Однако один только патриотизм не разрешает всех воспитательных проблем. Для успешного решения поставленных перед армией задач необходима дисциплина. Драгомиров рассматривал ее как цементирующее начало, превращающее армию в дееспособный организм.
Основа дисциплины, по мнению педагога, – строжайший уставной порядок. «Дисциплина, – утверждал он, – дело взаимное, т. е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз, ибо тот же самый закон, который налагает на солдата известные обязательства, обеспечивает его от неправых посягательств и начальствующие лица, которые позволяют себе подобные посягательства, суть нарушители и закона и дисциплины».
Наказание М.И. Драгомиров считал средством укрепления дисциплины, а не самоцелью. По его мнению, требовательность командира и взыскательность должны сочетаться со справедливым подходом, и тогда наказания, накладываемые этим командиром, будут восприниматься солдатом как следствие проступков, которых он больше не повторит. «Накажи и забудь – вот идеал русского солдата», – писал М.И. Драгомиров.
Он полагал, что в армии нет места палочной дисциплине и утверждал, что дисциплина в войсках должна достигаться: строгим выполнением уставов и инструкций, нормальным отношением начальствующих лиц к солдатам, равномерностью требований по службе, сообразным со степенью вины наложением дисциплины взысканий, постоянной проверкой исполнения отданного приказания и другими методами.
В современных условиях появилось немало новых форм работы по укреплению воинской дисциплины, которые обеспечивают поддержание ее на достаточно высоком уровне. Однако вышеназванные идеи Драгомирова, по-прежнему являются основополагающими.
В числе первостепенных нравственных качеств военного человека Драгомиров называл храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества не присущи людям с рождения и появляются у солдат в результате правильного воспитания. Он рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем выработки самообладания и бесстрашия в ходе напряженной боевой учебы, тактических учений, проведения сквозных атак, применения на учениях боевых патронов, личным примером начальников и т. д. Неустрашимость, стойкость и хладнокровие должны быть превращены в привычку. «Для человека – отмечал Драгомиров, – всегда дело было не в мере опасности, а в мере привычки к ней. Чем более укоренить привычку преодолевать страх, сопряженный со специальностью, для которой человек предназначается, тем он легче и лучше исполнит свое назначение».
В армейской жизни исключительно большое значение имеет чувство взаимной выручки. Русской армии оно издавна знакомо и всемерно укреплялось. В военном деле, указывал он, все основано на единодушии, на товариществе, а поэтому все, способствующее развитию товарищества, должно быть поощряемо, а все препятствующее ему – устраняемо.
Понятие взаимной выручки он трактует весьма широко, начиная от элементарного представления о взаимной выручке (в духе суворовского: «сам погибай, а товарища выручай») до широкого понимания взаимодействия войск, как формы взаимной выручки.
Обращаясь к опыту современной российской армии, можно сказать, что в вопросе сплочения воинских коллективов имеется немало проблем, негативных явлений. Снижение интенсивности боевой подготовки, рост социально–бытовых трудностей, частое привлечение военнослужащих для выполнения задач, не связанных непосредственно с их прямыми функциональными обязанностями подрывает корпоративный дух и осознание важности коллективизма в воинской службе.
По данным исследований, только 30 % военнослужащих называют в качестве основного фактора объединяющего их в коллектив – интересы службы и дела. Причем, если среди старших офицеров этим принципом руководствуются более половины опрошенных, то среди военнослужащих по призыву только 12 %. Остальные склонны объединяться по признакам взаимных симпатий и привязанностей, совместного преодоления тягот службы и т.д. Только каждый пятый опрошенный из числа военнослужащих по призыву дорожит и ценит коллектив и сослуживцев. Лишь 15 % заявили о своей готовности защищать товарищей, не жалея сил, рискуя своей жизнью.
Особое место в шкале армейских нравственных ценностей занимает воинская честь. Личная честь тесно связана с честью воинского коллектива, с честью Боевого Знамени. «В порядочной части, – пишет Драгомиров, – все может перемениться, все может умереть для войсковой жизни, одно остается неизменным и вечным, насколько вечны создания человека: дух и знания – его вещественный представитель. Часть, в бою сохранившая знамя, сохранила свою честь неприкосновенною, несмотря на самые тяжелые, иногда гибельные положения; часть, потерявшая знамя, – то же что опозоренный и не оплативший свой позор человек...».
Боевая летопись российской армии хранит множество примеров героических подвигов отдельных воинов, подразделений и целых частей, которые ради сохранения чести шли до конца, до самопожертвования, придерживаясь, правила наших далеких предков: «Лучше честно умереть, нежели бесчестно жить».
Понятие чести остается на протяжении многих веков священным. Из поколения в поколение передаются не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения в различных жизненных и боевых ситуациях, определенные нравственные установки. Многие из них получили закрепление в воинских уставах, а некоторые в неписанных законах – «кодексах чести».
В трудах Драгомирова обосновано положение о связи и взаимодействии духовных и физических факторов человека. Он считал, что твердая закалка и натренированность солдат и офицеров будут основой бодрости их духа, а она в свою очередь позволит дольше и легче выносить все испытания при достижении победы в бою.
В заключение, руководителю занятия рекомендуется подчеркнуть, что вся дальнейшая войсковая практика и опыт подтвердили жизненность и важность идей замечательного русского военного теоретика и педагога. Умелое, творческое их использование командирами и начальниками всех уровней, несомненно, поможет в современных условиях успешнее решать задачи по реформированию и укреплению Вооруженных Сил России.
Литература:
Учебное пособие подготовлено к изданию: подполковником Марущенко В.В., кандидатом философских наук, подполковником Антюшиным С.С., подполковником Яхновцом С.Е.
1. Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956.
2. О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991 г.
3. 14 лет. 1881-1894. Сборник оригинальных и переводных статей М. Драгомирова 1858 –1880, т.1. М., 1881.
4. Костин Б. Скобелев. М., 1990.
5. Информационно-аналитический обзор по результатам социологических исследований проблем морально–психологического обеспечения войск (сил) в 1996 году. М., 1996.