самой малой детали, характеризующей ушедшее время.

Наталья Фатеева снялась более чем в 60 фильмах. Среди ее последних работ - "Осенние соблазны" В. Грамматикова, "Тайны дворцовых переворотов" С. Дружининой, "Дорога на край жизни" Р. Мурадяна. Актриса много и успешно занималась дубляжом иностранных картин - их в ее биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова и многие другие.