Уголовный кодекс Республики Узбекистан, предусматривает такие составы компьютерных преступлений, как хищения путем присвоения и растраты с использованием средств компьютерной техники (п. “г” ч. 3 ст. 167), мошенничество с использованием средств компьютерной техники (п. “в” ч. 3 ст. 168), кража, совершенная с несанкционированным проникновением в компьютерную систему (п. “в” ч. 3 ст. 169), нарушение правил информатизации хст. 174), незаконное собирание, разглашение или использование информации (ст. 191), дискредитация конкурента (ст. 192).
Наряду с этим возникают вопросы: как оценивать соответствующие статьи УК РУз, а также их практическую эффективность? Хотя действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений с применением компьютерной техники, на практике таких дел возбуждено крайне мало. Одним из условий существования латентности компьютерных преступлений является недостаточная организационная и методическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.
Для ведения эффективной борьбы с такой категорией преступников необходимо наличие научно-методической подготовки специалистов-криминалистов со специализацией и знаниями в области оценки, раскрытия и расследования компьютерных правонарушений и экспертного исследования доказательств этих правонарушений. Незначительный срок существования соответствующих статей УК РУз и еще не отработанная практика их применения не позволяют сегодня вести речь об их эффективности. Сначала надо создать условия для использования действующего уголовного закона, а затем уже делать выводы о целесообразности внесения в него каких-либо изменений. Хотелось бы отметить, что постоянное модифицирование законодательных положений далеко не всегда оказывает желаемое воздействие на состояние правопорядка. Вносимые изменения должны иметь под собой четко проработанные и обоснованные доктрины, в противном случае трансформацией законодательных норм они лишь осложняют их исполнение и применение и не соответствуют принципу стабильности законодательства.
Осознавая важность решения этой проблемы, хотелось бы предложить введение специального курса под названием “Уголовно-правовые проблемы квалификации компьютерных преступлений”, на котором слушатели не только могли бы овладеть методикой и техникой взаимодействия с информационными технологиями, но и правильно квалифицировать этот вид правонарушений. Тем самым будет создана и активно разрабатываться и pазвиться научно-методическая база для обучения студентов и сотрудников правоохранительных органов борьбе с такими правонарушениями. А вместе с тем. будет создана возможность для глубокого изучения и предоставления эффективных рекомендаций законодателям в целях обеспечения адекватного механизма для Успешной борьбы с компьютерными преступлениями.
Стремительное развитие информационных, технологий влечет за собой появление и широкое распространение как' новых явлений, так и усовершенствованных старых методов и т. д. При этом, как свидетельствует практический опыт, право не всегда успевает за быстротой технического прогресса. Как уже отмечалось, остается, еще достаточно много областей, которым предстоит получить сво1о правовую peгламентацию.
Требуют решения и вопросы антимонопольного регулирования владельцев драв интеллектуальной собственности; защиты прав потребителей при использовании информационных технологий; криптографии и защиты технологий двойного назначения; использования информационных технологий в процессе; проблемы трансферта компьютерных технологий использования информационных технологий в правовом образования, да и само определение понятия “право информационных технологий ” как отдельной отрасли права, регулирующей вид отношений с участием информационных технологий. Таким образом, имеется большой массив работы для деятелей правовой сферы. Для ученых, исследователей — это систематизация и разработка теоретической и методологической баз для изучения указанных вопросов. В частности, представляются целесообразными создание исследовательского центра по изучению взаимодействия права и информационных технологий; разработка и внедрение специализированных курсов по отдельным дисциплинам, например “Право информационных технологий”, “Компьютерные правонарушения” и др.
Для законодателей — это разработка новых законопроектов, регламентирующих вопросы использования информационных технологий, стандартизации отношений в области информационных технологий, и определение государственной политики в данной сфере. Другой немаловажной задачей является определение и разработка национальной концепции дальнейшей информатизации республики и стимулирования развития информационных технологий. И хотя в этом направлении уже сделаны первые шаги путем принятия Законов “Об информатизации”, “О телекоммуникациях” и других нормативно-правовых актов, многое еще предстоит осмыслить и воплотить в конкретных проектах.
Далее, по мере расширения использования информационных технологий в хозяйственной деятельности, появится большой объем работ и для практикующих юристов, в плане разработки различных договоров, объектами которых будут информационные технологии: и для судей, которым, по всей вероятности, придется решать “головоломки”, возникающие из споров с использованием информационных технологий. Другой немаловажный аспект этого вопроса — возможный рост правонарушений с использованием информационных технологий и, как следствие, увеличение объема работы для сотрудников правоохранительных органов.
При всем этом очевидна необходимость формирования и развития благоприятного правового климата, стимулирующего создание, использование и дальнейшее развитие информационных технологий в Узбекистане, что будет способствовать успешному и динамическому развитию нашей страны в новом информационном веке.
1 В частности, если рассматривать информацию как один из видов продукта или объекта (нематериального происхождения), то одной, из характерных, черт информации является ее почти неограниченная способность к распространению. При этом традиционные концепции экономики, предусматривающие ограниченность ресурсов, уже не могут быть применены. См. Arrow K. The Economics of information in the Computer Age: А..Twenty-Year View. MIT Press, 1979.
2Например, расходы частных компаний на проведение исслнедований по разработке компьютерных технологий в 1998г. составили около 10 млрд. долл.США. См.Science and Engineering Indicators. Chapter 4. Research and Development: Funds and Alliances, http://www.nsf.gov/sbe/srs:scind 98/frames.thm. Кроме того, по сведениям американской корпорации CNN, в 2001 г. обўий объем совершаемых электронных сделок хчерез сети Интернет) достигнет 200 млрд. долл. США хКравец Л. Интеллектуальная собственность в электронной торговле. 1999. С. 40).
2. Возможности использования патентной защиты для разработок, связанных с использованием ЭВМ.
Как уже отмечалось, закон прямо указывает на непатентоспособность программного обеспечения ЭВМ, а также на непатентоспособность математических и иных научных методов обработки информации, лежащих в основе данных программных средств и являющихся главной частью их алгоритмического обеспечения.
А ведь именно основанный на достижениях фундаментальной и прикладной науки оригинальный алгоритм обработки информации за частую является наиболее интеллектуальноемкой и наиболее ценной частью высокотехнологичной разработки.
2 Там же, стр. 375-376. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение. Утверждены председателем Роспатента 20 сентября 1993 г., зарегистрированы в Минюсте РФ 5 ноября 1993 г. № 386. Российские вести. 1993. 2, 9 декабря. Пункт 2.1.1.
Тем не менее права разработчиков такого алгоритма в определенном смысле могут быть защищены патентным законодательством, но не напрямую, а опосредовано, в том случае если сама высокотехнологичная разработка является объектом изобретения и соответствует критериям патентоспособности.
Руководствуясь данным в Законе исчерпывающим списком возможных обьектов изобретений и ограничиваясь технической сущностью разработок, связанных с использованием вычислительной техники, следует признать, что для получения патентной охраны разработка должна быть представлена либо в виде устройства, либо в виде способа. (Теоретически, наверное возможно в каких то случаях говорить и об использовании такого обьекта изобретения как применение по новому назначению, но такие случаи если и могут быть, то достаточно редко).
С технической точки зрения наиболее очевидными вариантами реализаций рассматриваемого класса разработок в виде устройств будут две следующие принципиальные схемы:
-специализированные микропроцессорные устройства или устройства включающие таковые в качестве элементов;
-устройства, совместимые с серийными компьютерами и функционирующие совместно с последними в рамках единой системы.
Правила Роспатента, изданные в соответствии со статьей 2 Патентного закона РФ и содержащие разъяснения Государственного Патентного ведомства РФ по применению Патентного закона РФ, прямо предусматривают возможность отнесения таких разработок к объекту изобретения устройство и предписывают при подаче заявки предоставить их алгоритмическое обеспечение в разделе Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения. В частности, согласно правилам: "Если устройство содержит элемент, охарактеризованный на функциональном уровне, и описываемая форма реализации предполагает использование программируемого (настраиваемого) многофункционального средства, то представляются сведения, подтверждающие возможность выполнения таким средством конкретной предписываемой ему в составе данного условия функции. В случае, если в числе таких сведений приводится алгоритм, в частности вычислительный, его предпочтительно представляют в виде блок-схемы или, если это возможно, соответствующего математического выражения."1